Шостакович,
как известно, работал над Четвёртой симфонией с сентября 1935 года по апрель
1936. Но ещё весной 1934 композитор сообщил в прессе о том, что работает над
новой симфонией, посвящённой теме обороны страны «Обязанность наша, как
композиторов, заключается в том, что мы нашим творчеством должны поднимать
обороноспособность страны, должны нашими произведениями песнями и маршами
помочь бойцам Красной Армии защищать нас в случае нападения врага». Шостаковича
командировали в Кронштадт, а первые эскизы композитор сделал на палубе крейсера
«Авроры». «Это должна быть монументальная программная вещь больших мыслей и
больших страстей. И, следовательно, большой ответственности – писал Шостакович
в статье «Будем трубачами великой эпохи». – И всё же до сих пор ещё не нащупал
её формы и «технологию». Сделанные ранее наброски и заготовки меня не
удовлетворяют. Придётся начинать с самого начала». Возвратился к симфонии
композитор только через год и в результате получилось сочинение, не имевшее
ничего общего с заявленной программой.
Впоследствии
Шостакович признавался: «Сейчас я ещё, пожалуй, с меньшей охотой делаю
заявления о своих творческих планах. Что, дескать, задумал на актуальный сюжет –
про освоение целинных земель. Или балет о борьбе за мир. Или симфонию про
космонавтов. Когда я был моложе, то делал иногда похожие на эти, крайне неосмотрительные
заявления. И до сих пор у меня интересуются, когда я закончу оперу «Тихий Дон».
А я такую оперу никогда не закончу. Потому что я её никогда не начинал. Просто
пришлось в трудный момент сказать нечто подобное. Это ведь у нас особый вид
самозащиты. Говоришь, что задумал такое сочинение. Обязательно с каким-нибудь
убойно звучащим заголовком. Это – чтоб тебя не побивали камнями. А сам пишешь
какой-нибудь квартет. И получаешь от этого тихое удовольствие. А руководству
сообщаешь, что сочиняешь оперу «Карл Маркс». Или «Молодая гвардия». Вот и
простят тебе квартет. Оставят в покое. Под мощным прикрытием таких «планов»
можно иногда прожить год-два спокойно».
Архивные
материалы свидетельствуют о том, что в 1934 году Шостакович всё же работал над
симфонией. В РГАЛИ хранятся эскизы 1-й и 3-й частей. Фрагмент 1-й части (54
такта партитуры), датированный 5 ноября 1934 г., был опубликован в 2003 году в
виде факсимиле. Кроме представленной здесь аудиозаписи данного фрагмента существует,
как минимум, ещё одна – живая 1998 г., Лондонский симфонический оркестр под
управлением Ростроповича.
Но вопрос
остаётся – действительно ли это была «оборонная» симфония или уже тогда композитор
намечал контуры будущей «малеровской» Четвёртой?
Спасибо! За подробности тоже. Хотя, всё это в общем известно. Интересно, случалось ли Бетховену или Брамсу бывать в подобных ситуациях или, хотя бы, делать подобные признания? Возможно, впрочем, здесь всего лишь "особенности" жизни в Советском Союзе? Ну да Бог с ними. Всё это пройдёт и забудется. Сейчас уже всё меньше становится людей побывавших в этакой "шкуре". Зато музыка - прекрасна и бессмертна, как душа человеческая. Даже страдающая. Слава Богу, что музыка не погибла! Ещё раз сердечная благодарность автору выкладки.
Спасибо! Удивительной силы кульминации - на 17-18 минутах 1й части и в финале (предфинале).Вообще,исполнение с концепцией,но из-за нее проигрывающее в ясности.Хорошее для "опытных" слушателей Шостаковича (для меня,наверное).
Пожалуйста! Увидел Вашу выкладку с Четвёртой http://intoclassics.net/news/2013-02-18-31556 и вспомнил про этот диск. Собственно, выложил я его ради фрагмента 1-й части (на сайте, кажется, его не было). А сама симфония у Сарасте, конечно же, получилась гораздо интересней, динамичней. Ещё раз спасибо за материал!
Спасибо, уважаемый Георгий, за знакомство с прежде не публиковавшимся эскизом.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".