Запись выполнена в мае 2012 г. хором Св. - Покровского монастыря г. Харькова. В цикл включена также Херувимская песнь № 7, сочиненная в 2000 г., поскольку хором она озвучена впервые и по характеру хорошо вписывается в эту подборку песнопений. Идея моего сочинительства остается неизменной - претворение в русской духовной музыке принципов старинной европейской "полифонической архитектуры". Своеобразный "диалог Востока и Запада", синтез строгого конструктивизма и свободной распевности. Вместе с тем я выступаю как бы оппонентом нашей общепринятой духовно-музыкальной традиции, корни которой восходят к творчеству Кастальского, Чеснокова, Рахманинова и др. деятелей московской хоровой школы рубежа XIX - XX вв. Церковное пение, в моем понимании, не должно содержать никаких жанрово-бытовых вкраплений, никаких ассоциаций с народной песней, кантом, романсом, танцем... Между звуковой атмосферой храма и "улицы", по моему глубокому убеждению, следует соблюдать почтительную дистанцию. Тогда каждый прихожанин будет отчетливо понимать, что переступая порог храма, он оказывается в ином - сакральном - измерении пространства-времени. Вот основная причина моего многолетнего обращения к старинной полифонической стилистике...
Большое спасибо, Владимир! Такая красота! Особенно понравились "Милость мира" 32, "Херувимская" 7 и "Трисвятое" 5! Чистота и плавная красота Вашего голосоведения восхищают! Ваш язык тонко-современен, но дух музыки традиционен в лучшем смысле - священность небесного, молитвенная медитация, вознесение от земного к сиянию горнего... Но некоторое интонационное однообразие и ритмическая монотонность, если откровенно, тоже присутствуют, IMHO. Желаю Вам успехов и удачи!
ЗЫ. Смешанный хор - это прекрасно, но нет ли у Вас чего- нибудь для традиционного (в православии) мужского хора? Мне кажется, именно мужской хор лучше передаёт "накал истовости" преодолевающей земное притяжение, огонь исихазма, нежели смешанный хор, а тем паче - женский... Очень бы хотелось послушать! Ещё вопрос - кто кантор (хормейстер) на данной записи? (Откуда у них такие роскошные сопрано?!)
Благодарю Вас за отзывы! Руководитель хора (регент) - Анна Щеглова, выпускница Харьковской консерватории. В составе, в основном, молодежь, много студентов-хормейстеров и недавних выпускников. С коллективом мы сотрудничаем с 2005 года, за это время выпустили несколько дисков (кроме сочинения я делаю запись и обработку звука). У хора есть официальный сайт: http://chorus.kh.ua/ Для однородного состава голосов у меня есть трехголосный литургический цикл, но записать его пока получилось только женским хором. Эта запись вошла в прежнюю выкладку здесь: http://intoclassics.net/news/2010-10-26-19251 Что касается Ваших замечаний... Да, согласен - некоторое однообразие моему почерку свойственно. Тем более - в рамках литургического цикла, который связан еще и сквозным тематизмом (не собственно темы, а тематические мотивы в духе мессы Ренессанса...). Да и вообще, как известно из истории, "индивидуализация" мелодизма началась только с эпохи барокко, а до того преобладала обобщенная "пластика нейтральных фигур". Мой стиль, конечно, не сугубо ренессансный, но по духу и правилам голосоведения все же опирается на эту вот единую пластику. Я как бы проповедую средневековую идеологию духовного творчества (а она держалась в полифонических школах вплоть до времен Баха). Согласно тогдашним воззрениям, задача композитора - быть прилежным строителем звукового храма, и только мимоходом - выразителем каких-то индивидуальных переживаний (да и то - в рамках благородной сдержанности стиля). Само понятие авторства очень отличалось от нашего (да и от времен уже венского классицизма...). Не случайно ведь так трудно бывает однозначно установить принадлежность некоторых сочинений даже перу И. С. Баха!
