Райнхард Гёбель (Reinhard Goebel) (р. 31.7.1952, Зиген, земля Северный Рейн — Вестфалия), немецкий скрипач и дирижёр, представитель движения аутентичного исполнительства.
Учился игре на скрипке в Кёльнской консерватории у Франца-Йозефа Майера, стажировался в Амстердаме у скрипачей Эдуарда Мелькуса и Марии Леонхардт. Изучал историю музыки в Кёльнском университете. В 1973 основал в Кёльне ансамбль Musica antiqua Köln, главным образом, для аутентичного исполнения инструментальной музыки барокко. Международное признание коллективу принесло выступление на международном баховском фестивале в Лондоне, в 1978. До 2005 активно гастролировал и записывался с этим ансамблем, а также (с перерывами) как солист-скрипач. Исполнения Гёбеля и его коллектива отличаются чрезвычайной живостью, более быстрыми, чем это принято в академических традициях, темпами, точностью интонации (несмотря на трудности исполнительской техники на натуральных духовых инструментах). Преподавал в зальцбургском Моцартеуме, на курсах Оркестровой академии Берлинского филармонического оркестра. Ныне гастролирует, главным образом, как приглашённый дирижёр в Европе; в основе репертуара — немецкая музыка барокко и венская классика XVIII века. Занимается также редактированием и изданием мало известной барочной музыки (в том числе ряда сочинений И. Д. Хайнихена).
Среди многих аудиозаписей: «Бранденбургские концерты» и другая оркестровая музыка И. С. Баха, Г. Ф. Телемана (в том числе полный комплект «Застольной музыки» [Tafelmusik]), сыновей Баха, Ф. Куперена, Ж.-Ф. Ребеля, А. Вивальди, сонаты-мистерии для скрипки и цифрованного баса И. Бибера, вся скрипичная музыка Баха.
Wilbert Hazelzet, Flauto traverso
Reinhard Goebel, Violino
Andreas Staier, Cembalo
Violino I: Reinhard Goebel, Petra Mullejans, Florian Deuter
Violino II: Manfred Krämer, Andrea Keller, Gustavo Zarba
Viola: Christian Goosses
Violoncello: Phoebe Carrai
Violone: Jonathan Cable
CD 1
Concerto No.1 BWV 1046 F-dur
1. (Allegro moderato)
2. Adagio
3. Allegro
4. Menuetto - Trio I - Polacca - Trio II
Concerto No.2 BWV 1047 F-dur
5. (Allegro moderato)
6. Andante
7. Allegro assai
Concerto No.3 BWV 1048 G-dur
8. (Allegro moderato)
9. Allegro
Concerto No.4 BWV 1049 G-dur
10. Allegro
11. Andante
12. Presto
CD 2
Concerto No.5 BWV 1050 D-dur
1. Allegro
2. Affettuoso
3. Allegro
Concerto No.6 BWV 1051 B-dur
4. ohne Satzbezeichnung
5. Adagio ma non tan to
6. Allegro
Konzert für Flöte, Violine, Cembalo, Streicher und Basso continuo a-moll BWV 1044 »Tripelkonzert«
- К тому времени вы уже давали какие-нибудь концерты?
А.Ш. - Иногда небольшие концерты за пятьдесят флоринов. Но тогда в Амстердаме было огромное количество клавесинистов. Так что я все время задавал себе вопрос - что же делать дальше? Когда вдруг совершенно неожиданно позвонил Рейнхард Гёбель.
- Вот как? Вы его не знали раньше?
А.Ш. - Я знал о его ансамбле, Musica Antiqua Koln, - тогда это был музыкальный миф. Собственно говоря, я был знаком с одной скрипачкой из этого ансамбля. Мы с ней вместе учились и часто вместе музицировали - она была очень близка к Рейнхарду. Он меня пригласил постажироваться в ансамбле в небольшую деревушку под названием Villecroze в Провансе. Это была первая и единственная поездка. И вот спустя некоторое время, совершенно внезапно, клавесинист ансамбля, Хенк Боуман решает пожить в Индии, в каком-то ашраме. Рейнхард мне позвонил и сказал: "Ты знаешь, мы даем концерт через три дня. Не хочешь поучаствовать?" Мда... И знаете, что это было? "Музыкальное приношение" Баха. Я тогда усомнился - была ли это хорошая идея... Но, вобщем, концерт все-таки состоялся.
- Musica Antiqua Koln всегда собирала очень неординарных исполнителей...
