ЧУЭКА-И-РОБЛЕС (Пио Эстанислао)
Федерико (исп. CHUECA Y ROBLES (Pío
Estanislao) Federico; 5.5.1846 Мадрид Madrid – 20.7.1908 Мадрид Madrid) –
испанский композитор, автор свыше 40 сарсуэл, среди которых наибольшим успехом
пользовались «Песня Лолы» (La canción de la Lola, 1880) и «Гран-Виа» (La Gran
Vía, 1886). Обладал мелодическим даром; в музыке его лучших произведений
выразительно запечатлен испанский колорит. Свой музыкальный талант Чуэка
проявил довольно рано, в возрасте 8 лет он был зачислен в Мадридскую
консерваторию, а уже через год написанные талантливым мальчиком произведения
привлекли к себе внимание местной прессы. Несмотря на это, после окончания
школьного курса Федерико пошел изучать медицину, так как его родители посчитали
медицинскую карьеру более надежной. В 1865 г., подобно многим студентам, Чуэка
был арестован за участие в демонстрации против правительства Нарваэса
(Narvaez), однако, оставаясь в тюрьме, он создал несколько музыкальных
произведений, одним из которых был вальс под названием «Плач узника» [A
Prisoner's Lament]. Этот вальс услышал известный испанский композитор Франсиско
Асенхо Барбьери (исп. Francisco Asenjo Barbieri; 3.8.1823, Мадрид – 17.2.1894,
Мадрид), а вскоре он уже был исполнен в театре Россини, где был встречен с
большим успехом. В связи с этим Чуэка всегда считал Барбьери своим «музыкальным
отцом». В 1867 г. во время эпидемии холеры Чуэка потерял обоих родителей, после
чего он отказался продолжать свое медицинское образование и вернулся в
консерваторию. В 1868 г. Чуэка сочинил свой знаменитый гимн «Генерал Прим»
[General Prim; Хуан Прим и Пратс, граф Реус и виконт Брух (исп. Juan Prim y
Prats, conde de Reus y vizconde del Bruch; 16.12.1814, Реус – 30.12.1870,
Мадрид) – испанский генерал, президент совета министров Испании], который
впоследствии был переименован в «Кадисский марш» (La marcha de Cádiz), ставший
настоящим национальным военным гимном.
В 1874 г., являясь пианистом и
дирижером в мадридском театре "Варьедадес", Чуэка продолжал сочинять
собственную музыку, к тому времени его все более признавали как автора сарсуэл
(испанский музыкально-драматический жанр, сочетающий вокальные выступления,
разговорные диалоги и танцы, близок к оперетте; своё название получил по имени
королевской резиденции Сарсуэла, расположенной неподалёку от Мадрида, в которой
в XVII веке прошёл первый спектакль такого типа). Кроме того, в том же театре
он познакомился и сошелся с композитором Хоакином Вальверде Дураном (исп.
Joaquín Valverde Durán; 27.2.1846, Бадахос – 17.3.1910, Мадрид), с которым
впоследствии написал множество совместных произведений, включая «Песню Лолы»
(La canción de la Lola, 1880), «Национальный праздник» (La Fiesta nacional,
1882), и «Гран-Виа» (La Gran Vía, 1886). Кстати, по мнению многих, это
сотрудничество стало одним из самых успешных музыкальных творческих дуэтов XIX
века. В 1855 г. Чуэка стал дирижером знаменитого мадридского театра
"Аполо", для которого были написаны одни из лучших его сарсуэл «Las
zapatillas» (1895) и « Вода, сласти и
спиртное» (Agua, azucarillos y aguardiente, 1897). Чуэка скончался 20 июля 1908
года, причиной смерти стали осложнения диабета. Похоронили Федерико Чуэку с большими
почестями, его оплакивал весь музыкальный Мадрид. Тело композитора упокоилось
на кладбище Сан-Хусто в Мадриде, а в его честь была названа одна из площадей
испанской столицы.
Agua, azucarillos y aguardiente (zarzuela en 1 acto y dos cuadros)
Вода, сласти и спиртное (сарсуэла в 1 действии, 2 картинах)
Либретто Мигеля Рамоса Карриона
Премьера: 23.6.1897, т-р "Аполо", Мадрид
Действующие лица и исполнители:
Asia / Асия
Rosa Gutiérrez
Doña Simona, madre de Asia / Донья Симона, мать Асии
Trinidad Iglesias
Pepa / Пепа
Lola Casaniego
Manuela / Мануэла
Thais Martín de la Guerra
Lorenzo / Лоренсо
Luis Álvarez
Serafín / Серафин
Emilio Sánchez
Vicente / Висенте
Javier Ferrer
Don Aquilino / Дон Акилино
Javier Ibarz
Coro: Ópera Cómica de Madrid
Orquestra: Ensamble
Instrumental de Madrid
Director musical: Carlos Cuesta
Запись: 3.IX, 2005, Teatro del
Bosque de Móstoles
В основе сюжета сарсуэлы лежит
эпизод из жизни «доморощенных аристократов», контрастирующий с бытом простых
мадридцев.
El bateo (sainete lírico en 1 acto)
Крещение (лирич. комедия в 1 действии)
Либретто Антонио Пасо-и-Кано и Антонио Домингеса
Премьера: 7.11.1901, т-р "Сарсуэла", Мадрид
Действующие лица и исполнители:
Visita / Висита
Lola Casaniego
Nieves / Ньевес
Rosa Gutiérrez
Valeriana / Валериана
Trinidad Iglesias
Wamba / Вамба
Luis Álvarez
Virgilio / Вирхилио
Emilio Sánchez
El Fotógrafo / Фотограф
Javier Ferrer
Lolo / Лоло
Javier Ibarz
Pamplinas / Памплинас
Mario Rodrigo
Coro: Ópera Cómica de Madrid
Orquestra: Ensamble
Instrumental de Madrid
Director musical: Carlos Cuesta
Запись: 3.IX, 2005, Teatro del
Bosque de Móstoles
Действие происходит в трущобах
Мадрида в 1901 году. В основе сюжета лежит комическая ситуация, возникшая в
связи с крещением ребенка Ньевес и Лоло. Памплинас, бывший возлюбленный Ньевес,
распускает слухи о том, что Лоло не является отцом ребенка. После серии
комических эпизодов ситуация благополучно разрешается крещением ребенка, а
также бракосочетаниями Ньевес и Лоло, Валерианы и Вамбы.
- Принять на праздник алкоголь, Всегда для нас святое дело! энергии-то лишний моль Не помешает. Пьём же смело! Ещё сластями закусить... - Да полно! Разве ты девица? - Тогда водичкою запить, Чтобы не отекали лица... - Как? Благородное вино Смешать с водой? Преступник тот, Кто это совершит!. Оно... - Ты - пей, меня же дело ждёт! Крестить я должен и венчать. Я колебался долго. Вот, Не знаю я с чего начать? Да и народу подойдёт... - Начни с родителей, конечно. Потом ребёнок. Так законней Поздравят нас потом сердечно Вино - запрём. А вдруг, кто тронет?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".