Вот это совпадение! Я как раз сегодня ночью слушал в плеере Вашу музыку (скачал несколько лет назад в доке Maravillosos ), а утром такой сюрприз! У Вас очень хороший стиль, мне он очень близок. Может быть потому, что я вырос на музыке западного ренессанса. На мой взгляд то, как Вы пишите, более оправдано, нежели, когда православные авторы (например, А.Пярт, В. Мартынов) пишут на латинские тексты. Впрочем, о форме и о содержании можно долго рассуждать... В Вашей музыке есть и молитвенная отрешённость и бесстрастие. И некоторое однообразие тут вполне оправдано. Нынешнее партесное пение, которое я слышу во многих храмах меня угнетает отсутствием этих необходимых качеств - плошь "концертики" (по меткому определению профессора Осипова). Спасибо!
Очень рад встретить в Вашем лице единомышленника! Если интересны ноты моих сочинений и музыкально-исторический экскурс - заходите на авторский сайт: http://fainer.com.ua/
Заранее приношу свои извинения!!!Зашёл только ознакомиться с описанием и отзывами.Не мог не оставить и свой.Настораживает многословное и сомнительное предупреждение-определение собственного стиля конструкцией из 2-х слов,под которые можно подогнать что угодно! Плюс - чванливое противопоставление себя с упомянутыми ТРЕМЯ ФАМИЛИЯМИ,с последующим естественновытекающим выводом о неособливо великой ценности их труда в мировой музкультуре.Простите,но услышать Ваши,будем говорить, работы и смотреть ноты желания НЕТ!
Телесериалы я не смотрю, поэтому не в состоянии отследить ход Ваших ассоциаций... Однако, могу отметить, что Херувимская № 7 (Вы ведь ее подразумевали?) действительно порождает у слушателя некий "привкус современности". А точнее - ассоциации с гармонической палитрой позднего романтизма и импрессионизма, повлиявшей, в свою очередь, на современную стихию эстрадной и кинематографической музыки. Но... хотелось бы прояснить истинную природу этих ассоциаций в контексте моего творческого метода. Он - этот метод - совершенно НЕ современный! (и не романтический, не импрессионистский...). Откуда же тогда эти колористические эффекты, откуда "опознаваемая" современным слушателем "родная" сонорика? Процитирую фрагмент собственной статьи, посвященной разъяснению "авторской кухни": "...Однажды по Интернету певчие прислали мне такой отзыв: «Владимир Михайлович, благодарим вас за музыку, содержащую современные гармонии». И очень удивились, когда в ответ я разъяснил, что нет на моей композиторской кухне ничего современного – ни приправ, ни концентратов, ни соусов! Они просто расслышали то, что в музыке старинной мы обычно пропускаем мимо ушей. Полифонисты эпох Ренессанса и Барокко знали эмоциональные краски, изобретение которых приписывается гениям XIX-XX столетий. Многотерцовые и нетерцовые созвучия, необычные сопоставления ступеней, хроматические ходы и смещения… Все это давалось, но – в «гомеопатических дозах». В светских мадригалах позволяли себе и круто «приколоться» (см. примеры из Джезуальдо и Орландо Лассо в моем «Экскурсе»). В мессах же и духовных мотетах мастера неукоснительно держались благородной чистоты и созерцательной трезвенности. Романтики и модернисты ничего не открыли, они в виде «пакетов» стали употреблять то, что в старину вводилось мимолетным касанием. Гармонию XIX-XX вв. можно представить себе как «консервированный продукт»: вкусные аккорды – застывшие вертикальные срезы живой полифонической ткани. Аналогия не совсем точная, но все же… Слух современного человека, привыкший к концентратам, не успевает распробовать вкус гармонии полифонической – там ведь иные наложения живут доли секунды! А простота созвучий опорных и их соотношений у невнимательного слушателя рождает иллюзию скучной монотонности. Но кому все же достанет терпеливого внимания и чуткости – того ждет сюрприз. Казавшийся сухим язык строгого стиля расцветет поэзией..." Одна из основных идей моего творчества - помочь сегодняшнему слушателю расслышать...