А.Ш. - Да, исключительно своеобразных. Сегодня это скорее напоминает выводок цыплят перед зорким оком мамаши-курицы. Но в то время все было не так. Были великолепные музыканты, да и сам Рейнхард был изумительным скрипачом, не только виртуозом, но музыкантом в самом широком смысле этого слова. Я никогда не слышал музыку таких композиторов как Легренци или Бибер, например, играемую с таким чувством.
- Итак, Вы были счастливы тогда. Почему же Вы оставались с ансамблем всего три года с 1983 по 1986?
А.Ш. - Вы знаете, некоторые вещи были действительно великолепны. Наши немецкие кантаты 17-го века - незабываемы. Я очень люблю диски с записями концертов Вильгельма Фридемана и Карла Филлипа Эммануила Баха. Но были и довольно ужасные моменты. Особенно, когда мы играли Баха! Я ненавижу эти наши Брандербургские концерты.
- Вот как! А во Франции мы их воспринимали как образцовые! И более того, каденции из пятого концерта, как некое откровение Андреаса Штайера.
А.Ш. - Я не воспринимаю этот диск. Тогда мы все время с ожесточением спорили - как играть. Но музыка и демократия плохо уживается. Нужно, чтобы кто-то всем руководил. Но когда этот руководитель - личность достаточно спорная для самих музыкантов - тогда ничего не работает. Я в таких ситуациях просто самоизолируюсь. А потом Рейнхард дирижировал, оставаясь одновременно и скрипачом..... Да, так вот, что касается этих концертов... Если бы вы внимательно следовали за гармоническим рисунком, вы бы оценили всю абсурдность наших пауз, модуляций, неукоснительной последовательности в доминировании одного солирующего голоса - вещи абсолютно странной в баховском языке. Такой подход намного лучше работает при исполнении Телемана, к примеру, который сочинял потрясающую музыку в более простой гармонической структуре. А Рейнхардт.. Его своеобразная риторика, его чувство юмора и музыкального афоризма, порой это тебя просто поглощало всего, без остатка. Он играл так, как, я думаю, Оскар Уйальд говорил, с фантазией и блеском. Но Бах не оперирует этим регистром. Юмор - не самый его любимый способ выражения чувств.
- Говоря о основных музыкальных направлениях, многое изменилось в реализации "bassо continuо" со времен вашей совместной работы с Гёбелем. Сегодня Джаспер Кристенсен и его ученики отстаивают стиль аккомпанемента более скупой, более, так сказать, текстуальный.
А.Ш. - На эту тему мы тогда говорили с Рейнхардтом. К сожалению этот разговор велся в несколько менторском тоне со стороны Рейнхардта. Я же с какого-то момента начал чувствовать, что нужно двигаться именно в этом направлении. Еще в Амстердаме я задавал себе вопрос - настолько ли нидерландская музыкальная школа была приемлема с исторической точки зрения.
Спасибо,unrotten! Ваши релизы всегда интересны ... Это исполнение Бранденбургов, в бесконечном ряде исполнений, займет подобающее себе место. Лично меня вот темпы радуют..Потому, что безрадостно слышать (строго ИМХО) Уважаемого Клемперера допустим... с какой -то нарочитостью и глобальностью ... Музыка по моему мнению писалась не для этого. Интересный момент,иллюстрированность релиза.. По моему здорово!..
Разумеется. Всему свое место и время. И когда кончерто гроссо Баха исполняется так же, как и Matthäus-Passion, не думаю, что это правильно. Кроме того, не уверен, что в этих концертах следует искать сверх-духовное второе дно, которое не предполагалось. Не слышали бранденбургские у Адольфа Буша? Клемперер покажется аутентистом А вообще советую всем послушать Макса Поммера, удивительный музыкант.
А вот как получается "сверх-духовное второе дно" у детей-композиторов, у детей-исполнителей? Послушайте 10-ю симфонию Моцарта в Баршае - там есть это дно. И оно в непосредственности чистого неиспорченного непорочного открытого детского мироощущения и мировосприятия, обращённого вопросом узнавания к сути того, с чем встречается и тут же себя выражает, выражает то, что чувствует, переживает. Ничего сложного. Просто по-детски серьёзно, по-детски глубоко и истинно, без шелухи и наворотов аутентизма.
Вы меня простите, но я не понял ни слова из написанного. Потрудитесь излагать ваши мысли яснее. Впрочем, если невмоготу, то к вашему распоряжению всегда фортепианные версии Баха с дном вторым, третьим и четвертым.
