Через год после берлинской
премьеры «Паганини» появилась оперетта «Царевич». Здесь композитор снова
обратился к столь занимавшей его России. Пьеса польской писательницы Габриели
Запольской, превращенная в оперетту венскими либреттистами Белой Йенбахом и
Хайнцем Райхертом, у русских может вызвать лишь улыбку своим наивным (мягко
говоря) освещением русской истории и русской жизни. Роман царевича Алексея,
сына Петра Великого, с некоей Соней Ивановой (заменившей, очевидно,
историческую Ефросинью) развертывается сначала в Зимнем дворце, где выступает
на балу «хор донских казаков» (они же черкесы), затем в Неаполе, куда бегут
царевич и Соня. Какой-то «великий князь» встречает их там и уговаривает Соню
расстаться с Алексеем, так как его ждет трон. (Перепев сюжетного хода
«Баядеры».) Тут приходит известие о смерти царя Петра. (На самом деле Алексей
умер, как известно, на семь лет раньше отца.) Все русские умоляют Алексея
пожертвовать своей любовью и вступить на престол. Царевич внимает голосу долга
и уезжает. Соня падает, рыдая.
Эта развесистая клюква трогала
публику прежде всего, разумеется, музыкой. Легар почти отказался от
псевдорусского колорита и сделал главной элегическую тему любви, обреченной на
разлуку. Лишь в одном номере композитор пытается ощупью воспроизвести русскую
интонационную сферу – это «Волжская песня». И нужно отдать должное интуиции
Легара: его «Вольга-лид» странным образом напоминает русскую до корня мелодию
из «Прелюдий» Рахманинова...
Успех, который имел «Царевич»,
окончательно определил дальнейший путь Легара. Он словно прозрел: публика хочет
не смеяться, а плакать! Из веселого жанра оперетта делалась печальным и
драматичным. Финал с расставанием любящих и отчаянными рыданиями под занавес
стал узаконенным для каждой «легариады» – так стали называть шесть последних
произведений Легара, которые трудно причислять к опереттам.
Несмотря на вольную трактовку литературного и музыкального материала оперетты Легара (в частности,перестановку и изъятие некоторых драматургически-важных номеров, «осовременивание» оркестровой партитуры ),фильм,на мой взгляд ,яркий и интересный.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".