Начав свою карьеру как авангардный – и даже модный в
определенных кругах – композитор, Кшиштоф Пендерецкий в
начале 1960-х гг. обратился к более традиционной композиторской
технике и осваивал темы, не очень характерные для так
называемого «авангарда». Достаточно вспомнить его сочинения на
канонические религиозные темы «Верую (Credo)», «Утреня»,
«Страсти по Луке» и др. и сравнить их с каким-нибудь образцовым
сочинением маэстро его авангардного периода (сразу же
вспоминается «Тренодия в память жертв Хиросимы»).
Если попытаться дать какое-то определение музыке Пендерецкого
сегодняшнего дня, то с моей скромной точки зрения – это
«академическая музыка» в самом точном смысле этого слова. Не
классическая, не авангардная, не «современная», а именно
академическая, очень солидная, благородная по духу и
рассчитанная на интеллигентного, вдумчивого слушателя,
знакомого не понаслышке с музыкальной традицией прошлого и
готового слушать и вслушиваться в эту непростую, в общем-то,
музыку. Как академичен и облик самого Пендерецкого,
дирижирующего своими произведениями: длиннополый черный
фрак, галстук-бабочка, «профессорская» лысина, - никаких
«желтых кофт», никакого эпатажа, так свойственного
представителям авангардного искусства. Пишу безо всякой иронии,
в моем восприятии академичность – синоним качественного
профессионализма, будь то в науке или в музыке.
Возможно, самым известным сочинением Пендерецкого последних
двух десятилетий является «Польский реквием» – грандиозное,
эпическое по замыслу и исполнению музыкальное полотно,
оратория-размышление о трагических судьбах польского народа в
ХХ веке. Размышление почти исключительно музыкальными
средствами, так ни в текстах, ни в архитектонике произведения нет
почти ничего специфически польского. По структуре это
традиционный католический реквием с такими обязательными
частями, как Dies irae, Tuba mirum, Lacrymosa и т.п., написанными
на канонические тексты, хорошо известные, например, знающим
«Реквием» Моцарта. Однако имеется и «изюминка» –
традиционный польский гимн «Święty Boże».
Создание «Польского реквиема» началось почти 30 лет назад,
первая его часть («Lacrymosa») была написана в 1980 году и
посвящена Леху Валенсе и движению "Солидарность». Первая
редакция закончена в 1984 году, вторая – с добавлением Sanctus – в
1993 году,. Последняя – третья – редакция вышла в 2005 году и
содержит Чакону, написанную Пендерецким в память папы Иоанна
Павла II (в миру Кароля Войтылы). Предлагаемая мною выкладка –
это Вторая редакция. Чаконы у меня не было, впервые я услышал
её только в сентябре прошлого года на концерте Пендерецкого в
Омске, а потом нашел здесь, на «Погружении», в выкладке
что «погруженцы» имеют возможность получить полную версию
этого произведения в его окончательной редакции.
В архиве, кроме музыкальных файлов, помещены также сканы с
обложки диска и буклет (pdf). Там есть, в частности, латинский
текст оратории с английским переводом.
Запись осуществлена в мае-июне 2003 года в Варшаве. Дирижер
Антони Вит. исполняют: Изабелла Клоциньска (сопрано), Ядвига
Раппе (альт), Рышард Минкевич (тенор), Пётр Новацки (бас).
Варшавский национальный филармонический хор, Варшавский
национальный филармонический оркестр.
Ссылки восстановлены: CD1: http://files.mail.ru/2E1922B1DEFE4416A3C9D9381E519363
CD2: http://files.mail.ru/A0A5454F5C9E459B9BFA143EFD6504E6
Общий объем архивов примерно 420 Мб.
Пароль не задан.
|