Хиндемит - Художник Матис. 1994, Лисео, Барселона. Музик директор: Уве Мунд. Постановщик: Гетц Фридрих. Постановка Дойче Опер Берлин (1990) в содружестве с Гран Театр дель Лисео. Придолжительность: 143 минуты.
Ян Блинкхоф - Альбрехт фон Бранденбург (Кардинал Архиепископ г.Майнца) Альберт Домен - Матис Вольфганг Раух - Лоренц фон Поммерсфельден Рудольф Шасдунг - Вольфганг Капито Кристин Зигмундссон - Ридингер, богатый протестант Стефано Альгиери - Ганс Швальб Каран Армстронг - Урсула, дочь Ридингера Джорджина фон Бенза - Регина
Постановка, в которой действие совмещает черты 16 века и века 20-го. Такое решение не кажется неоправданным, т.к. события, в которых жил и работал Матис Грюневальд (крестьянская война, Контрреформация), в известном смысле близки к трагическим военным годам века 20-го. Декорации и костюмы минималистичны, но весьма органичны и продуманны.
В опере "Художник Матис", в основе сюжета которой - жизнь художника Маттиаса Грюневальда, Хиндемит попытался объединить неоклассицизм и народную музыку - все темы оперы созданы по образцу протестантских гимнов и немецких народных напевов. В разгар гитлеризма, накануне страшных событий, когда весь мир готов был проклясть немцев и вычеркнуть из памяти все немецкое, эта музыка напомнила людям о подлинной Германии. Исследователи точно определили жанр произведения - интеллектуальная драма. Композитор размышляет здесь о миссии художника. В образе Матиса прослеживаются аналогии и с жизнью самого Хиндемита, который подвергся репрессиям со стороны нацистской Германии.
Действующие лица: Альбрехт Бранденбургский, кардинал, архиепископ Майнцский Матис, живописец у него на службе Ганс Швальб, предводитель восставших крестьян Регина, дочь Швальба Урсула, возлюбленная Матиса Ридингер, отец Урсулы, богатый майнцский горожанин Лоренц фон Поммерсфельден, настоятель собора в Майнце Вольфганг Капито, советник кардинала Труксес фон Вальдбург, главнокомандующий союзного войска Сильвестр фон Шаумберг, один из его офицеров Музыкант графа Графиня Хельфенштейн
Либретто:
Вступление. Концерт ангелов Картина первая. Матис работает в Антонитерхоф, монастыре святого Антония у деревни Изенгейм. Работа Матиса прерывается появлением крестьянского вождя Швальба с дочерью Региной. Монахи перевязывают раны Швальба. Регина умывается у колодца и напевает идиллическую песню мирного времени, в которой говорится о том, как рыцарь дарит девушке ленту, расшитую пурпурными розами. Матис дарит Регине пеструю красивую ленту «из сказочной страны Вест-Индии», о которой никогда не слыхала простая деревенская девочка. Швальб очнулся, он с удивлением рассматривает работу Матиса: неужели люди еще пишут картины, когда нужны руки, чтобы переделать этот мир. «Искусство не имеет никакого смысла для простого человека»,— говорит он. Эти слова задели Матиса. Помогая Швальбу спастись от преследующих его всадников союзного войска, он принимает решение уйти к крестьянам.
Картина вторая. Архиепископ возвращается в Майнц, но вместо торжественной встречи застает столкновение католиков и лютеран. Толпа насмешливо встречает мощи святого Мартина, которые он приносит в дар собору. Художник Матис должен соответствующим образом «декорировать» мощи, чтобы привлечь внимание богомольцев. Настоятель собора Поммерсфельден требует у кардинала расправы над Матисом, за то что он спас крестьянского вождя Швальба. Кардинал настойчиво спрашивает Матиса, зачем он это сделал. Его задача — писать картины, а не воевать. Но Матис не может работать, слыша вопли отчаяния и страха, страдания братьев сковывают ему руки. Даже под пытками его не принудят больше прикоснуться к холсту, он требует увольнения.
