Johann Joseph Fux
(1660 - 1741)
La Grandezza della Musica Imperiale
Ouverture in d N 4 · Concerto Le dolcezze e l'amerezze della notte E 112 · Der Nachtwachter · Intrada in C E 62 · Suite in C N 83 · Rondeau E 111
Freiburger Barockorchester, Gottfried von der Goltz (Violin and Direction)
Время звучания: 63'58
Сопроводительный текст из буклета
(заимствован из закрытого поста-дубля Алексея (unrotten) с неработающей ссылкой) :Победа в сражении у Каленберга, снявшая
вторую турецкую осаду в 1683 г., сделала Вену центром власти и
искусства. В Вену, ставшей имперской резиденцией Габсбургов, стекались
художники со всей Европы и особенно с земель Габсбургов. Один из самых
больших придворных оркестров состоял из всевозможных виртуозов. На
несколько последующих столетий Вена становится музыкальным центром
Европы.
В
начале позднего барокко Иоганн Йозеф Фукс достиг самого высокого
положения из возможного для любого музыканта в Европе. Он был придворным
мьюзикдиректором Габсбургов - германских Императоров Священной Римской
империи. Однако о его музыкальном обучении и начале жизни известно
совсем немного. Он просто появился на венской музыкальной сцене и быстро
занял самый важный пост.
Фукс
родился приблизительно в 1660 в Хиртенфилде, маленькой деревне около
Граца (Стирия). Он получил свои первые уроки музыки в соседнем С-Мэрине
от местного школьного учителя. Благодаря музыкальной одаренности Фукса
приняли в Фердинандеум, школу-интернат при иезуитском университете в
Граце. Туда на полный пансион зачисляли студентов без средств, но взамен
те были обязаны принимать участие в литургической музыке Хофкирхе в
Граце.
В
декабре 1683 Фукс становится студентом юридического факультета в
университете Ингольштадта, также занимая должность органиста в церкви
С-Морица. Пять лет спустя Фукс уезжает из Ингольштадта, не заканчивая
своего обучения; его местонахождение в эти годы неизвестно. Вена не
зафиксирована местом его пребывания до его свадьбы в 1696, когда Фукс
был записан в брачном журнале как органист в венском Шотландском соборе
(Schottenstift).
В
1698 Фукс был назначен имперским придворным композитором Леопольда I.
Впоследствии он занял должность музыкального директора собора С-Стефана,
заместителя музыкального директора имперского двора, и директора
частного ансамбля вдовствующей императрицы Амалии Вилхелмайн. В 1715
после смерти М.А. Зиани Фукс становится придворным музыкальным
директором.
На
этой должности Фукс отвечал как за создание работ всех жанров для
императорского двора, так и за управление придворным оркестром. Он также
преподавал композицию; среди его учеников были Георг Кристоф Вагензейл,
Готтлиб Муффат и Ян Дисмас Зеленка. Умер Фукс от туберкулеза 13 февраля
1741, спустя несколько месяцев после своего давнего покровителя и
работодателя Карла VI.
Обширное
творчество Фукса включает многочисленные мессы и оратории равно как и
другую духовную музыку - приблизительно две трети его произведений. Фукс
также написал множество опер и оркестровых произведений. Его самая
известная и влиятельная работа, однако, теоретический трактат Gradus
Parnassum. Принимая во внимание, что он оказался очень полезен для
начинающих композиторов за пределами южной Германии и Австрии и
использовался как учебник контрапункта в 20-ом столетие, собственная
музыка Фукса быстро ушла в забвение. Только в середине 19-ого столетия
Ладвиг фон Кохель издал каталог работ, в который после 1945 г. были
добавлены несколько произведений Фукса. Началось изучение его наследия.
Оркестровые
работы на представленной записи в числе заново открытых. К сожалению
было невозможно установить ни точную дату композиций, ни назначение этих
светских работ. Можно лишь предложить, что они были написаны в период
приблизительно 1700 г. и непосредственно связаны с музыкальной жизнью
венского императорского двора на основании того, что были приурочены ко
многим дням рождения и именинам членов имперской семьи. Ни одна увертюра
или симфония не похожа на другую, и неся на себе индивидуальную печать
самого композитора, эти работы значительно разнятся по нескольким
причинам.