Спасибо большое, де Виктория Вы наш! Замечательно, очень благородно, стильно и одухотворенно звучит Ваша музыка, "умягчая сердца". Но на мой взгляд (заядлого барочника)) все же действительно не хватает динамических контрастов. Понятно, что духовная музыка должна быть сосредоточенно-молитвенной, но все же... Особенно когда Литургия воспринимается единым циклом, то от однообразия музыки мозг постепенно начинает "растекаться мыслью по древу". Может Вы бы позволили исполнителям хотя бы в "Аллилуия", "Яко да Царя" и др. фрагментах сдвигать темп? - стало бы интереснее! Очень хочется попеть, особенно Херувимскую (22) и Милость мира. Вы опубликовали где-то ноты?
Благодарю за комплименты! Что касается сдвигов темпа - действительно, здесь можно поискать интересные контрасты. Но для этого нужна серьезная работа с исполнителями, совместная с ними "медитация" над структурой и смыслами... У нас же, как и у всех современных церковных хоров, все делается "на лету", в атмосфере спешки и занятости певцов на n-ном количестве работ. Поэтому единственное, что я успеваю внятно объяснить перед записью - "ребята, давайте спокойнее, плавнее, ровнее, и без привычного вам драматизма..." Ноты я хотел опубликовать на своем сайте к осени, но если есть интерес сейчас - можно и пораньше...
А, ну тогда понятно... Как мне это знакомо! У нас тоже вечно выходит как получится, на скорую руку. А потом и слушаешь такие записи годами, других-то нет! Сани надо готовить летом. Чтобы быть готовыми спеть Ваши произведения осенью, хорошо бы собрать ноты сейчас. У нас новый энергичный регент, я возлагаю большие надежды на обновление репертуара, продвижение собственной музыки и произведений, которые мне очень нравятся.
Мне музыка понравилась. И тем больше, чем ближе к концу. Но... Она очень проста. Кажется, что такую писать совсем нетрудно, т. е. "все бы смогли", так сказать. Других претензий не имею. Спасибо. Буду теперь ставить себе на ночь и засыпать под неё. Жаль, что так быстро кончается всё. Ещё бы в 2 раза подлинее бы. И ничего менять больше не надо. ИМХО.
Ну, не так уж и проста, если смотреть партитуры глазами. Бывает проще. А вообще, простота - признак совершенства. Если музыка простыми средствами достигает нужной эмоциональной выразительности - это самое прекрасное, особенно в духовной музыке!
Насколько "просто" писать полифонию в старинном стиле - можете поинтересоваться у студентов или выпускников музыкально-теоретического факультета консерватории... Но даже они практикуют так называемый "учебный строгий стиль" - упрощенную схематичную "выжимку" из живого полифонического языка. И если даже студент-отличник думает, что научился правильно строить подвижнЫе контрапункты, простые и двойные каноны, канонические секвенции двух разрядов, имитации в увеличении и обращении... ...то он не постиг еще и десятой доли настоящего полифонического мастерства. Изюминка коего - не в хитроумности сложных комбинаций, а в пластике голосоведения. И в умении строить цельный и глубокий "акустический объем". Здесь нужна уже не арифметическая смекалка, а геометрическая интуиция, причем на уровне четырехмерного пространства. Почему так? Смотрите: Мелодия - линия, первое измерение. Гармония - добавляется вертикаль - измерение второе - плоскость. Полифония... там появляется диагональ - вот почему передача движения из голоса в голос, имитация фигур, перетекание пассажей - диагональ - третья ось координат - наглядно изображает уже трехмерный объем. Но это еще не всё... Трехмерной является как раз таки примитивная, формальная, "ученическая" полифония. А вот когда объемные фигуры не просто механически строятся в ряд, а пластично трансформируются и "текут", показывая цельность на более глубоком уровне... ...вот это уже подталкивает слушателя к "остановке времени" и прикосновению к четырехмерному единству. Кстати, пластические трансформации трехмерных многогранников ("платоновых тел") в компьютерной анимации являются очень наглядным методом развития "четырехмерного вИдения". Если интересно - смотрите здесь: http://www.youtube.com/watch?v=fouyIFZt2y0 А здесь можно все серии фильма скачать: http://dimensions-math.org Кто "одолеет" - у того изменятся представления не только о геометрии и музыке...
