Своими четырьмя оркестровыми сюитами (BWV 1066-1069) Иоганн Себастьян
Бах сделал довольно скромный вклад в этот популярный в то время в
германских землях жанр. Бах был совершенно не похож на своего
плодовитого земляка - Георга Филиппа Телемана, от которого до нас дошло
более 130 оркестровых сюит (несомненно, только часть его наследия в этом
жанре). Сюита была во многом обязана французскому вкусу,
что доминировал на немецкой сцене. Но в то же время, не избежала и
итальянского влияния. Это привело к успешному слиянию двух тенденций,
выразившемуся в "gemischter Geschmack” - смешении вкусов, французских
увертюр и танцев с концертной итальянской формой. Деревянные духовые
особенно часто исполняли солирующие партии, французское трио деревянных
духовых (два гобоя и фагот) использовалось повсеместно, следуя модели
итальянского концерта. Однако, именно струнные, усиленные при
необходимости деревянными духовыми, образуют наиболее часто
встречающуюся группу инструментов. Временами трубы и литавры придают
этой утонченной музыке более торжественный характер. Именно в этом виде
знакомы слушателю оркестровые сюиты Баха.
Недавние
музыковедческие исследования, однако, показали, что оригинальные версии
оркестровых сюит не включали партии для трубы, литавры и гобоя и были
более поздними дополнениями. Оригинальная версия 3-й сюиты для струнных и
бассо континуо может быть датирована 1716 годом, когда Бах
присоединился к веймарскому двору. 4-я сюита для трех гобоев, фагота,
струнных и бассо континуо, была написана в Кётене в 1718 году. С 1717 по
1723 год Бах действительно проживал при дворе этого города и имел в
своем распоряжении превосходный ансамбль инструментальных солистов. В
более поздних выступлениях в Лейпциге (с 1725 года), возможно, для
торжественных случаев на открытом воздухе, использовались трубы и
литавры. Первые две сюиты также относятся к кётенскому периоду. 1-я
сюита (1719-20) написана для двух гобоев, фагота, струнных и бассо
континуо. Случай со второй сюитой особенно интересен. Начиная с этой
знаменитой и повсеместно известной Лейпцигской версии (1738/39, для
флейты, струнных и бассо континуо), существует версия до 1722 года
кётенского периода, несомненно, с солирующей скрипкой вместо флейты. Для
адаптации флейты оригинальная тональность ля минор был изменен на си
минор. Таким образом, в этой записи представлены оригинальные и весьма
убедительные версии четырех оркестровых сюит Баха. С солирующей
скрипкой, заменившей флейту, 2-я сюита в си миноре звучит просто
замечательно. В 3-ей и 4-ой сюитах трубы и литавры (а также гобои в
3-ей) отсутствуют. В расширенных лейпцигских версиях духовые и литавры
присутствовали только для того, чтобы придать, как уже писал Шютц в
отношении своей духовной вокальной музыки – "zur starcker Geton und zur
Pracht”, более сильное звучание и помпезность. Подобно тому, как в
Лейпциге Бах переработал ряд более ранних кантат, чтобы соответствовать
иным условиям исполнения, так же он, либо кто-то другой, адаптировал три
из четырех оркестровых сюит к новым требованиям.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".