Увертюра
(N 4) включает танцевальные ритмы и свободные разделы (Менуэт, Паспье,
Ария, Жига) так же как три части названные именами птиц: Pour le
Rosignol (соловей), Pourla Caille (перепелка) и Pour le Coucou
(кукушка). Элементы народной музыки обуславливают стилистически более
высокие ритмы. Это нечто, что Фрайбургский Барочный оркестр
интерпретирует как ритмы, вдохновленные издаваемыми криками птиц и
изображаемые ударными и флейтами в импровизаторской манере и удаленные
из контекста "Стандартных" темпов. Произведение с программным названием
Le dolcezze e l'amarezze della notte (E 112) (Доброта и грусть ночи)
наиболее уникально среди оркестровых работ Фукса. Его построение
определено трехчастными текстурами: трио деревянных духовых
инструментов, включающее два гобоя и фагот противопоставлено трио
струнных, средний голос не предусмотрен. Две части, озаглавленные как
Der Nachtwächter (Сторож) и Fantasie notturne (Ночная фантазия),
указывают таким образом на характер Серенады. В первой части, ведущая
мелодия (cantus firmus) песни сторожа первоначально играется в унисон.
Впоследствии она проходит сквозь группу индивидуальных голосов и
образует с ними контрапункт.
В
случае с Intrada (E 62), последовательность частей напоминает сюиту:
вводная симфония сопровождается тремя танцами: Сарабандой, Менуэтом и
Жигой. Расположение инструментов, однако, предполагает концерт для
скрипки пикколо (скрипка, настроенная на большую высоту чем обычно) и
оркестра. Двухсоставная вводная часть представляет чередование
солирующих инструментов и оркестра; виртуозная сольная часть
разворачивается в типично скрипичной гамме и разложенном трезвучии. Две
быстрые секции соединены эпизодом с адажио, который позволяет солисту
играть каденцию. Структура трех танцевальных частей следующая. Каждой из
двух частей играется оркестром тутти, в то время как выписанное
повторение солирующим инструментом. В Сарабанде есть двое дополнительных
разнящихся изложения, благодаря которым солирующий инструмент
демонстрирует виртуозность. Особенности первого параграфа в увеличение
темпа посредством тройных пассажей в сольной части, второго, (più
allegro) в кульминации в пассажах шестнадцатой ноты, быстрых темпах и
более коротких длин нот.
Сюита
(N 83) стилизуется под церковный гимн, состоящий в целом из пяти
частей. Четырехчастные струнные оркестра плюс деревянные духовые
инструменты увеличиваются втрое двумя трубами и парой литавр, которые
Фукс использует для введения (Entree), в Менуэте и в заключительном
Марше. Рондо из второй части ограничивается струнными и деревянными
духовыми. Трио Менуэта - для двух скрипок и альта без баса. Ария,
составляющая предпоследнюю часть, с другой стороны, для трио деревянных
духовых инструментов без средней части. Тональности также были выбраны с
учетом структуру произведения. Первая, третья и пятая части в
тональности до мажор, в соответствии с высотой труб; Рондо меняется к
субдоминанте фа мажор, трио в Менуэте к варианту до минор, в то время
как Ария находится в параллельной тональности ля минор. Результат -
симметрично выстроенная композиция с привлекательными внутренними
нюансировками в гармонии и звучности.
Рондо
(E 111) составлено из ряда 16-ти тактных фраз, подобно танцу
трёхдольного размера, благодаря чему тутти и сольные эпизоды гармонично
следуют друг за другом после восьми тактов. Как и в Сюите, Фукс
использует тембровое разнообразие. Большинство переплетающихся и
украшающих основную мелодию эпизодов с соло предназначены для скрипки,
но в заключительной трети с собственным соло выходит фагот.
Клаус Винклер
Новая ссылка:
МР3 142 МБ
Также можно взять отсюда, или прослушать онлайн: https://archive.org/details/JohannJosephFuxLaGrandezzaDellaMusicaImperialeFreiburgBaroqueOrchestra
также FLAC от komponistа старанниями Сергея Вольных ( sergfv): https://disk.yandex.ru/d/rIfHZ-e7UdTdoQ
Бывший материал участника ( eye)
Также:
Приятного ознакомления!
|