Вот забавно,если не смотреть сосем вглубь веков,а вспомнить последних по времени титанов Шостаковича с Прокофьевым и Стравинского,то много ли мы найдём в их литературном наследии рассказов о том насколько сложно или просто они писали. Для гениев технология творчества это способ облечь содержание в некую форму. И разглагольствовать об этом они считали излишним.
Здесь же я всё время читаю о том,как композитор работает с формой и ни слова о содержании. А то,что он постоянно себя хвалит,честно говоря, заставило меня заглянуть в ноты... Что сказать.... Поскольку здесь форма предшествует содержанию,то и результат получается довольно скромный. В данном случае это не комплимент. Сладенькая музычка под старину. Уж простите если кого ненароком обидел.
Благодарю за критику - она для автора всегда ценна и полезна. Что касается "самовосхваления" - хотелось бы отметить, что в данном случае имеет место не самореклама, а своеобразное "проповедничество". Привлечение внимания музыкантов не к личности композитора, а к стоящей за ним идеологии. К тем методическим канонам духовно-музыкального творчества, каковые, по убеждению автора, достойны быть возрождаемы не в формально-учебной, а в живой практике...
Вы работаете в очень специфическом,если можно так выразиться, жанре,который вряд ли принесёт Вам большой успех. Думаю,Вы прекрасно это понимаете и тем более ценно,что не изменяете своим принципам. Другое дело,что какова актуальность и необходимость работы в этой технике сегодня. Я не вникнув в вашу музыку более глубоко пока судить не возьмусь. В любом случае примите признание в искреннем уважении к Вам как человеку,не прячущимся за псевдонимом,как делает посещающий этот сайт ваш сочиняющий соотечественник. Видимо ему страшно выложить свою музыку под собственным именем. Ну да Бог с ним.
Спасибо! А по поводу успеха... Конечно, к этому стремится, в той или иной степени, каждый композитор. Но для меня ведущим все эти годы был другой мотив. Хотелось услышать в храме такую музыку, которая СОВСЕМ ничего не имела бы от "улицы". При всей моей любви к ренессансным мастерам, даже их письмо казалось мне недостаточно "стерильным". (Не говоря уже о барочниках, классиках, романтиках... об отечественной традиции, насквозь пропитанной бытовым фольклором...) Да, мне можно ставить диагноз "паранойя". Но в моем представлении за порогом храма нет места многим и многим художественным ценностям, таким значительным "по эту сторону". ТАМ должно быть лишь чистое благоговение, спокойное и строгое, но пронизывающее прихожанина единым экстатическим чувством, поглощающим все аффекты... как дневной свет поглощает звезды... Вот у католиков была готическая архитектура... Была строгая полифония... Почему "была"? Да потому что сейчас и у них уже в храмах - музыкальная атмосфера улицы! А у нас... мне казалось - есть еще какой-то шанс... Впрочем - при моем "диагнозе" удивляться нечему
Не хочу с вами спорить,но несмотря на то,что православие более строгое направление в христианстве нежели католицизм, аскетичной православную службу,собственно как и убранство храмов не назовёшь. Конечно уличным мотивчикам в храме не место,однако если вспомнить, например, гениальную и совсем не аскетичную Всенощную Рахманинова, то её невозможно упрекнуть в том,что она недостаточно благоговейна по сути и с точки зрения музыки слишком "улична".
