Stage and direction - Jean-Pierre Ponnelle Conductor - Nikolaus Harnoncourt
Zurich Opera 1979
Werner Hollweg - Ulisse and L'humana fragilita Trudeliese Schmidt - Penelope Francisco Araiza - Telemaco Philippe Huttenlocher - Eumete Janet Perry - Melanto Peter Keller - Eurimaco Arley Reece - Iro Maria Minetto - Ericlea Simon Estes - Antinoo Peter Straka - Pisandro Paul Esswood - Anfinomo / Feaci Renate Lenhart - Fortuna and Giunone Jozsef Dene - Giove Helrun Gardow - Minerva Hans Franzen - Nettuno Werner Groschel - Feaci / Tempo Fritz Peter - Feaci Orlando Montez - Feaci Klaus Brettschneider - Amor
Сказочные и немного наивные постановки опер Клаудио Монтеверди, осуществленные совместно Николаусом Арнонкуром и режиссером Жан-Пьером Поннелем, принято относить к легендам оперного театра второй половины ХХ века. Постановки воспроизводят оперы XVII века во всей их неповторимой красе, согласно традиции барочного оперного театра. "Возвращение Улисса на родину" - третий фильм-опера из монтевердиевской трилогии Поннеля и Арнонкура. Сюжет повествует о странствиях Улисса (Одиссея) и его возвращении на родину к своей верной супруге Пенелопе.
Клаудио Монтеверди творил в эпоху, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко. Но, увы, как часто бывает, после своей смерти в 1643 году он был забыт на несколько сотен лет. И вот, в конце XIX века, в один действительно прекрасный день в венской библиотеке была обнаружена копия партитуры «Улисса» . Вскоре она была отредактирована и издана, это событие стало первой ласточкой в возрождении старинной музыки, охватившей весь XX век.
«Возвращение Улисса на родину» - интереснейшее произведение, в основе которого лежит действенная драма. Здесь всё направлено вовне, в действие, движение, столкновение, события и относительно немногое - в глубь эмоций. В опере как-будто живёт дух приключений: она прославляет ловкость, находчивость и силу героя, безупречность и стойкость его верной жены Пенелопы. Действие развертывается со многими перипетиями, активно и шумно. Композитор не избегает ни натуралистических деталей, ни условности. Боги вмешиваются в судьбы людей, посылают им знамения с неба; Нептун гневается на Улисса, Юпитер и Минерва ему помогают. Женихи Пенелопы получают экспрессивно-комическую характеристику (вплоть до воплей и смеха в партии Иро), особенно в сцене неудачной стрельбы из лука. Лирична, серьёзна лишь партия Пенелопы.
Содержание
Действие происходит на острове Итака после Троянской войны.
Пролог. Аллегорические фигуры – Человеческая бренность, Время, Фортуна и Амур – обрисовывают своё значение и своё участие в жизни человеческого рода.
Действие первое. Царь Итаки, Улисс, покинул своё отечество и отправился в поход против троянцев. Он оставил на Итаке свою жену Пенелопу и новорождённого сына Телемака. Уже двадцать лет терпеливо ждёт его верная Пенелопа, то отчаиваясь, то снова веря в свидание с ним. Многие знатные юноши с упорством добиваются её руки, но никто из них не имеет успеха. Но вот война окончилась. Троя разрушена, и Улисс отплывает обратно к Итаке. Бури долго носят его по морю и забрасывают в разные неведомые страны. После долгих странствований он попадает на землю феаков, которые берут его со всем его имуществом к себе на корабль и обещают доставить к родным берегам. Нептун страшно разгневан, что дерзкие феаки осмелились против его воли помогать Улиссу; даже Зевсу не удаётся смягчить гнев бога морей. Между тем феаки высадили заснувшего Улисса на берег и сами уплыли. Проснувшись, Улисс не узнаёт свой остров и думает, что его обманули. К нему является Минерва под видом пастуха. Улисс рассказывает ей о своих злополучных скитаниях по неведомым землям и спрашивает, как имя этой страны, куда он попал благодаря вероломным феакам. Минерва отвечает, что это и есть Итака. Богиня открывается Улиссу и обещает ему свою помощь, но он должен остаться неузнанным до тех пор, пока не победит всех своих соперников. Пусть он, приняв образ старика, приютится в пещере у пастуха Эвмета, его бывшего верного слуги, а она должна теперь его покинуть и отправиться за его сыном Телемаком. Улисс в образе старика-нищего входит к Эвмету и объявляет ему, что Улисс жив и что отчизна скоро увидит его. Эвмет, услыхав радостную весть, оказывает радушный приём своему гостю.
Действие второе. Минерва прилетает на своей воздушной колеснице вместе с Телемаком к пещере Эвмета. Пастух радостно встречает сына Улисса и передаёт ему, что по сведениям, полученным от старика-нищего, отец его может скоро вернуться. Телемак не доверяет полученной вести и отправляет Эвмета во дворец для сообщения Пенелопе, что муж её вернулся. Отец и сын остаются вдвоём. Вдруг огненный луч падает с неба, пронзает землю, и Улисс проваливается. Телемак видит в этом знак неба, указывающий на лживость его сообщения о том, что Улисс жив. Но в это время появляется Улисс в своём настоящем виде, объявляет Телемаку, что он его отец и посылает его с этой вестью к Пенелопе. Между тем женихи Пенелопы не прекращают своих домогательств, несмотря на её упорные отказы. Узнав о возвращении Телемака, они решают убить его; однако, увидав парящего в воздухе орла Юпитера, они принимают это за устрашающий знак неба и отказываются от своего намерения. Телемак является во дворец. Он рассказывает матери о своём путешествии и восхищается красотой Елены, жены Менелая. Мать предостерегает его против опасных чар Елены, которая была виновницей разгоревшейся Троянской войны. Во дворец приходит Эвмет в сопровождении Улисса в образе нищего. Женихи Пенелопы – Антиной, Пизандр, Анфимом и Иро – находятся там же. Иро издевается ндц Улиссом, тот вызывает его на борьбу и повергает на землю. Чтобы положить конец притязаниям своих женихов, Пенелопа объявляет состязание по стрельбе из лука: победитель получит в награду супругу Улисса и его царство. Она приказывает принести лук и стрелы Улисса. Приобретённый Улиссом лук уже не раз выручал его; он силён только в его руках. Пизандр, Антиной и Анфином поочередно пытаются натянуть тетиву лука, но это им не удаётся. Лук берёт Улисс и поражает своих противников.
Действие третье. В то время как Пенелопа беседует о своей горькой судьбе с одной из своих приближённых, Меланто, приходит Эвмет и сообщает, что Улисс вернулся. Пенелопа не хочет верить ни ему, ни даже подтверждающему его слова Телемаку. Входит Улисс, но она не узнаёт его. Кормилица Улисса, Эриклея, подтверждает, что это действительно Улисс: когда он шёл купаться, то она увидела на его ноге след от раны, нанесённой ему когда-то вепрем, и узнала его. Она горела желанием обрадовать свою госпожу, но Улисс приказал ей молчать. Наконец Улиссу удаётся убедить Пенелопу, что он её супруг, и оба они восхваляют счастливую минуту.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".