Жанр творчества Сибелиуса, близкий не только к его симфониям, но в еще большей мере к его программным симфоническим поэмам, — это театральная музыка, которую он создавал для сценических произведений самого разнообразного характера. Чаще всего то были пьесы финских или скандинавских писателей — Пауля, Прокопе, Либека, Ярнефельта, Кнудсена, Стриндберга. А из произведений драматургов других стран он остановил свой выбор на "Буре" Шекспира и двух пьесах своих современников: "Пеллеасе и Мелизанде" Метерлинка и пьесе Гуго Гофмансталя "Обыватель". Как правило, для каждого драматического произведения композитор создавал большое число музыкальных номеров. Написанные для театральных постановок, партитуры Сибелиуса обычно вскоре после премьер спектаклей начинали исполняться в симфонических концертах в виде составленных из них оркестровых сюит, иногда в отрывках.
Полный список работ Сибелиуса для театра (Incidental music) выглядит следующим образом:
1. Водный дух, музыка к мелодраме на стихи Гуннара Веннерберга (1888) Каталог работ композитора относит эту вещь для меццо-сопрано, чтеца, скрипки, виолончели и фортепиано к камерному жанру. Позднее переработана в песню с фортепиано 2. Карелия, музыка к студенческому представлению (1893) Партитура была уничтожена автором в середине 40х годов, сохранились увертюра и несколько номеров, три из которых составили известную сюиту. Оригинальная музыка к "Карелии" восстановлена в 1997 году композитором Калеви Ахо, а затем Йоуни Кайпайненом по оркестровым партиям. 3. Дева в башне, опера в одном действии (1896). Единственная опера Сибелиуса, продолжительность - всего 35 минут. 4. Король Христиан II, музыка к драме Адольфа Пауля, Op.27 (1898) Существует в виде оригинальной версии (7 номеров) и концертной сюиты (5 номеров) 5. Музыка к дню прессы (1899) Оригинальная версия включает 7 номеров. Переработана композитором в "Исторические сцены", op.25 и симф.поэму Финляндия, op.26 6. Смерть, музыка к драме Арвида Ярнефельта, Op. 44 (1903-1911) В оригинальной версии - 6 номеров, в переработанной версии - 2, в 1911 добавлено ещё два 7. Пеллеас и Мелизанда, музыка к драме Метерлинка, Op.46 (1905) Существует в виде оригинальной версии (10 номеров) и концертной сюиты (8 номеров) 8. Пир Валтасара, музыка к драме Яльмара Прокопе, Op.51 (1906) Существует в виде оригинальной версии (10 номеров) и концертной сюиты (4 номера) 9. Танец-интермеццо, Op. 45, No.2 (1907) Для благотворительной акции 5 марта 1904 года Сибелиус написал сочинение под названием "Музыка для сцены". Спектакль был быстро забыт, но в 1907 году работа стала 'Танцем-Интермеццо'. Это очень легкая и элегантная вещь. 10. Белый лебедь, музыка к драме Августа Стриндберга, Op.54 (1908) Существует в виде оригинальной версии (14 номеров) и концертной сюиты (7 номеров) 11. Ящерица, музыка к пьесе Микаэля Либека, Op. 8 (1909) Сочинение относится к камерному жанру - в оригинале написано для 9-ти инструментов, есть запись в версии для скрипки со струнным оркестром. 12. Двенадцатая ночь, музыка к пьесе Вильяма Шекспира, op.60 (1909) Один номер - песня "Уходи, смерть!" 13. Язык птиц, музыка к пьесе Адольфа Пауля (1911) Один номер - "Свадебный марш" 14. Скарамуш, трагическая пантомима по пьесе Пауля Кнудсена Op.71 (1913). Единственный балет Сибелиуса 15. Обыватель, музыка к пьесе Гуго фон Гофмансталя Op.83 (1916) Оригинальная версия включает 16 номеров 16. Буря, музыка к драме Шекспира Op. 109 (1926) Существует в виде оригинальной версии (14 номеров), увертюры и двух концертных сюит (по 9 номеров)