Владимир Михайлович, подкидываю Вам идею: не могли бы Вы сочинить цикл задостойников на основные праздники? Сочинений для основных частей литургии существует огромное количество у разных авторов. А вот такие "второстепенные" фрагменты остаются за рамками художественного осмысления. Кроме традиционного Турчанинова петь практически нечего, а он довольно скучен и неудобен. Думаю, многие регенты будут очень Вам благодарны!
Хорошая идея! Один задостойник ("О Тебе радуется") у меня уже написан. Можете посмотреть на сайте, во второй колонке слева, в полифоническом цикле Литургии... Кстати, в этом сочинении применяется "зеркальный канон" одновременно с подвижным контрапунктом плюс проведение темы в увеличении (знатокам полифонической кухни может быть интересно...)
Я не знаток полифонической кухни, но конечно это безумно интересно! А мне вот кажется, Владимир Михайлович, что Вы прежде всего просто очень любите ренессансную полифонию, а потом уже формируете свою теорию о необходимости строгого стиля в православной музыке. Т.е. первичен личный интерес к ренессансу и полифонии (который я с Вами разделяю), а вторична необходимость применения этого стиля на практике. Ведь посудите сами непредвзято: Вы освобождаете музыку от одних "уличных" смыслов, но обильно наполняете ее другой "алгеброй" полифонических изысков. Вдумчивому слушателю и исполнителю вместо молитвы и созерцания придется докапываться где тут тема в увеличении, где в противосложении и т.п. Но к счастью, Вы достигли той степени свободы, когда эта математическая усложненность на первый взгляд незаметна (о чем писала Земля). Музыка многослойна, каждый может выбрать свой уровень.
Так "алгебра полифонических изысков" в строгом стиле и необязательна! Я имею в виду преобразования сложного контрапункта. Возможны и конструкции простые - без перестановок и трансформаций. Но и в них математическая интуиция участвует. Не как хитроумие, а как чувство равновесия, правильной пропорциональности, единства целого... Необходимым и достаточным в концепции строгой полифонии является набор определенных правил, своеобразных "аксиом" этой системы. Это правила формирования мелодической волны и корректного употребления диссонансов. И они не только отсеивают плясовые ритмы, сентиментальные интонации и пр. веяния "улицы". Они еще и... обеспечивают голосоведению свободу. Мы когда слышим слово "правила" - сразу ассоциация с чем-то сухим, механическим, застылым. Но здесь - наоборот! Ограничения строгого стиля охраняют... свободу мелодического и гармонического дыхания! Запрещается ведь что? Угловатости, резкости, навязчивые повторы, разрывы и толчки, случайное и неряшливое диссонирование... Это как правила дорожного движения - и поток транспорта течет без столкновений и заторов... Вот возьмем хотя бы правила приготовления и разрешения диссонансов. Именно они придают мелодической волне дополнительную силу и упругость... Впрочем, я уже начинаю разводить лекции (как говорится, "и тут Остапа понесло..." Все эти размышления есть на моем сайте с детальными нотными примерами...
Не согласна с Константином (Furtwangler). Всенощное бдение Рахманинова, на мой взгляд, музыка не для богослужения, а концерта. Кстати, сам Рахманинов, сочиняя свой цикл, обращается за помощью к Кастальскому, т.к.был плохо осведомлён об особенностях богослужения, что нашло отражение в их переписке. 46 замечаний сделал Кастальский. Надо признать, что до настоящего времени не существует критериев, по которым можно было бы судить о "качестве" духовной музыки. Основной - нравится-не нравится. Но поскольку у этой муз. есть конкретное назначение - сопровождение молитвы, то я полностью согласна с Владимиром: "чистое благоговение, спокойное и строгое" - вот какие чувства должна она пробуждать или вызывать. Из своего личного опыта: пока я не была воцерковлённым человеком, поющим на клиросе, мне нравился и Рахманинов, и Чесноков. Но гармонические изыски, которыми изобилует музыка Чеснокова, не способствуют внутреннему сосредоточению. Ну и о "самопроповедничестве". Анализом соч. композитора занимаются музыковеды. Титаны, о которых пишет Константин, жили во времена, когда эти самые музыковеды торопились поковыряться в новом опусе композитора или, на худой конец, написать рецензию на исполнение. Рецензий на исполнение музыки, звучащей в храме, не пишут. Да и вообще, писать легче уже о знакомых, проверенных временем. Тем более, что в аннотации к своей музыке Владимир лишь обозначил свои основные принципы. Так что Валерий (Тигрович) напрасно насторожился.
