Йозеф [или Йожеф] Йоахим [или
Иоахим] (нем. Joseph Joachim;
28.6.1831, Китзе, близ Пресбурга [ныне Братислава] – 15.8.1907, Берлин) –
австро-венгерский скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Игре на скрипке
обучался в раннем детстве у С. Сервачинского в Пеште, с 1841 г. у М. Хаузера,
Г. Хельмесбергера я Й. Бёма в Вене, с 1843 г. – у Ф. Давида в Лейпциге, где на
творческое развитие Йоахима громадное влияние оказали Ф. Мендельсон и Р. Шуман
(по композиции Йоахим занимался у М. Гауптмана). Выступать начал с 7-летнего
возраста. В 1849-53 гг. концертмейстер придворного оркестра в Веймаре, где
сблизился с Ф. Листом. Испытав влияние его личности, Йоахим, воспитанный на
классических традициях, остался тем не менее чуждым веймарской школе, выступал
убеждённым противником творчества Листа, что привело к разрыву их отношений. В
1853-66 гг. Йоахим концертмейстер (с 1856 концерт-директор) в Ганновере. Здесь
произошло его знакомство с И. Брамсом, перешедшее в тесную дружбу, оставившую
глубокий след в творческой биографии обоих художников. С 1866 г. Йоахим жил в
Берлине, был директором и профессором Высшей школы музыки (с 1868), основал и
возглавлял (1869-1907) струнный квартет, составивший эпоху в истории
квартетного исполнительства. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, Венгрии,
России (впервые в 1872). С творческой деятельностью Йоахима связано утверждение
на концертной эстраде искусства скрипача-интерпретатора. Как пропагандист
произведений муз. классики и их ред. Йоахим способствовал обновлению
концертного репертуара скрипачей. Выдающийся истолкователь классической музыки,
Йоахим создал законченные интерпретации сонат и партит для скрипки соло И.С.
Баха, сонат и концертов В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, которые
стали своего рода художественным эталоном для целой эпохи, охватывающей период
с 1870 г. до нач. 20 в. Монументальность и широта замысла сочетались в игре
Йоахима с высокой романтической поэтизацией музыкального образа, чистотой и
благородством стиля. Характерной особенностью его скрипичного стиля являлось
умеренное применение вибрато и использование широкоохватного легато. Строгость
исполнительской манеры Йоахима явилась в известной мере ответом на
эмоциональные и виртуозные преувеличения скрипачей-романтиков. Многие черты
исполнительского стиля Йоахима получили отражение в его ред. сонат, квартетов и
концертов Моцарта, Бетховена и Брамса, в его каденциях к концертам этих
композиторов. Среди выдающихся учеников Йоахима: Л.С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман
и др. Значит. явление скрипич. методики - "Скрипичная школа"
("Violinschule", Bd 1-3, 1905), написанная Йоахимом совместно с А.
Мозером, включает широко разработанные разделы, посв. вопросам эстетики
музыкального исполнительства и ред. произведений классической скрипичной
литературы, с обширными комментариями. Йоахим – автор музыкальных сочинений,
написанных в духе Шумана и Брамса, в т.ч. 4 увертюр, 3 скрипичных концертов
(среди них - "Венгерский"), пьес для скрипки и фортепиано, песенки
др. Ему принадлежит ряд скрипичных транскрипций (в т.ч. "Венгерские
танцы" Брамса).
CD 1
1. Overture "Henry IV" Op. 17
2 – 4. Concerto in Hungarian Style, for violin & orchestra No. 2, in D
minor, Op. 11
2.
Allegro un poco maestro
3.
Romanze: Andante
4.
Finale: Allegro con spirito – Presto
5. Overture "Hamlet" Op. 4
Исполнители:
Elmar Oliveira – violin
London Philharmonic Orchestra
Conductor: Leon Botstein
Запись: 11 & 17.I.1991, Studio One, EMI Studios, Abbey Road, London
Длительность: 74 мин. 25 сек.
CD 2
1 – 3. Violin Concerto No. 3 in G major
1.
Allegro non troppo
2.
Andante
3.
Allegro giocoso ed energico, ma nontroppo vivace
4. Overture "Hamlet", Op.4
5. Overture "In Memoriam Heinrich von Kleist", Op.13
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".