В большинстве случаев музыкально-сценические произведения Сибелиуса воздействуют в условиях концертного исполнения еще сильнее, чем при звучании их в театре. Отталкиваясь от сюжетной канвы литературной драмы, композитор творил музыкально-поэтические образы с такой силой художественного обобщения, что в дальнейшем они начинали жить жизнью, совершенно независимой от судеб их сценически-литературных первоисточников. Один из самых убедительных тому примеров — столь широко известный всем "Грустный вальс"из музыке к драме Арвида Ярнефельта "Смерть" (1903, соч. 44). В спектакле он сопровождал сцену предсмертных галлюцинаций умирающей матери главного героя. Подробней о пьесе можно почитать здесь: http://intoclassics.net/news/2010-10-01-18825
В начале 1898 года Сибелиус быстро написал музыку к драме своего друга Адольфа Пауля "Король Кристиан II". Этот король Дании, Норвегии и Швеции был умен, храбр и патриотичен, но при этом отличался упрямством, коварством, и подозрительностью. А под всем эти клокотал настоящий вулкан мстительной жестокости. Однако еще более фатальной для него стала излишняя любовь к простым людям. Несмотря на то, что в 1515 г. Кристиан женился на Изабелле Бургундской, внучке императора Максимилиана I, он не разорвал связи со своей любовницей, молодой норвежкой Дювеке Сигбритсдаттер, что было чревато конфликтом с Немецкими императорами. Когда в 1517 г. Дювеке умерла при загадочных обстоятельствах, король окончательно ожесточился, особенно против дворян, которых подозревал в отравлении Дювеке. В 1520 г. он короновался в Стокгольме и целым рядом беззаконных мер, в том числе и знаменитой «Стокгольмской кровавой баней», попытался закрепить за собой и своим потомством полную верховную власть над Швецией. В итоге - был схвачен и заточен в замок до конца дней. Предваряющая пьесу Элегия - одна из самых красивых вещей Сибелиуса. Мюзетта (в пьесе её играет Дювеке) стала популярной среди жителей Хельсинки, которые пели её с насмешливыми словами: "Я снова вернусь в Кямп" - иронически намекая на регулярные попойки Сибелиуса в ресторане "Кямп". Менуэт основан на оркестрованной пьесе 1894 года. Баллада изображает Стокгольмскую кровавую баню 1520 года. Песня "Паук-крестовик", которую поёт шут у клетки с пленником относится ко времени жизни короля в неволе. Сюита из музыки к "Королю Кристиану II" была одним из любимых сочинений композитора, которым он охотно дирижировал в концертах.
При создании музыки к драме Сибелиус нередко расходился в своем толковании сценически-литературных образов с авторами поэтических текстов. Не случайно музыкальной критике пришлось отметить не без некоторого удивления, «с какой верностью своим, сложившимся ранее художественным приемам» написал Сибелиус в 1905 году музыкальные номера к постановке "Пеллеаса и Мелизанды". Он не пошел по пути импрессионистски-утонченного воплощения образов символистской драмы, как то сделал до него Клод Дебюсси, в мелодике и ритмике номеров к «Пеллеасу» (всего их 9 - 1. У врат замка. 2. Мелизанда. 3. На морском берегу. 4. Весною в парке. 5. Три слепые сестры. 6. Пастораль. 7. Мелизанда за прялкой. 8. Антракт. 9. Смерть Мелизанды) видна ясная связь их с народно-бытовыми истоками. Песенность, танцевальность вносят жизненно реальную струю в изысканную атмосферу метерлинковской пьесы, полной символистских намеков и недомолвок. Элегичной вальсовой мелодией (исполняемой английским рожком) обрисован портрет главной героини. Мягкие, но вполне определенные мелодические линии, вальсовые ритмы делают хрупкий образ, созданный Метерлинком, более естественным, живым и, не лишая его женственного, нежного обаяния, снимают с него покров нарочитой загадочности. Реальные очертания обретает в музыке Сибелиуса и обстановка действия: народно-жанровая «Пастораль», жизнерадостный, веселый гавот в «Антракте», штрихи пластичной изобразительности в эпизоде «Мелизанда за прялкой» — все это, в сущности, идет вразрез с чертами отвлеченной условности мизансцен символистской «драмы рока».