Попробую изъяснить яснее: Вспомним кинотворчество Тарковского. Он берёт какое-то явление, при создании которого Бог не предполагал, казалось бы, никакого второго или десятого дна, и показывает нам его именно вот с этим дном. Например, текущую воду. "Правильно" ли это (возвращаясь к нашему предмету обсуждения)? А ведь именно этими "днищами", как бы незапланированными создателями арт-объектов, но открытыми сотворчеством других (включая и просто сотворчество слушателя), эти арт-объекты, как явление природы, и ценны наиболее для нас. Что ещё можно привести в пример для наглядности? Ну, например, стук колёс поезда. Автор этого шума (поезд-рельсы-шпалы-движение), разумеется, не предполагал в создаваемом им явлении никакого второго дна. Но пришёл соавтор и, вдруг, открыл его нам (или самому себе хотя бы). Вот и возникает закономерный вопрос: "Зачем загодя ограничивать себя в поиске второго дна там, где как будто его быть не должно? Не есть ли это самообкрадывание, товарищ Алексей?" Вот Зилоти - взял ми минорную прелюдию из ХТК и сотворил из неё куда более глубокую си минорную прелюдию Баха-Зилоти. Правильно сделал? Я считаю, что правильно. Вы - что не правильно. Кто рассудит? Полагаю, что только слушатель. Но для себя. Мы же каждый останемся при своём мнении. То же и Бах. Стало быть, вообще этот спор ни к чему. Делай, что считаешь правильным. Кому надо, тот оценит. И наоборот.
Таким образом, можно предположить, что из любой вещи можно чисто своим отношением сотворить как безделицу, так и нечто почти что религиозное. Зависит только от вас, товарищи. Примерам из политики тому несть числа. (Но они тут запрещены модераторами. Поэтому приводить вслух не будем их.)
Нет. Но "Чёрный квадрат" - это, скорее, про ваш "каплагерь". Ибо он - пример гламура, чего-то поверхностного, наносного и блестящего, бездушного и развлекательного. Задача же серьёзной музыки лежит в обратном. Примеров-иллюстраций каких только невозможно вспомнить тут! Возьмём, например, новострой на месте разрушенного исторического. И возьмём это явление не с точки зрения красоты или исторической достоверности, а с точки зрения души и духовности. Вот снесли старый квартал неказистых домишек позапрошлого времени, казалось бы, не представляющих ничего ценного с точки зрения эстетики, и построили на их месте новое, красивое, современное, под старину. А души уже нету. И не будет уже здесь никогда. И если никто никак не сохранил хоть какой-то слепок с уничтоженного, то былое просто умерло уже навсегда, безвозвратно, для всех и каждого. Не об этом ли, в частности, Бранденбургские концерты Баха в исполнении Клемперера? У кого не резонирует на это душа, тот уже умер для прошлого. Вот так-то то, товарищ Анроттен.
Ну у меня противоположные аллюзии. Барочный Клемперер для меня это стилизация старинных замков, построенная на новых технологиях с подсветкой и прочим гламуром. А вот Гёбель это реконструкция по древним чертежам удачная более или менее.
А Музыке не нужна реконструкция. Ей нужно только вскрытие - вскрытие внутрь заложенного и заложенного не столько автором, сколько помимо его, т. е. случаем или Провидением при его (автора, а потом и исполнителя, и слушателя) активном и пассивном соучастии. Ведь и когда строили старый квартал, в него вкладывали совсем другое или ничего не вкладывали, чем то, чем он стал для его последующих поздних и последних свидетелей. Клемперера не должно воспринимать как стилизацию. Он и без того даёт достаточно пищи для души и воображения. Он РАЗГОВАРИВАЕТ со слушателем, по душам. Местами более умудрённо глубоко и проникновенно, как то в первом и пятом концертах, местами довольно дежурно неинтересно, почти никак, как то в шестом, например.
Нужна реставрация. Будет у нас сегодня вечер аллюзий. Клемперер это барочный замок замазанный романтической патокой, в которой не рассмотреть ничего от первоначального замысла. Это черный квадрат - барочная картина, закрашенная черной краской. И вот этого "Подпаска с огурцом" "знатоки" выдают за истинный замысел автора. Как же! Как щаз помню, вот в этом месте в Бранденбургских с Клемперором я плакала, а в том же месте у Гебеля глаза почему то сухие. От чего спрашивается? Да до третьего дна оказывается исполнитель не докопался, не обеспечил мне гарантированный Бахом катарсис. А не приходит на ум, что у других не менее одухотворенных людей выстраивается совсем иные ассоциации?
