Юджин Гуссенс - английский композитор и дирижёр бельгийского происхождения. Ученик Генри Вуда и Чарльза Стэнфорда. Очень успешный дирижёр - с 1916 ассистент Томаса Бичема, с 1921 - дирижёр русского балета С.П.Дягилева, впервые в Англии исполнил "Весну священную" Стравинского (в присутствии автора), с 1922 - дирижёр Лондонскойго театра "Ковент-Гарден", в 30е-40е возглавлял крупнейшие американские оркестры, с 1947го - директор Консерватории и руководитель симф. оркестра в Сиднее. В 1955 г. был возведён королевой в рыцарский чин, однако уже в 1956 г. был вынужден оставить все посты из-за публичного скандала, вызванного романом Гуссенса с приверженницей эротического оккультизма Розалин Нортон. В 1957м Гуссенс вернулся в Англию и до конца жизни практически не концертировал, став своеобразным социальным изгоем, тем не менее осталось множество его записей, в том числе очень ранних (например запись "Петрушки" 1923 года или Скрипичного Концерта Бруха с Крейслером), в том числе сочинений Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, а также несколько оркестровок (среди них "Виселица" Равеля)
Как композитора Гуссенса относят к пост-импрессионистам - унаследовав от Дебюсси и Равеля традиции передачи музыкальных идей соотношениями красочных тонов, а от раннего Стравинского неофольклоризмы, он болеее тяготел к декоративной стилизации, отсюда склонность к несколько абстрактному музыкальному языку и символизму экспрессивного толка, иногда окрашенного беспокойными чувствами. Гуссенс был большом знатоком оркестра - его оркестровый стиль впечатляет колористической характерностью и изобретательностью (в этом плане его музыку часто сравнивают с творчеством Флорана Шмитта). Музыка Гуссенса пользовалась большой популярностью в 20е годы, он - единственный англичанин, которого пригласили поучаствовать в трибьюте памяти Дебюсси. Уже первые сочинения - Вариациина китайскую тему (1911), симф. поэма "Вечный ритм" (1913), сюита "Калейдоскоп" (1917), скерцо "Тэм О'Шентер" (по Бёрнсу, 1916) принесли ему известность, также в те годы написаны Концерты для гобоя с оркестром (1927), Концертино для двойного струнного оркестра (1928), Фантазия для девяти духовых инструментов (1924). Особое место занимают в творчестве Гуссенса, написанные в военные годы 2 симфонии (1940, 1944) - несомненно впечатления той тяжелой эпохи, с ее крайним напряжением, наложили отпечаток на эту взволнованнаю, драматично-лиричную и тревожную музыку. Дивертисмент для оркестра (начат в 1926м как балет по заказу Дягилева, закончен в 1960м) и Концерт для 2х арф, гобоя, английского рожка и оркестра (1958) - превосходные образцы позднего стиля композитора
Оркестровую музыку Юджина Гуссенса исполняет выдающийся английский дирижёр Вернон Хэндли и Сиднейский симфонический оркестр. Рекомендую начать с ранних сочинений, то есть - с 3го диска
CD 1 Symphony No. 1, Op. 58 (1940) I. Andante - Allegro con anima (10:24) II. Andante espressivo ma con moto (11:02) III. Divertimento, Allegro vivo (6:44) IV. Finale, Moderato - alla breve (con moto) (13:37) Сoncerto for Oboe & orchestra, Op. 45 (1927) (12:23) Tam O'Shanter, scherzo after Burns, Op. 17 (1919) (3:11) Concert for two harps, oboe, cor anglaise & orchestra, Op. 65 (1958) I. Fantasia (4:58) II. Chorale (9:47) III. Perpetuum mobile e burlesca (7:13)
CD 2 Symphony No. 2, Op. 62 (1945) I. Allegro - Vivace ma non troppo (12:34) II. Andante tranquillo (8:38) III. Giocoso (interlude) (4:59) IV. Andante - Allegro con spirito (12:17) Concertino for double string orchestra, Op. 47 (1928) (13:07) Fantasy for nine wind instruments, Op. 36 (1924) (10:00)
CD 3 Divertissement, Op. 66 (1926-60) I. Dance Prelude (5:37) II. Scherzo and Folk Tune (5:34) III. Ballet Flamenco (7:25) Variations on a Chinese Theme, Op. 1 (1911) Theme (Allegro) (0:47) Var.1 (Allegro) (0:46) Var.2 (Scherzando) (0:45) Var.3 (Moderato) (2:07) Var.4 (Allegro) (1:48) Var.5 (Andante quase Adagio) (2:51) Var.6 (Scherzando) (1:13) Var. 7 (Andante quase Adagio) (2:35) Var.8 (Allegro) (1:15) Var.9 (Allegro moderato) (1:10) Var.10 (Tempo di Marcia) (1:43) Var.11 (Semplice - Allegro) (2:04) Var.12 (Tempo di Valse) (2:40) Finale (5:34) The Eternal Rhythm, symph. poem Op. 5 (1913) (20:24) Kaleidoscope, Op. 18 (1917, orch.1933) I Good Morning (1:01) II Promenade (1:29) III The Hurdy Gurdy Man (1:12) IV The March of the Wooden Soldier (1:03) V Lament for a Departed Doll (1:39) VI The Old Musical Box (0:45) VII The Punch and Judy Show (0:43) VIII Good Night (1:59)
Sydney Symphony Orchestra Melbourne Symphony Orchestra Vernon Handley, cond.