Драма Августа Стриндберга "Белый лебедь" (1908) была финским ответом Стриндберга на пьесу Метерлинка. Это сказка о пятнадцатилетней принцессе, которая живет в сказочном замке со своим отцом, князем, и злой мачехой. Принцесса "Белый лебедь" обещана в жёны королю соседней страны, но она влюбляется в его посланника - принца. Музыка Сибелиуса к этой пьесе во многом - продолжение "Пеллеаса", хотя и не столь мрачная и благодаря своей сказочной атмосфере приятнее на слух. Её характер, особенно в лирических местах очень близок 5й симфонии, а 11й эпизод даже вошёл в неё целиком.
Музыка к пьесе "Пир Валтасара" - едва ли не единственный случай в творчестве Сибелиуса, когда он был вдохновлен ориентализмом. Как по мне - результат получился увлекательным, композитору удалось передать неповторимое очарование извилистых восточных мелодий. Сюжет основан на предании из Ветхого Завета (Книга пророка Даниила, гл. 5) где рассказывается о пире последнего вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена, которые, каких истолковал царю пророк Даниил, предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть персов.
Очень интереcна симфоническая партитура к балету-пантомиме "Скарамуш", которую Сибелиус написал в 1913 году по заказу копенгагенского Королевского театра. Сюжет пантомимы Кнудсена — своеобразное сплетение фабульных мотивов разных пьес с участием Скарамуша — персонажа итальянского театра масок, и мотивов романтических легенд, повествовавших о колдовском воздействии игры музыкантов — слуг самого дьявола. Действие сводится к следующему. В замке молодого вельможи Лейлона и его красавицы жены Блонделен появляется бродячий музыкант Скарамуш. Своей игрой на скрипке он зажигает в сердце Блонделен огонь безумной страсти. Подчиняясь его магическому смычку , она танцует, а затем, забыв о своей привязанности к мужу и о женской чести, устремляется за Скарамушем в парк. Изгнанный из владений Лейлона, Скарамуш требует, чтобы Блонделен покорно следовала за ним, хотя она уже раскаивается в своих поступках. Но тщетны все ее попытки устоять против новых властных призывов Скарамуша. В отчаянии она решается убить этого рокового для нее музыканта. Заколов Скарамуша, Блонделен продолжает слышать звуки его таинственной скрипки. Снова звуки заставляют ее танцевать. Теряя рассудок, она умирает. Этот довольно мелодраматический сюжет был трактован Кнудсеном в тонах, во многом приближавших его к типу экспрессионистских драм. Музыка Сибелиуса подкупающе мягким, несколько камерным тоном почти полностью сгладила нарочитую мрачность, ослабила впечатление символичной отвлеченности обстановки действия, а поэтичной одухотворенностью и по-сибелиусовски яркими вспышками мятежной патетики превратила пьесу в лирическую драму. Замечательно разнообразна танцевальная сфера в партитуре «Скарамуша». Ее открывает изящный менуэт, который, повторясь в дальнейшем, характеризует обстановку — изысканный придворный бал в замке Лейлона. Далее выделяется болеро. В его музыке финский мастер сумел необычайно чутко воплотить характер этого танца в духе фольклорных испанских традиций. Терпкие диссонансы аккомпанемента воссоздают характерный тип звеняще-острого гитарного сопровождения плясок гитан. В ритмически упругой, вьющейся затейливым рисунком мелодии передана эмоциональная напряженность плясок Испании. В этой пантомиме болеро — не обычный дивертисментный танцевальный номер: если появление темы Скарамуша с ее острыми изломами, нервной порывистостью знаменует завязку конфликта, то непосредственным подступом к ней оказывается болеро. Как яркое выражение лирической интимной сферы, в которую вторгаются извне «злые силы», предстает чудесный вальс — один из поэтичнейших элегических вальсов Сибелиуса, отмеченный удивительной простотой акварельно-нежного рисунка мелодии и воздушной прозрачностью гармоний.
