Чюрлёнис родился в Варене; спустя три года семья переселилась в Друскининкай. Эта область Литвы – Дзукия, поэтическая Дайнава – самый песенный край. Матушка, даром что немка, умела и спеть, и сказку сказать; отец, из крестьян крестьянин, консерваторий не кончал – сам выучился на органиста и служил в костеле. Сын, крещенный Микалоюсом (то есть Николаем) и Константинасом (в честь отца), обучился у того нотной грамоте, закончил народное училище в Друскининкае, затем провел несколько лет в «оркестровой школе» под руководством Николая (тоже Микалоюса) Огинского (внука «того» Огинского). Юношей Чюрлёнис поступил в фортепианный класс Музыкального института в Варшаве, учился исполнительскому, затем композиторскому мастерству. В качестве дипломной работы он представил кантату для хора и оркестра «De profundis» («Из глубины воззвал к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой…» – 129-й Давидов псалом). Пожив в Варшаве, переехал в Лейпциг и окончил там консерваторию. Его увлечения – история и география, астрономия и философия, древние языки и новая литература. В эти годы он изобрел нечто вроде священного алфавита для себя одного; читал Гюго, Достоевского, Гофмана, Ибсена, Эдгара По. Получая дипломы, Чюрлёнис отказывался от предлагаемых служебных мест, кормился уроками, жил музыкой и – новым увлечением. Еще из Лейпцига он писал брату: «Купил краски и холст. Наверно, ты скажешь, что холст мог бы пригодиться на что-нибудь другое. Мой дорогой, я тоже чувствую угрызения совести из-за этих истраченных марок, но должен же я иметь на праздники какое-то развлечение». На волне национального подъема 1900-х Чюрлёнис наконец чувствует себя литовцем. Он пишет брату: «Известно ли тебе литовское движение? Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве». В 1904 году Чюрлёнис поступает в Школу изящных искусств, пишет: «К живописи у меня еще большая тяга, чем прежде, я должен стать художником. Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими делами. Хватило бы только здоровья, а я бы все шел и шел вперед!» Он путешествует по Крыму и Кавказу, летом 1906-го едет по Европе, знакомится с полотнами старых и новых мастеров – от Рафаэля до Беклина, но вдохновляет его только литовское: сосны, волны, солнце. Он заражен светом, сиянием, ощущает солнечную власть. На полотнах из цикла «Сотворение мира» по велению коронованного гиганта (такие фигуры художник обозначал по-латыни – «rex») мрак превращается в сияющее разноцветье бытия. Цикл «Зодиак» – это путь Солнца по небесным пределам, вечное движение. Свет излучает лучезарная сфера на знаменитой картине «Дружба» (1906): «Действительно, как это чудесно – быть нужным людям и чувствовать свет в своих ладонях!» В конце декабря 1906 года в Вильне открылась Первая литовская художественная выставка. Чюрлёнис был ее активным организатором и участником. Жизнь кипит: учреждено Литовское художественное общество, открываются народные школы – Чюрлёнис обрабатывает литовские песни для детского хора, организует конкурс в поддержку молодых музыкантов, руководит хоровым коллективом. Будучи в Петербурге, Чюрлёнис близко сошелся с «Миром искусства» – Добужинский рекомендовал его всем друзьям и знакомым: «Первое, что поразило нас в полотнах Чюрлёниса, – это их оригинальность и необычность. Они не были похожи ни на какие другие картины, и природа его творчества казалась нам глубокой и скрытой. Было очевидно, что искусство Чюрлениса наполнено литовскими народными мотивами. Но его фантазия, все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». В начале 1909 года петербуржцы видели живописные «Звездную сонату», «Прелюд» и «Фугу»; в эти же дни звучали музыкальные произведения Чюрлёниса. То, что люди искусства специально замышляли как новаторский и оригинальный «синтез искусств», к Чюрлёнису пришло само. Ему казалось естественным построение живописного произведения как музыкальной композиции – сонаты, прелюдии, фуги. (Так, картина под названием «Фуга» развивает «тему елки», которая повторяется на переднем плане и на заднем, перед зрителем и поодаль, сама по себе, одна или в окружении других, или отражением, тенью, силуэтом...) Постоянные образы Чюрлёниса – «короли» и «королевы», сосны, башни, огни – подобны лейтмотивам в музыке. Фортепьянные же пьесы он называет не только «прелюдами» или «вариациями», но и «пейзажами». Последние работы Чюрлёниса – «Литовские кресты», «Жемайтийское кладбище» (1909). Солнца нет, над холмами и крестами восходит ночь. Больше года он провел в частной клинике для душевнобольных близ Варшавы, успел порадоваться рождению дочки Дануте – и все. 10 апреля 1911 года 35-летний человек