Картина третья. Происходит публичное сожжение лютеранских книг на ярмарочной площади. Костры сложены, разгорается огонь, растет волнение толпы. Матис прощается с Урсулой, своей возлюбленной. Оставленная им, она должна стать жертвой циничной сделки: протестанты сватают ее за католического кардинала, который намеревается снять с себя духовный сан и стать светским князем. Урсула должна послужить примирению католиков и протестантов. Горожане Майнца одобряют этот план. Матис и Урсула прощаются на фоне пылающего костра из книг, под лютеранский гимн. В ее душе происходит трагический слом: она обречена стать жертвой расчетливых политиканов, ей предстоит одно унижение. Прощаясь с Матисом, она скорбит так, как будто прощается с миром. Два человека отрекаются от всякой радости, от настоящей любви, которая не повторится. Она просит только одного: она готова уйти с Матисом даже служанкой, лишь бы он взял ее с собой. Но Матис говорит, что судьбой им суждено расстаться, он не может взять ее. Их соединит только рай. Матис уходит. Отчаявшаяся Урсула соглашается «принести себя в жертву вере», она принимает участие в сделке, которую затевает с кардиналом ее отец.
Картина четвертая. Лагерь восставших крестьян. Мстители творят расправу у замка графов Хельфенштейнов. Они глумятся над умирающим графом, не внимая жалобным причитаниям графини. Казнив графа, крестьяне издеваются над ней. Не вызвав у них жалобы своими мольбами, графиня кидается в последней надежде к образу Богоматери. Крестьяне выволакивают графиню из часовни и срывают изображение Девы Марии. Матис стыдит грабителей, насильников и святотатцев, он угрожает им Божьей карой. Крестьяне бросаются в драку с Матисом, от расправы его спасает Швальб, но он приносит страшную весть о том, что конница Трускеса совсем близко. Войско Швальба деморализовано, небоеспособно. В сражении крестьяне отступают, конница добивает бегущих. Швальб убит, над ним склонилась Регина. Матис спасен от ландскнехтов заступничеством графини. Он оплакивает смерть Швальба и собственные неудачи. Ему остается только самоистязание и безумный бег по замкнутому кругу.
Картина пятая. Кардинал Альбрехт отвергает жертву Урсулы и принимает решение уйти от мира, принести покаяние и жить отшельником. Оставленная всеми Урсула оказывается в мире чуждых ей людей с одной лишь мыслью «делать добро».
Картина шестая. Матис и Регина, преследуемые страхом, бегут в глубь леса. Регине чудится, что за ней идет мертвый отец. Она спрашивает Матиса, куда уходят мертвые. Матис утешает ее рассказом о пении ангелов. В небесах музыку исполняет ангельская рать. Каждый исполняет свою партию, сама их одежда музицирует с ними. Из переливающихся всеми цветами перьев вылетает целый рой звуков. И в едином созвучии разноцветных кругов чудесным образом является нам зримая жизнь формы. Матис как бы пересказывает Регине свою картину в Изенгеймском алтаре, где изображен концерт ангелов. Регина засыпает. Светлое видение поющих ангелов не успокаивает самого Матиса. Сон его страшен. Он лежит на земле в облике святого Антония. В искаженных образах перед ним проходит его жизнь. Все его недавние знакомцы искушают его: кто богатством и властью, кто — любовной страстью, кто — ложной мудростью своей науки. Он оказывается на скамье подсудимых, и каждый в чем-то его обвиняет. Демоны, фантастические чудовища, олицетворя¬ющие страсти и пороки, терзают его, бессильно распростер¬того на земле. Бесы поют ему: «Твой главный враг — в тебе самом». В воображении возникает другая картина. Святой Павел говорит Антонию заветные слова, которые давно жили в душе Антония-Матиса: «Иди и пиши. Твоим творениям даровано бессмертие».
Картина седьмая. Регина умирает - тихо истаивает, примирившись с Вечностью. Перед смертью она говорит Урсуле, что видела страшную картину Матиса, на которой изображено Распятие. Кто понял этот страх, не может больше жить. Матис навсегда прощается с кардиналом. Он сделал всю свою работу, не растратив впустую и часа странствий, он отдал Богу и миру все, что мог. Кардинал уговаривает его остаться у себя, но Матис хочет, чтобы его, как зверя, оставили одного искать место своей смерти.
Качество видео невысокое. Флеш видео, скачано с Ютюба. Английские субтитры.
Большое спасибо, Тарас! Намедни посмотрел эту постановку на ютуб(е). Ваше качество заметно лучше, кстати, неверняка [она] есть и на торрентах уже в достойном DVD. Спектакль и правда очень удачный, как по временнОму оформлению, так и по музыкальному воплощению.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".