Только одна из сибелиусовских театральных партитур оказалась непригодной для концертного исполнения - это музыка к пьесе Гофмансталя "Обыватель" (1916). Пьеса представляла собой вольную обработку средневекового представления типа моралите. Сюжет выглядит следующим образом: после фанфар в прологе объявляется, что история имеет моральное содержание. Далее, Бог заявляет о своем разочаровании в грешном человечестве, и он просит принести ему в жертву какого-нибудь обывателя. Звонит колокол и мы видим как раз искомого - зажиточный бюргер любуется своим имуществом, хвалит Мамону, гонит прочь нищих, его больше интересует предстоящий праздник, чем чьи-то беды, он веселится и распевает песни. В итоге - за ним приходит Смерть. Сначала он пытается откупиться, потом в отчаянии обращается к своей сестре - Вере, кается и молится, но дьявол продолжает мучить его - всё это сопровождается довольно мрачной и даже медитативной музыкой. Оркестр усилен фортепиано, органом и смешанным хором. Интересно, что в это время Сибелиус увлёкся музыкой Скрябина и его идеями синтеза музыки и оптики, он потребовал от режиссёра точной информации о продолжительности каждой сцены и стремился, по его словам, чтобы музыка была синхронизирована со словами и действием, вплоть до последней секунды, и это привело к трудностям. Музыка эта несмотря на успех представления была забыта и стала доступна для широкой общественности лишь в 1995 году.
Музыка Сибелиуса к шекспировской "Буре" (1926) - одно из удачнейших его сочинений в жанре театральной музыки. Ее можно назвать своеобразной энциклопедией искусства финского классика. Две сюиты, составленные из партитуры, написанной им к постановке "Бури" в Копенгагене, включают в себя семнадцать номеров, предваряемых Прелюдией. В предназначенных для тройного состава большого симфонического оркестра номерах «Бури» богатство контрастных музыкальных образов кажется неистощимым. Светлые жанровые картины, вроде «Жнецов», чередуются с юмористическими, скерцозными («Юмореска», «Канон»); яркие музыкальные портреты («Просперо», «Миранда», «Песня Калибана») соседствуют с танцевальными эпизодами («Танец нимф» и др.); красочное полотно, изображающее бушующую морскую стихию («Буря»), контрастирует и с прозрачной акварелью «Хора ветров», и с лирически мягкой «Колыбельной». Трудно определить, что написано здесь с большим мастерством: крупная ли фреска (музыка собственно «Бури»), в которой все инструменты тройного оркестрового состава использованы с виртуозным блеском, заставляющим вспомнить о лучших эффектах красочной палитры Рихарда Штрауса, либо лаконичные миниатюры типа «Хора ветров». По тонкости употребленных в них колористических штрихов они могут соперничать с наиболее прославленными образцами «воздушной» оркестровки в мировой симфонической музыке: «Шествием пилигримов» и «Танцем сильфов» Берлиоза, «Волшебным озером» Лядова, некоторыми эпизодами из «Дафниса и Хлои» Равеля («Рассвет» и др.). Небезынтересно обратить внимание на следующую мастерскую деталь у Сибелиуса, напоминающую колористические приемы импрессионистов: дополнительное одновременное расцвечивание нормального звучания арфы тембром ее же флажолетов. К числу самых глубоких образов обеих сюит «Бури» относится образ «Просперо», воссозданный Сибелиусом в музыке величавого хорального склада.
