Над оперой Шапорин начал работать в преддверии столетия со дня восстания декабристов; в 1925 г. на торжественном заседании по поводу столетия восстания был исполнен ее первый вариант. Однако произведение вызвало нападки, причина которых заключалась в либретто. Написанный А. Толстым текст был посвящен любви француженки Полины Гебль к декабристу Анненкову — она последовала за осужденным в Сибирь, где стала его женой. По мнению тогдашней критики, эта драма не отражала тему декабрьского восстания. Композитор взялся за переработку оперы. Жанр ее определился как героический, установилось иное соотношение между личной драмой и подвигом декабристов. Работа затянулась на многие годы. Попытки переделки прежнего либретто ни к чему не привели, текст, по существу, пришлось писать заново. Вместо Анненкова и Полины Гебль появились образы Щепина-Ростовского и Елены; в драматургии получили отражение основные события восстания. Среди героев оперы, выразителей ее идеи — Пестель, Рылеев, Бестужев, Каховский. Ясно очерчен и враждебный лагерь во главе с Николаем I. Задача создания логически развивающегося сценического действия при строгом следовании истории была нелегкой. Ее решение — немалая заслуга поэта В. Рождественского, чье участие привело к успешному завершению оперы. В текст либретто органично введены стихи поэтов той поры — Пушкина, Рылеева, Катенина.
Музыка Шапорина лирична по своему характеру. В ней нет внешнего драматизма, она пленяет распевностью, эмоциональной выразительностью, глубиной и подкупающим лиризмом как в передаче темы любви Щепина-Ростовского и Елены, так и в обращении Рылеева к маленькой дочери. Образы декабристов показаны на широком и ярком фоне народной жизни (например, ярмарка). В народных сценах есть ширь, удаль, ощущение могучих сил, скованных жестокой неволей, неизбывная тоска, роднящая мелодии, созданные композитором, с лучшими образцами русской протяжной песни (ямщицкая песня «Ой вы, версты», которую запевает Бестужев). Превосходны хоры, разнообразные по эмоциональному содержанию, передающие мысли и чувства массы. Опера богата ансамблями, один из лучших — клятва декабристов (песня-гимн на слова Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она...») перед выступлением 14 декабря. Маршевое, гимническое начало пронизывает музыку. В опере органически слиты интонации, характерные для той эпохи и революционных песен позднейшей поры. Автор не побоялся дать развитое вокальное решение и образов врагов восстания (ариозо Николая I «В недобрый час вступаю я на трон»), тогда как композиторы в подобных случаях чаще всего обходились бледноватым речитативом. Если декабристы, при всей разности характеров и темпераментов, показаны людьми высокого благородства и мужества, то Николай — холодный и жестокий палач, играющий роль рыцаря.
«Декабристы» — одна из лучших советских опер на историческую тему, опирающаяся на высокие традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. В ней множество участников, она очень сложна для постановки, поэтому только два крупнейших театра страны смогли включить ее в свой репертуар.
"Укрощение строптивой" Шебалина нашёл - заливаю. и ещё тоже его что то о Ленине вокально-монументальное) ещё сюиту из кантаты Шапорина "Доколе коршуну кружить" могу предложить
"Монументальное" сочинение В.Шебалина - это драматическая симфония "Ленин". Ор.16. Вместе с сюитой Ю.Шапорина было бы интересно поиметь. Также может быть есть другие хоровые сочинения Шапорина (оратории и кантаты)?
Большое спасибо за Укрощение строптивой. В юности видела фильм- оперу или телевизионный спектакль и надолго запомнилось впечатление и от пения и от игры. Декабристов скачала ради Нэлеппа, но, боюсь, не хватит терпения послушать всю оперу. Помню, в 50-х годах издавались книги дружеских шаржов на деятелей искусства и на Шапорина была эпиграмма - Приветствуем тебя, маститый наш творец. Ты оперу свою закончил наконец.Нам пожелать немногое осталось – чтоб шла она не меньше, чем писалась!
Членам Президиума ЦК по инициативе Н. С. Хрущёва было объявлено, что Л. П. Берия планирует провести государственный переворот и арестовать Президиум на премьере оперы «Декабристы».
Рылеев — Ал. Иванов (баритон) Пестель — А. Пирогов (бас) Бестужев — И. Петров (бас) Трубецкой - П. Селиванов Якубович - П. Воловов Каховский — Г. Нэлепп (тенор) Елена — Н. Покровская (сопрано) Николай I — А. Огнивцев (бас) Щепин-Ростовский - В. Ивановский Щепина-Ростовская - Е. Вербицкая Орлова - В. Смирнова Марья Тимофеевна - А. Иванова Помещик - Н. Захаров Стеша - В. Борисенко Ростовцев - П. Чекин Бенкендорф - Ф. Фокин Генерал-губернатор - В. Тютюнник Митрополит - Ю. Филин Старый солдат - С. Красовский Сергеич - Н. Щегольков Дворецкий - М. Сказин Ночной сторож - И. Михайлов Первый мужик - Т. Черняков Второй мужик - С. Колтыпин Полицейские - Д. Бедросян, Л. Ктиторов, И. Сипаев, В. Горбунов, И. Хапов Слуга - Н. Беляков Офицер на балу - И. Кузовщиков
Солисты, хор и орк. ГАБТ / А. Мелик-Пашаев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".