Обновление итальянской оперы могло происходить и в рамках
вердиевской традиции. Примером тому служит творчество Ильдебрандо Пиццетти
(1880-1968) - композитора, совершенно не известного у нас в стране из-за
навешенного на него некогда ярлыка "реакционера" и чуть ли не
пособника фашистских властей. Действительно, в 1938 году Пиццетти имел
неосторожность произнести слова одобрения в адрес культурной политики
правительства: "Никакое правительство ни в одной стране мира не сделало в
последние годы столько для музыкантов-профессионалов, сколько фашистское
правительство сделало и продолжает делать, поощряя щедрыми субсидиями
театральную, концертную и культурную деятельность". Однако в его
собственном творчестве, в отличие от некоторых его современников, нет ни одного
откровенно конъюнктурного и продиктованного идеологическими догмами
произведения. Ни маршей, ни гимнов, ни хвалебных кантат, и ни опер с
ура-патриотическими здравицами в финалах. Напротив, Пиццетти, человек глубокого
интеллекта, обширных познаний и строгого вкуса, тяготел к высокой музыкальной
трагедии, равно лишенной как веристской прямолинейности, так и авангардистских
экспериментов с языком, стилем, сюжетом и характерами
Либретто к опере «Дебора и Иаиль», которая стала одним из
лучших произведений Пиццетти, он пишет сам в 1915— 1916 годах. Реализации этого
замысла предшествовало создание весьма примечательного произведения
«Священного представления об Аврааме и Исааке», возрождавшего художественную
форму средневекового религиозного театра. Композитор вернулся к этому
сочинению в 20-е годы, создав вторую редакцию, в которой разговорный текст был
заменен вокальным распевом в духе классического речитатива и lamento.
Произведение приобрело тем самым неоклассицистскую направленность.
Несомненно, «Священное представление» дало толчок многим музыкантам к изучению,
расшифровке и пропаганде памятников староклассического итальянского искусства.
Партитура «Деборы и Иаили» была окончена в июне 1921 года. В
основе ее сюжета лежит эпический эпизод из библейской Книги судей (Песнь
Деборы), которому композитор придал остродраматический, конфликтный характер.
•Иаиль —
(евр. Яэл, серна), жена кенеянина Хевера. И. убила Сисару, когда тот, спасаясь
от Варака, укрылся в ее шатре и заснул. Девора, предсказавшая этот поступок И.,
воспевает ее решительность в своей песне (Суд 4:9,11,17 22; 5:6,24 27))
Особенно драматизированы образы Сисары и Иаили,
противопоставленные безжалостной пророчице Деборе. Впечатляют в опере полные
могучего дыхания народные сцены. Целостная симфоническая драматургия «Деборы и
Иаили» отразила стремление композитора к музыкально-театральному синтезу, к
соединению на основе музыки словесного текста и драмы. Содержательны вокальные
партии, обогащенные различными формами интонирования (от многообразных видов
речитатива до кантилены в духе bel canto), неразрывно связанные со словом, но
не подчиненные ему: смысл текста раскрывается сугубо музыкальными средствами. С
появлением «Деборы и Иаили» в итальянском музыкальном театре возродились
традиции героического оперного искусства прошлого: композитор создал
произведение высокого этического пафоса, борьбы могучих человеческих
характеров, каких не было на итальянской оперной сцене со времен Верди.
Abramo sacrifica Isacco - Caravaggio
Pizzetti: La sacra
rappresentazione di Abramo e Isacco.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".