Интересна история единственной оперы Сибелиуса "Дева в башне" (1896). В основу либретто положен рассказ о девушке, брошенной отцом на произвол судьбы и заточенной в башню замка, где её любви домогается распутный бейлиф - судебный пристав. Избавителем пленницы становится ее возлюбленный, с которым она в конце концов соединяется благодаря своевременной помощи хозяйки замка. Сюжет, пожалуй, не лишен драматизма, но стиль у автора пьесы - Рафаэля Герцберга просто удручающий: - Девушка. Негодяй, ты хочешь силой взять бедную девушку. - Стражник. Сколько бы ты ни сопротивлялась, я все равно завладею тобой. - Девушка. Негодяй, трус! Ах, я погибла! (Обессиленная, она падает на руки стражнику (!), который медленно уносит ее в замок...) :) Таким представал первенец оперного творчества Сибелиуса. Незамысловатый сюжет обнаруживает значительное сходство с романтическими либретто. Сибелиус не собирался, как думал ранее, писать музыкальную драму в вагнеровском духе по мотивам "Калевалы" (как мы знаем, этот замысел был воплощён исключительно инструментальными средствами в виде четырёх симф.поэм), а ограничивается одноактной оперой на манер "Сельской чести". Скромные оркестровые средства (группа медных духовых состоит всего из двух валторн, трубы и тромбона) свидетельствуют о камерной направленности произведения. Судя по партии героини в любовном дуэте, в Сибелиусе было что-то от Пуччини. Девушка поет о "жгучей страсти", словно это какая-нибудь северная Мими или мадам Баттерфляй. Опера прошла с большим успехом — как на премьере (9 ноября), так и на втором спектакле, который давался в пользу композитора. Публика прямо-таки осаждала кассу. На следующий год предпринимались попытки возродить постановку, но Сибелиус не дал на это своего разрешения под тем предлогом, что собирается подвергнуть оперу переработке. Но это намерение Ян так и не осуществил, и, как он сам говорил впоследствии, «Девушке» было позволено остаться в башне. Понадобились годы на то, чтобы его отношение к оперному жанру окончательно определилось. Даже в 1910 году он все еще задавал себе вопрос: «Так что же, я забросил оперу из-за лени?»
Наряду с театральной музыкой финский классик создал целый ряд произведений в различных вокальных жанрах. Кантаты с оркестром, вокально-оркестровые фантазии, хоры с сопровождением и песни для голоса с оркестром образуют обширную группу его сочинений. Хотя многие из них создавались композитором на тексты одних и тех же поэтов и круг авторов поэтических текстов был не слишком широким — преимущественно финские поэты, писавшие на шведском языке (например, Рунеберг), эмоциональный диапазон сибелиусовской вокальной лирики весьма разнообразен. Главным средством выразительности лучших вокально-оркестровых Сибелиуса является гибкая, «говорящая» мелодика с экспрессивными паузами и в то же время с характерным для стиля финского мастера широким дыханием. Самое известное и грандиозное вокально-симфонические сочинение Сибелуса, конечно, симфония для хора и оркестра "Куллерво" на сюжет "Калевалы". Пять частей "Куллерво" повествуют о юноше, который встретил на дороге свою неузнанную сестру, согрешил с ней, а когда страшная правда открылась, и сестра от стыда покончила с собой, попытался искать смерть на войне, но в результате погиб на могиле сестры от собственного меча - впечатляющее музыкальное действо, заставляющее вспомнить об античной трагедии. На тексты из Калевалы написаны также "Происхождение огня", Op. 32 (1902), "Луоннотар" (Дочь природы), Op. 70 (1913) где повествуется о сотворении мира и "Гимн Вяйнё", Op.110 (1926). В центре этих сочинений - скрытый глубоко "вулканический" драматизм и величавый пафос, масштабность тем, пульс природы - водопадов, холодного ветра, массивов гор, лесов. Большую группу образуют песни в народном духе - "Санделс" на слова Рунеберга, баллада для хора и оркестра "Освобожденная королева". Впечатляет картинностью образов "Снежный покой" на слова Ридберга, Op. 29 (1900). Перу Сибелиуса принадлижат и довольно официозные сочинения, вроде "Кантаты по случаю коронации царя Николая II" для солистов, хора и оркестра, которую финский университет посвятил своему покровителю. Можно предположить, что Сибелиусу не доставило особой радости перекладывать на музыку банальности официального текста, принадлежавшего перу Каяндера: Привет тебе, о юный принц, ты утро завтрашнего дня! С надеждой радостной в сердцах народ финляндский приветствует тебя! Кантата— типичный образец Gebrauchsmusik. Но она, вероятно, выполнила бы свою задачу, если бы не серьезная оплошность во время исполнения - тубист явился на концерт навеселе и начал бодро импровизировать в середине раздела фуги, испортив тем самым общее впечатление. Более интересны патриотические кантаты, написанные в военные годы довольно демократичные по муз. языку - "Наша родная страна, "Песни земли" и т.п. Порой в вокальном творчестве Сибелиуса встречаются и иные музыкально-поэтические образы. Среди них элегично-созерцательные песни для голоса с оркестром, Op. 38 (1903): "Осенний вечер", "На балконе у моря", "Ночью" , по-григовски прозрачно звучащая миниатюра "Алмазы на снегу", восторженный "Восход", строгая в своей сдержанности лирика песни "Паук", драматическая баллада о плененном врагами герцоге Магнусе соч. 57, №6 и другие.
