A. Dvorak - Ciganske melodie (op. 55) / А. Дворжак - Цыганские мелодии
Автор стихов: Adolf Heyduck / Адольф Гейдук
1. Ma pisen zas mi laskou zni / Любовь воспеть хотел бы я - 03:00
2. Aj! Kterak muj trojhranec prerozkosne zvoni / Ах, какой весёлый звон - 01:10
3. A les je tichy kolem kol / Лес зачарован - 03:48
4. Stara matka / Помню, как пела мне старая мать - 02:36
5. Struna naladena / Заиграйте, скрипки - 01:10
6. Siroke rukavy / Вольный цыган - 01:26
7. Dejte klec jestrabu / В небе ясный сокол - 02:07
Исполнители: Edita Gruberova - soprano Friedrich Haider - piano
На одном из концертов в Вене в ноябре 1879 года произошло знакомство Дворжака с известным столичным тенором, солистом Придворной оперы Густавом Вальтером, уроженцем Чехии. Он славился трактовкой не только оперных партий, но и камерной музыки. 38-летний Дворжак тогда только добился широкого признания: известный берлинский нотоиздатель Фриц Зимрок заказал композитору «Славянские танцы», и их I тетрадь быстро разлетелась по всей Европе. Когда Зимрок в начале 1879 года выпустил очередной сборник песен Дворжака, Вальтер поспешил с ними познакомиться, и они ему весьма понравились. На концерте, где певец оказался свидетелем большого успеха 3-й Славянской рапсодии Дворжака, Вальтер сделал композитору лестное предложение — написать для него новые песни. Дворжак выбрал 7 стихотворений современного чешского поэта Адольфа Гейдука (1835—1923) и в феврале 1880 года закончил «Цыганские мелодии». Вальтер стал их первым исполнителем, выступив 4 января следующего года в Вене. «Цыганские мелодии» быстро завоевали европейское признание, сам композитор во время гастролей в Англии в марте 1884 года аккомпанировал английскому певцу, спевшему несколько песен в гигантском Альберт-холле в Лондоне. Музыка
«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития. Фортепианное сопровождение подражает то звону треугольника, то переборам цимбал, то пассажам скрипки. Певучие вокальные темы в народном духе заключены в простые строфические формы, расцвеченные мастерским варьированием фактуры и гармонии.
№4, «Помню, мать, бывало, песню напевала», — самый популярный из всех, известный в различных переложениях, — пленяет одной из лучших дворжаковских мелодий с характерной синкопой и оригинальным «мерцанием» мажора и минора. Заключительный №7, «В небе ясный сокол», — настоящий гимн цыганской вольности, с удалой мелодией горделивого, даже героического склада; начинаясь в унисон с фортепиано, она заканчивается великолепной кульминацией с эффектной высокой нотой.
А. Кенигсберг
Sergik (Sergik) обновил ссылку:
http://files.mail.ru/W4D6F3
Категория: аудио |
Просмотров: 4828 |
Добавил(а): solo
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".