прощается с этим светом. По пристрастию к особенным, «музыкальным» тонам, а отчасти по недостатку средств Чюрлёнис использовал для работы не столько загрунтованные холсты и масляные краски, сколько картон, темперу и пастель. Картины Чюрлёниса в каунасском музее экспонируются при неярком свете и не покидают пределов галереи: сильное освещение и переменная влажность для них губительны. Словно подземное, ночное солнце заявляет на них свои права. Однако ночное солнце – это и обещание рассвета. ____________________________________________________________________________________ В раннем периоде своего творчества М. К. Чюрлёнис написал несколько произведений для камерных ансамблей (фуги, каноны для струнного квартета и трио, тему и вариации для квартета). Из них наиболее важным является струнный квартет до минор, написанный композитором уже после окончания Варшавской консерватории, во время учёбы в Лейпцигской консерватории. Он был исполнен там впервые 7.XII.1901. Квартету характерны (его финал не сохранился) ясные классические формы; хоть и не отличаются сложностью концепции, привлекают свежестью романтического чувства, ярким тематизмом (недаром тема среднего эпизода второй части считается одним из прекраснейших образцов народно- национальной мелодики М. К. Чюрлёниса). М. К. Чюрлёнис написал около 20 прелюдов, канонов, фуг для органа (некоторые, кстати, композитор для органа специально не рассчитывал). В этой области творчества композитора особенностей его оригинального стиля меньше, чем в фортепианных прелюдиях, но и здесь есть глубина мысли, изобретательная полифоническая техника, используемая с большим творческим воображением. Это, как и упомянутые камерные ансамбли, помогает понять особое значение полифонии в его гамофонно-гармоническом стиле. М. К. Чюрлёнис – один из первых композиторов ХХ века, в творчестве которых вновь возродилось большое внимание к полифонии. Симфонических произведений у М. К. Чюрлёниса немного. Помимо симфонии и эскизов поэмы «Сотворение мира», поэмы «Dies irae», набросков к «Литовской симфонии», сделанных во время болезни, клавира и коды увертюры «Кястутис», ещё нескольких эскизов, осталось два полностью законченных композитором оркестровых сочинения – поэмы «В лесу» и «Море». Природа для М. К. Чюрлёниса – неиссякаемый источник красоты, символ вечности и бесконечности бытия, а природа родного края – символ самой Родины. «Начинается аккордами, такими тихими и широкими, как шум наших литовских сосен», - писал композитор о поэме «В лесу». Это первое произведение М. К. Чюрлёниса (клавир написан в октябре 1900 года за одиннадцать дней, партитура закончена 3 апреля 1901 года). Лирическое мышление композитора получило в поэме яркое претворение. В связи с интенсивными занятиями живописью, поэму «Море» М. К. Чюрлёнис писал долго (с 8 декабря 1903 года по 30 апреля 1907 года). Это монументальное произведение, в котором сложные параллели между природой и жизнью человека поднимаются до больших философских обобщений. Поэма написана в свободно трактованной сонатной форме; композитор придерживается в ней принципа монотематизма. Характерная для всего творчества Чюрлёниса тенденция к полифонизации фактуры в полной мере отражена в поэме «Море». И. БРУВЕРИС Струнный квартет до минор 1. Allegro moderato 2. Andante 3. Menuetto Литовский квартет: Эугениюс Паулаускас, Корнелия Калинаускайте, Юргис Фледжинскас, Ромуальдас Куликаускас Органные произведения: 4. Прелюд фа мажор 5. Прелюд соль минор 6. Прелюд ля бемоль мажор 7. Канон ля бемоль мажор 8. Канон ре минор 9. Фуга до минор 10. Фуга соль минор 11. Фуга до диез минор 12. Фуга-хорал ля минор 13. Фуга фа диез минор Леопольдас ДИГРИС, орган (записано в картинной галерее г. Вильнюса, 1981 г.) 14. "De profundis"- кантата для хора и симфонического оркестра (1899) Симфонический оркестр и хор Государственной филармонии Литовской ССР 15. "В лесу" 16. "Море" Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР Дирижер Ю. Домаркас Cкачать: http://files.mail.ru/ACF4MYACF4MYACF4MYACF4MYACF4MYXX Информация от администрации: оцифровка пластинки с записями Квартета и органной музыки позже была выложена в http://intoclassics.net/news/2016-08-09-41155
Evgen Chekmarev (Chek) добавил ссылки на альтернативную оцифровку струнного квартета и органных произведений в формате АРЕцифра 44 на 16 http://intoclassics.net/news/2016-08-09-41155
цифра 96 на 24 http://intoclassics.net/news/2016-08-09-41155
Георгий Беляев (Stravigor) добавил альтернативную оцифровку пластинки с симфоническими поэмами "Море" и "В лесу": http://files.mail.ru/5TH8RZ5TH8RZ5TH8RZ5TH8RZ5TH8RZXX
flac (потреково) +jpg 228.3 МБ
|