CD4 Belsazars gastabud, JS.48 (Original theatre music, 1906) King Kristian II - Concert Suite, Op.27 (1898) Svanevit - Concert Suite, Op.54 (1898) Twelfth Night, Op.60 (1909) - Kom Nu Hit, Dod! The Language Of The Birds, JS 62 (1911) - Wedding March
CD6 Pelleas & Melisande - Concert Suite, Op.46 Kuolema Suite, Op.62 (Additional movements, 1911) The Tempest Prelude, Op. 109, No. 1 The Tempest - Suite I, Op.109, No.2 The Tempest - Suite II, Op.109, No.3
http://files.mail.ru/0N8O0X ape-потреково, 6 CD с буклетом
*На 2м CD не было треков 10,22,25, на 6м - 17го Они приложены отдельно. Также на всякий случай рекомендую выбрать короткий путь для корректной распаковки архивов - прямо на диск С
Дева в башне (The Maiden in the Tower), opera in one act (1896) Karelia Suite, Op. 11
MariAnne Haggander, Tone Kruse, Erland Hagegard, Jorma Hynninen Goteborgs Konserthuskor Gothenburg Symphony orchestra / Neeme Järvi, cond.
http://files.mail.ru/B2P2DA ape-потреково c буклетом
Вокально-оркестровые сочинения: Куллерво, симфония на слова из "Калевалы" для солистов, хора и оркестра, Op. 7 (1892) Университетская кантата 1894 года, для хора и оркестра (1894) Серенада для баритона с оркестром (1895) Кантата по случаю коронации царя Николая II (1896) Дриада, мелодрама на слова Ридберга, с сопровождением фортепиано, валторн и оркестра, Op.15 (1894) Сбежавшая невеста, для баритона с оркестром, Op. 33 (1897) Паук-крестовик, песня из музыки к драме Пауля "Король Христиан II" (1898) Экспромт для женского хора и оркестра на слова Ридберга, Op. 19 (1902) Санделс, импровизация для мужского хора и оркестра на слова Рунеберга, Op. 28 (1898) Снежный покой, для хора и оркестра на слова Ридберга, Op. 29 (1900) Ледоход на реке Уле (слова Топелиуса), с сопровождением мужского хора и оркестра, Op.30 (1899) Три хора с оркестром, Op. 31: №1 Песня Леминнкяйнена, №2 Мужество, №3 Песня афинян (1901) Происхождение огня на слова из "Калевалы", для баритона, мужского хора и оркестра, Op. 32 (1902) Алмазы на снегу, для голоса с оркестром, Op. 36, №6 (1906) Восход, для голоса с оркестром, Op. 37, №3 (1906) Три песни для голоса с оркестром, Op. 38: №1 Осенний вечер, №2 На балконе у моря, №3 Ночью (1903) Освобожденная королева, баллада для хора и оркестра, Op. 48 (1906) Герцог Магнус, для голоса с оркестром, op.57, №6 (1908) Уходи, смерть!, из музыки к пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь" для голоса, струнных и арфы, Op. 60 (1909) Ариозо для голоса и струнного оркестра, Op. 3 (1911) Луоннотар (Дочь природы), поэма для сопрано и оркестра, Op. 70 (1913) Два марша для хора и оркестра, Op. 91: Патриотический марш и Марш охотников (1917-18) Наша родная страна, кантата для хора и оркестра, слова Каллио, Op. 92 (1918) Песня земли, кантата для хора и оркестра на текст Ярла Геммера, Op. 93 (1919) Гимн земле, кантата для хора и оркестра на текст Эйно Лейно, Op. 95 (1920) Гимн Вяйнё на слова из "Калевалы", для хора и оркестра, Op.110 (1926)
