ЦАРЬ И ПЛОТНИК /
Царь-плотник (Zar und Zimmermann) — опера А. Лорцинга
ЦАРЬ И ПЛОТНИК / Царь-плотник (Zar und Zimmermann) —
комическая опера А. Лорцинга в 3 д.,
либретто композитора. Премьера: Лейпциг, 22 декабря 1837 г. Автор исполнял в спектакле
партию Петра Иванова.
Сюжет восходит к историческому анекдоту, неоднократно служившему темой для
драматических и оперных произведений. Вольтер в «Истории Петра I» рассказал о
том, как русский царь в 1697 г. под чужим именем изучал кораблестроение,
работая простым плотником в голландском городе Саардаме. Эпизод этот,
приукрашенный легендами, поразил воображение многих авторов. Наиболее известные
произведения на эту тему: «Петр Великий» А. Э. М. Гретри (1790) — опера, вызвавшая
восхищение Карамзина, который видел ее в Париже; «Царь-плотник, или Достоинство
женщины» — зингшпиль К. А. Лихтенштейна (1814); «Бургомистр Саардама, или Два
Петра» Мелевилля (Ш. Дюверье), Ж. Буари и Ж. Мерле — водевиль, из которого
Лорцинг позаимствовал сюжет; оперы Г. Доницетти («Бургомистр Саардама»), И.
Вайгля («Юность Петра Великого»), а также Т. Кука, Л. Росси, Н. Ваккаи и др. В
этом ряду произведение Лорцинга наиболее удачно. Конечно, и здесь не следует
искать точной картины: хронология смещена, многое досочинено автором, но
несомненна его симпатия к Петру и русскому народу.
Петр I работает на саардамской верфи под именем Петра Михайлова. Здесь же
находится бывший русский солдат Петр Иванов, влюбленный в Марию, племянницу
глупого и чванливого бургомистра ван Бетта. Слух о том, что русский царь под
чужим именем живет в Саардаме, доходит до бургомистра, послов Франции и Англии.
Но как узнать, под каким именем скрывается Петр? Ван Бетт принимает за царя
солдата. На этой почве возникает множество комических недоразумений.
Бургомистру Петр кажется подозрительным, и он пытается его арестовать. В финале
все разъясняется; Петр I устраивает счастье влюбленных — Марии и своего тезки,
а сам возвращается на родину.
Музыка опирается на традиции немецкого зингшпиля, обогащенного опытом
французской и итальянской школ. Лирика и юмор, буффонада, гротеск сочетаются
органически. Партия Петра I, к сожалению, музыкально наименее богата, зато
образ бургомистра ван Бетта — один из самых удачных в оперной литературе. Его тупость
и самодовольство превосходно переданы музыкой. Опера блещет выразительными
комедийными сценами (экзамен, которому подвергает бургомистр обоих Петров,
кантата в честь мнимого царя, мужской секстет, финал II д. и др.). Она очень
сценична. Почти каждая из партий дает исполнителям благодарный материал. На
русскую сцену сочинение Лорцинга попало только в XX в. из-за цензурного запрета
выводить на сцену царей из дома Романовых. Премьера состоялась 15 февраля 1907 г. в
петербургском Народном доме; первым и непревзойденным исполнителем партии Петра
I был в России П. Андреев. Постановки в Москве (Опера Зимина, 1908), Петербурге
и Киеве под названием «Царь-плотник» пользовались успехом. После Октябрьской
революции опера была поставлена в Петрограде, на сцене бывшего Михайловского
театра, при участии П. Андреева, П. Журавленке и Г. Боссэ (премьера — 28 декабря 1919 г.); 10 февраля 1957 г. тот же
театр, называвшийся уже Ленинградским Малым оперным, возобновил спектакль
Albert LORTZING (1801-1851)
ZAR UND ZIMMERMANN
Opera comica in tre atti - libretto proprio Lipsia - Stadttheater - 22 dicembre 1837
Zar Peter I Hermann Prey Peter Iwanow Peter Schreier Van Bett Gottlob Frick Marie Ericka Koth Witwe Browe Annelies Burmeister Marquis de Chateauneuf Nicola Gedda Admiral Lefort Fred Teschler
Staatskapelle Dresden Chor des Leipziger Rundfunks Robert HEGER 1966
Новая ссылка взамен умершей, lossless, 597 Мб (добавил terrestro 19.06.2012):
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".