Ну, а мне, как человеку атеистическому и почти что враждебному религии и церкви, тоже всегда казалось, что известная нам "православная" (и не только) музыка не вполне соответствует своему назначению. Так что мотивы-побудители создавать что-то более соответствующее мне весьма и очень понятны, поскольку они просто, как говорится, витают в воздухе и требуют хоть какой-то реакции и хоть какого-то решения и действия. Так что всё правильно. Так и надо. Так держать!
А ведь совсем недавно в Петербурге прошёл какой-то конкурс композиторов православной музыки! Показывали по "Культуре". Там констатировали, что духовной музыки для православных храмов критически не хватает. Особенно в плане её разнообразия. Победителями в конкурсе вышли как раз наиболее простые по языку и форме, но наиболее живые и искренние сочинения. Конкурсанты в конкурсе участовали анонимно. Победил, кажется, кто-то из Белоруссии. 1-ю премию не присудили никому. Сказали, что в следующем году (или не в следующем, а черз два?) повторят. Так что, можете готовиться и участовать.
Кто-то из Белоруссии? Я, увы, знаю только одного известного (причём в Америке больше) белорусского композитора. http://www.youtube.com/watch?v=PuddwrKU33o (поют американцы) Может он?..
В номинации «хоровая миниатюра»: Iпремия – «Звонят ко Всенощной» (№ 12), Алексей ЛАРИН (Москва) IIпремия – «Пасха» (№ 11), Алексей ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург) – «Три русских канта» (№ 16), Владимир БЕЛЯЕВ (Люберцы)
IIIпремия – «Псалмы Давидовы» (№ 15), Алексей ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург)
Специальные премии:
Премия Хора Мариинского театра – «Господи, воззвах к Тебе» (№ 2), Владимир МАСЛАКОВ (Минск, Беларусь) – «Молю, Дево» (№ 5), Елена КОНШИНА (Владимир)
Премия слушательского голосования (Приз зрительских симпатий) «Стихиры ко Пресвятой Богородице» (№ 6), Иван ТИТОВ (Могилев, Беларусь)
Специальный приз фестиваля «Академия православной музыки»
Все эти конкурсы обычно имеют цель поддержать тех творцов, которые, в свою очередь, поддерживают нужную идеологическую линию. А идеология сегодняшних христианских конфессий ориентирована на демократизацию и популяризацию духовного искусства. И даже такие традиционные консерваторы, как РПЦ и РКЦ... Наши вот вовсю распевают оратории митр. Илариона и в Рим их возят. И не только оратории... на клиросе тоже... весьма душевные песенки распевают. Я не говорю, что это искусство плохое. Оно демократическое. На языке бытовых жанров и популярной классики. Но где демократизация - там и профанация. Сакральное не может быть представлено демократически. Оно адекватно отражается только благородным, утонченным, аристократическим стилем. При этом вовсе не имеется в виду оторванность от народа. В храмы европейских городов эпохи позднего средневековья и ренессанса простой народ ходил. И в лейпцигскую Томаскирхе времен Себастьяныча. И воспринимал там искусство аристократическое. И хорошо понимал, что это - иной мир. А сегодня аристократизму в религиозном искусстве как бы не место. И не только в искусстве. Востребовано нечто иное...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".