Soloists, Jubilate Choir, Dominante Choir, YL Male Voice Choir Lahti SO / Osmo Vänskä Gothenburg SO / Neeme Järvi
2 Chorales for choir and orchestra, 1889 Kullervo, Op.7 Cantata for the Coronation of Nicholas II, JS.104 Cantata for the University Graduation Ceremonies of 1894, "Promotional Cantata", JS.105 The Maiden in the Tower, opera in one act, JS.101 (1896) Arioso, Op.3 Athenarnes sang, Op.31 Autrefois, Scene pastorale, Op.96b Demanten pa marssnon, Op.36, 6 Ett ensamt skidspar, JS.77b Grevinnans konterfej, JS.88 Har du mod, Op.31 Hertig Magnus, Op.57 Hostkvall, Op.38 I natten, Op.38 Impromptu, Op.19 Islossningen i Ulea alv, Op.30 Jaakarien marssi, Op.91a Herr du bist ein Fels Herr erzeige uns deine Gnade Partiolaisten marssi, Op.91b0) Jordens sang, Op.93 Kom Nu Hit, Dod, Op.60 Koskenlaskijan morsiamet, Op.33 Kullervon valitus, arr. from Op.7 Laulu Lemminkaiselle, Op.31, 1 Luonnotar, Op.70 Maan virsi, Op.95 Oma maa, Op.92 Pa verandan vid havet, Op.38, 2 Processional, Op.113, 6 Rakastava, JS.160b Sandels, Op.28 Sangen Om Korsspindeln, Op.27 Se'n har jag ej fragat mera, Op.17 Serenad, for baritone and orchestra, JS.168 Snofrid, Op.29 Soluppgang, Op.37 The Wood-Nymph, Op.15 (melodrama) Tulen synty, Op.32 Vainon virsi, Op.110 Vapautettu Kuningatar, Op.48 Varen Flyktar Hastigt, Op.13
http://files.mail.ru/DLOIE3 mp3-320 c буклетом
Водный дух/Карелия/Музыка к дню прессы/Танец-Интермеццо/Ящерица
The Watersprite, melodrame, JS 138 (1888) Monica Groop, mezzo-soprano Jaakko Kuusisto, violin; Joel Laakso, cello Folke Grasbeck, piano Karelia, scenic music in Aid of Education in the Province of Viipuri (1893) Complete & reconstruction Jounl Kaipainen (1997) Press Celebrations Music, JS137 (1899) Tampere Philharmonic/Tuomas Ollia, cond
Dance Intermezzo, Op.45 No.2 (rev. Music to scene, 1904) Royal Liverpool Philharmonic Orchestra/Sir Charles Groves
Odlan (The Lizard), Op.8 (for solo violin and string ensemble), 1909 Ostrobothnian Chamber Orchestra/Juha Kangas
Большое спасибо за великолепный пост, с исчерпывающей (как всегда) сопроводительной информацией! Это закроет большую брешь в нашем знании oeuvre Сибелиуса!
ЗЫ. Такого величественного Сибелиуса, как на фото вверху, до этого не видел! Как будто отлит из бронзы! Прям живой памятник!
Только не чихайте. Честно говоря, у меня этот волум тоже уже давненько валялся - пару лет как минимум, так что тоже - из покрытых пылью архивов. Подумал и решил, что время Сибелиуса пришло, по-крайней мере для его маньячных фанов.
Как раз с дисками 1,3,4, - всё окей. В 5й я тоже отсутствующий трек добавил. Остальные пришлось искать где придётся. Релизёр постарался. Вот, почитайте комменты http://avaxhome.ws/music/lahti_symphony_orchestra_sibelius_edition_vol_5.html
Сибелиус- необъятно велик, недопонят и недоизучен! Нигде больше в музыке богатырская мощь, глубина и пронзительно-чистая красота нордического духа не звучат с такой яркостью и магической силой!