rec. March; Nov 1996 Perth Concert Hall (CD1); Concert Hall, Sydney Opera House 19-20 Nov 1993, 30 Nov 1993 (Symphony 2, Concertino); Eugene Goossens Hall, ABC Ultimo Center, Sydney, 30 Nov 1993 (Fantasy); Oct 1995 Melbourne Concert Hall
Ccылки: flac+cue
CD1 - 320мб CD2 - 236мб CD3 - 297мб
Обложки и буклет
Maurice Ravel (1875-1937) Le Gibet, from Gaspard de la Nuit (1908) arr. for orchestra Eugene Goossens http://files.mail.ru/VFC10PVFC10PVFC10PVFC10PVFC10PXX flac
Комплект фортепианной музыки Гуссенса (в маленьком битрейте)
Пожалуйста, обратите внимание, участник Andrey Oboistov (oboistru) сообщил что оркестровка "Виселицы" Равеля не Гуссенса, а Константа (комм. №56), однако название файла я изменять не стал (кстати, его до сих пор можно скачать по ссылке Олега, которую я оставил), загрузил этот файл в том же виде, что и скачал отсюда.
Спасибо! Интересно. Что касается прозвучавших здесь оценок английской музыки конца 19 и 20 веков, то, может быть, ее просто недостаточно знают. Например, такие композиторв, как Воан-Уильямс и Уолтон, на мой взгляд, могут стоять в первых рядах.
Я, конечно, не знаю всю их музыку до последней ноты,но то,что играл и слышал позволяет мне сказать именно то, что она может и не всегда маловыразительна,но для меня она всегда скучна.
Это вполне понятно. Она значительно отличается по типу мелождики, например, от того, к чему мы привыкли. И форма у того же Уилоямса совершенно оригинальна.
9.Константин Владимирович (konst) (03 Сентября 10 10:59)
[Материал]
Поддерживаю! Голосую за Элгара, Воана-Уильямса и Бакса.
Буквально вчера послушал элгаровские Интродукцию и аллегро для квартета с оркестром и Sospiri для струнных арфы и органа.Вторая пьеса очень даже симпатичная.Вообще,чем длиннее они писали тем хуже у них получалось.Дело не в форме как таковой а в способности держать внимание значимостью материала или его разработкой.Видимо надо иметь английский темперамент,чтобы на это не обращать внимание.
Чаще всего мне у английских авторов нравятся именно миниатюры,а в крупных сочинениях обычно первые 2-3 минуты,а потом мне уже не хватает ни интереса,ни силы воли заставить себя это слушать внимательно.
Ну, с Брукнером я бы его, конечно, не сравнил. Он совершенно самобытен. Буквально несколько дней назад слушал его 8ю Симфонию - отлично! Совершенно виртуозная работа.
Да, вот Скрипичный Концерт Уолтона скучным никак нельзя назвать. Его всегда горячо приветствует самая широкая публика.