Авторский замысел не должен вас сильно волновать, ибо один только автор - не бог ещё. Ибо и сам самому себе может до бесконечности открывать то, чего и не подозревал, когда творил своё творение в первый или какой-то там раз. По отношению к собственному творению автор - точно такой же сотворец-исполнитель, сотворец-слушатель, сотворец-интерпритатор, как и любой другой сотворец-неавтор. Главное - результат, а не те тараканы, которые были в голове сочинителя, когда тот сочинял свой опус. Особенно наглядно это прослеживается в творчестве никого иного, как именно, что И. С. Баха. Если в музыке есть красота, то она и должна быть романтична. А если есть в ней место чувствам, они должны быть выражены как можно более понятно. А что там думал на этот счёт автор, как продукт своего по-своему ограниченного времени и места, должно волновать только скучных историографов и музейных "человечков в футляре". Ну и, наверно, эстетов - их поклонников, ещё. И что такое "духовность"? Это всего лишь "поиск вышних смыслов сущего". Не более. В нашем случае высший смысл лежит не в исторической достоверности, а в запредельном, вне-историчном, в том, что принято называть "вечным" или "вневременным" ("всевременным", "живым и человечным" (ну, прям, как товарищ Ленин, например)).
Дорогая Земля! Вашему красноречию можно только позавидовать (без иронии), Ваш музыкальный вкус для меня всегда образец. Но здесь я с Вами не согласен. Это исполнение я оставил в своей фонотеке. А я оставляю только то, что мне действительно нравится. Не имеет значение аутентично исполнение или нет.
А что значит романтична? И почему должна? Откуда такой императив? Возьмем, к примеру, Erbarme dich из Страстей по Матфeю в исполнении Герты Топпер (Рихтер). Сочное мощное вибрато: стекла дрожат, барышни рыдают. Иными словами, очень романтично. Пока не узнаешь, что это покаянный плач Петра, а не эротизм умирающей Дидоны. И вот романтизм в одночасье превращается в пошлость. И уже приходится слушать совсем не романтичного Шолля, сдержанного, но куда более достоверного. И это не рафинированный эстетизм, а сама суть происходящего. Повторю еще раз, не надо искать в любом произведении "Die Leiden des jungen Werthers", особенно когда они не замысливались. Нет в поголовном большинстве кочерто гроссо экзистенций, у этого жанра было совершенно конкретное назначение: развлекать людей, когда те ели.
Но ведь известно, что сам Бах такое проделывал неоднократно же! Брал ранее сочинённую им музыку на одни слова и подсовывал её под слова совсем иного рода смысла и пафоса. Потому что музыка его всё стерпит. И не только стерпит, но и преукрасится лишь от этого. Я вот то же самое обожаю проделывать с популярными песнями времён В.О.С.Р. и гражданской войны. Берём, например, песнь "По долинам и по взгорьям" и начинаем её игарть на пианино сдержанно-сдержанно, медленно-медленно, тихо сначала, а потом нарастая, играть как оркестр русских народных инструментов - тремоло, и с педалью. Песнь волшебно преображается - мурашки начинают бегать по коже спины туда и обратно. А когда всё стихает вдали еле-еле слышным эхом и отзвуками, так и хочется сказать обомленно: "Вот это да..., товарищи...". А что там помышлял автор этого марша - какая ж разница? Он мог вполне и сам так его сыграть, если б догадался первым. Так и тут. Главное - чтобы пробирало. Стёклам же дрожать необязательно.
И в его время не существовало проблемы качества исполнения, характера интерпретации. И если уж передавать дух того времени, исполнять всё нужно "как выйдет" и "на том, что есть" (тойсть, "на том, что попало"). Музыка вообще не была чем-то особо глубоким явлением, каковым она стала позднее в эпоху радио и трансляций концертов по нему.
Одно из любимых исполнений. не знал что там Штайер: "Я ненавижу эти наши Брандербургские концерты." Интервью Штайера полностью: http://cdguide.nm.ru/staier_interview.html
Дослушиваю 1-й диск. Звучит приятно. Исполнение классное. Но малосодержательное. Будто "Музыка на воде" Генделя какая-то на потребу развлекающейся публики. Мелодические линии разрушены аутентизмическими пузырями. Второго духовного плана, чем и дорог нам Бах вообще и эти его концерты в частности, вообще напрочь нету. В общем, Иоганн Штраусс да и только. Но слушать можно и с удовольствием - просто для отдыха, но никак не для работы души, ума и воображения, товарищи.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".