Да, да, всё так, жаль, что у нас нет на сайте настоящих финских парней. Подкинули бы вокальный бокссет во флаке Люблю к Сибелиусу возвращаться, потому что не всё у него даже с третьего раза доходит)
Как я понял, проект на БИС закончен, на данный момент вышло 13 волумов, 65 дисков. http://www.bis.se/bis_pages/bis_sibelius-edition.php Вот это настоящий памятник в звукозаписи. Наши должны равняться, у наших композиторов тоже не всё так хорошо записано
Так что же, ВЕСЬ Сибелиус уже на CD выпущен?! Надо искать недостающие тома... (У меня есть 15-дисковое издание Essential Sibelius, но ПСС - на 50 дисков полнее! А у Сибелиуса даже миниатюры для контрабаса и ф-но гениальны!)
Essential Sibelius - это вроде как прелюдия к драме. А тут да - всё собрали, вплоть до Масонской музыки и ещё каких-то раритетов. У меня есть вол.1-7, 10 - все песни и фп.музыка (но это у нас и так выкладывали). Ещё 5ти нет - особенно хочется 8. Orchestral Works II Миниатюр для контрабаса тоже не слышал, наверное на Chamber works II
В добрый путь, о Лемминкяйнен, - В темные пределы смело Хладно-сумрачной Похьолы, В мир подземный Туонелы Ты иди стопою твёрдой, Чтоб добыть сокрыто знанье Языка сынов Суоми!
"Языка" брать надо, значит... Как в не столь отдалённые времена. Ну, раскалывать этого "языка" можно долго, и информации у него бахато. Спасибо за возможность, Олег! И спасибо Вам за труд. Всему своё время. Кому угодно - можете пожаловать сюда, я когда-то кое-что из этого выкладывал, и информация о некоторых вещах там есть.
Видел, у вас очень хороший пост (у меня на него ссылка в описании есть), видно, что вы тот самый маньячный фан Сибелиуса. А с финнами со временем разберёмся
Оркестровая фактура, на мой взгляд говорит о продолжении линии Брамса. "кучкисты" по моему вообще не при "делах" Явственно одно, человек нашёл свой свой творческий метод. И это наиболее важно. Но это, как водится сейчас личные (ИМХО) переживания. Ещё раз Спасибо Олег.
Ну, вообще муз.основы закладываются в детстве, биографы пишут, что юный Сибелиус очень любил "Времена года" Чайковского, другим образцом для него был Григ, конечно он знал немецких романтиков, но даже его учителя ещё в 80е отошли от линии Мендельсона-Шумана и увлеклись Вагнером, а в теории Сибелиус вообще был самоучка - отсюда все его корявости, которые - одна из составляющих его стиля, а линии у него никакой не было - даже все симфонии разные по стилю, что уж про остальные жанры говорить) Глазунов, например тоже академичен, но не брамсианец - влияние на него кучкистов всё же трудно отрицать Переживания у всех разные, но всё-таки. А более-менее сносным брамсианцем в 20м веке был, наверное Энеску - 2-3 любимых сочинения. У Сибелиуса мне намного больше нравится
Такая же симфония N7 о многом говорит, прослеживается влияние Брукнера в отдельных эпизодах, и опять таки Брамса.. Не парадокс ли ? Но это счастливый парадокс..
Тут нет никакого парадокса. Музыка Сибелиуса возникла на перекрестке немецкой и русской школ - там слышны отголоски Бетховена, Брамса, реминисценции из Вагнера, Листа и Брукнера, Малера, Грига, Дебюсси, а также наши Чайковский и Могучая кучка и его, истинно национальное финское. Но линии никакой не было, в этом как раз и прелесть Сибелиуса. Эклектиком назвать его язык не поворачивается, потому что собрать всё это в кучу мог только Сибелиус. Этим он и велик)
Безпарадоксальна музыка Дебюсси, мне нравится комментарий С.Т. Рихтера по этому поводу не берусь за дословность "...как будто ничего не было, ни Шуберта, ни Брамса ни Бетховена ничего..и появляется Дебюсси..."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".