Вообще, мне кажется английские композиторы, включая Холста, которого я опять забыл среди любимых назвать (Планеты - практически космическая симфония), все они создали основу для голливудских саундтреков
Есть и Делиус. И симфонии Арнольда слушал, мне у него нравится Тэм о Шентер и танцы. А вместо Бриттена (точно -суховат ) лучше Шостаковича послушать или Онеггера. но оперы у него хорошие
Да уж, накомментировали. Я думал будет скучный топик, с пятью сообщениями (из которых моих 3 )
Вот уж не думал, что Бриттен суховат По-моему, его "Поворот винта" - шедевр 20 века, утонченная музыка, вызывающая кучу эмоций, ни на что не похожая и не имеющая сопоставимых аналогов. Симфония №1 Элгара разве не шедевр? Уолтон, Мальколм Арнольд, Бакс... а Сорабджи? А Оливер Нассен и Ротланд Ботон, которых я выкладывал? А изумительные струнные квартеты Леннокса Беркли?! Нет, язык не поворачивается назвать английскую музыку скучной. Большое спасибо, Олег, за выкладку!
Прослушал я всю инструментальную музыку Бриттена, которую выловил на фоноархиве. Моё впечатление - процентов 90% из неё вряд ли когда-то ещё буду слушать. Фортепианная музыка - неплохо звучит, некоторые оркестровые вещи тоже, но его квартеты, виолончельные и скрипичная сюиты мне не понравились. Провда ещё не слушал его Оперы, песни и духовную музыку, там может что-то лучше будет. Но пока я бы не стал оценивать Бриттена столь высоко. Элгара слушал мало - Симфонии , увертюры, несколько маршей. Симфонии не произвели на меня впечатления. Скучная музыка, а вот увертюрю даже ничего, неплохо звучат. Воана-Уильямса и Уолтана практически не знаю ещё, хотя скачал их музыку, но ещё не слушал.
Я сторонник экстремального освоения неизвестной музыки - если увлечён, то слушаю, всё что достану Как правило знакомство с принципиальными сочинениями композитора решает его судьбу - либо безразличие либо сдержанный интерес. Есть, конечно великие вещи, к которым возаращаешься не раз, но их немного и невозможно всё время слушать одно и то же. А главное, что меня в новой музыке интересует - это стиль (в первую очередь), интересные решения, дух времени, концепция, ну и мелодии, конечно, если этот стиль предусматривает их наличие
Возможно, нужно периодически возвращаться к "скучным" композиторам, которых мы можем просто не понимать на данном этапе. Еще не так давно я оценивал, например, Воан-Уильямса примерно так, как в к. 1, а "открыл" его совсем недавно.
Английская музыка мне показалась стильной, создающей атмосферу спокойствия и надежности, английского уюта: дубовые панели, камин, неброская полосочка на стене. Под такую музыку легко думается, работается, катарсиса нет, а всегда ли он нужен? Элгар и Бриттен мне близки сдержанностью чувств, утонченностью и удивительной простотой.
Олег, очень подкупает в Ваших выкладках, кроме познавательных аннотаций и выкладываемых редкостей, удивительная доброжелательная атмосфера задушевного разговора. Что же нас ждёт? Такое же глубокое погружение в английскую классику, как и во французскую?
Екатерина, я через час-другой попроще чего-нибудь выложу, для невзыскательной публики "из народа" Будет много флейты или балет про дам и кавалеров, или то и другое. Осталось только оформить и аннотацию сочинить
Перепалка удалена. Её зачинщик - тоже. Двоих заклятых друзей (legoru и Nsk-а) прошу не доводить нас до штрафных санкций, невзирая на все заслуги - ибо ваши бесконечные свары начинают печалить.
1. igor (igor120765) (22 Май 13 11:21) Очень интересное собрание,спасибо! appl
2. (Барт) (22 Май 13 14:33) Пожалуйста, Игорь! Рад Вашей любознательности.
3. igor (igor120765) (Вчера 09:28) Дорогой Барт,моя любознательность вторична,а первично ваше желание поделиться с нами прекрасной музыкой!(и сделать этот мир чуточку лучше и красивее))) Браво! bravo
4. (Барт) (Вчера 09:51) Спасибо за добрые слова, Игорь! Но без вас, любознательных, не было бы и моих раздач-тут все взаимно-и вы, любознательные, очень меня стимулируете и вдохновляете! Сам я уже давно не стремлюсь к удовольствию слышать только красивую, сладкозвучную музыку, хоть и отношусь к ней с немалой симпатией. :)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".