Либретто Иоганна Филиппа Ноймана по пьесе "Абхиджняна-Шакунтала"
Калидасы
Премьера: соч.- 1821; пост.- 12.6.1971, Вена
Действующие лица и исполнители:
Sakontala / Шакунтала (Сакунтала)
Simone Nold
Duschmanta / Душьянта
Donát Havár
Kanna / Канна
Martin Snell
Madhawia / Мадхавиа
Konrad Jarnot
Durwasas / Дурвасас
Stephen Loyce
Kammerchor Stuttgart
Deutsche Kammerphilharmonie
Bremen
Dirigent: Frieder Bernius
Запись: 4.X, 2006, Stadthalle
Metzingen, Herbstliche Musiktage Bad Urach
Длительность: 86 мин. 27 сек.
В основе либретто лежит сюжет,
который восходит к изложенной в «Махабхарате» истории о царе Душьянте,
полюбившем прекрасную отшельницу Шакунталу, несколько переработанный Калидасой.
Во время охоты царь Душьянта встречает в лесу отшельницу Шакунталу, влюбляется
и предлагает ей руку и сердце. Срочные государственные дела призывают монарха в
столицу; перед расставанием он дарит Шакунтале свой перстень как подтверждение
их брака. Счастье влюбленных нарушает чародей Дурвасас, разгневанный тем, что
девушка по рассеянности не оказала ему должные почести. Дурвасас налагает
проклятие на царя, в результате чего тот не способен вспомнить и узнать свою
молодую супругу. Проклятие может быть снято, когда царь увидит у Шакунталы
перстень, но рассеянная женщина умудряется потерять драгоценную вещь во время
купания в реке. Когда она является во дворец, царь приказывает гнать прочь
«самозванку», но через некоторое время рыбак приносит ему перстень,
обнаруженный в желудке речной рыбы. Вспомнив все, царь печалится и тоскует по
утерянной жене. Позднее он одерживает победу в войне с демонами, совершает путешествие
на небеса и наконец воссоединяется с Шакунталой, которая к тому времени родила
ему сына.
Шуберт начал работу над "Шакунталой" осенью 1820 г. (и, скорее всего, прекратил работать над ней ещё до Нового года, закончив 2-й акт, и не дойдя до 3-го). Сохранившаяся рукопись, состоящая из более 400 страниц (на 16 нотных станов каждая - но почти на всех есть только вокальные партии, а инструментальные станы зияют пустотой), почти не даёт информации о характере оркестровки и гармонизации, с акомпанементом, выписанным лишь эпизодически, - но вокальные партии выписаны ПОЛНОСТЬЮ.
Датский дирижёр и композитор Карл Расмуссен (Karl Aage RASMUSSEN) недавно завершил шубертовское творение (его реконструкцию "Шакунталы" и представляет данная запись), заполнив пустоты оркестрового акомпанемента исходя из шубертовского оркестрового стиля в его операх.
Причину, побудившую Шуберта отказаться от написания 3-го акта оперы, Расмуссен видит в том, что первые 2 акта составляют драматургически законченное целое, а 3-й акт либретто Ноймана предлагал появление новых персонажей и новых ответвлений в развитии сюжета...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".