В 1912 году по заказу одного из парижских театров Руссель написал одноактный балет "Пир паука" на либретто Жильбера Вуазена по "Энтомологическим зарисовкам" Анри Фабра. Премьера прошла 3 апреля 1913 года в Театре Искусств. Успех не заставил себя ждать (к тому же автор был уже достаточно известен). Все персонажи балета — насекомые: паук, бабочка, муравьи, жуки, гусеницы, муха. Композитор точно отобразил особенности этих существ, дав их насыщенно, живо и красочно. Место действия - фруктовый сад, где разыгрывается маленькая драма. Сад постепенно заполняется обитателями - сначала появляются муравьи, потом жуки. Паук вяжет сеть, в которую попадает беззаботная бабочка. Паук торжествует и исполняет победный танец над своей добычей. С дерева падает плод, и червяки устремляются к нему. Воинственные жуки-богомолы тоже его хотят, но проигрывают юрким червякам, которые забираются внутрь плода. Падение плода отмечается и муравьями, которые танцуют вокруг него и тем самым привлекают к происходящему внимание паука. Появляется муха-подёнка, вальсирующая вместе с прочими насекомыми. Тут из плода вылезают, заметно поправившись, червяки, а муху-подёнку ловит паук. Уцелевшие насекомые оплакивают жертву похоронной процессией. Опускается ночь. Сад равнодушен к происшедшему. Жизнь его продолжается. Этот несложный сюжет вызвал к жизни очень своеобразную партитуру, словно сотканную из тончайших нитей. В этом сочинении, пожалуй, ярче всего обнаруживается воздействие на Русселя эстетикии импрессионизма, его музыка привлекает изысканной красотой миниатюрных, всегда грациозных, проникнутых тонкой иронией образов, изящной, изобретательной инструментовкой.
Не случайным в творчестве Русселя было возникновение оперы-балета "Падмавати" (1914-18) по старинной индийской легенде, поставленной в Grand Opera в 1923 году. Композитор всегда испытывал огромный интерес Востоку, специально совершал путешествия в Индию, Камбоджу и на Цейлон, чтобы полюбоваться величественными храмами, увидеть представления театра теней, услышать оркестр гамелан. Большое впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где когда-то во времена монгольского нашествия царствовала гордая Падмавати. По сюжету монгольский хан Алауддин гостит у раджи Ратан-Сена, оба вождя готовы заключить дружеский союз, когда внезапно Алауддин, ослепленный красотой жены раджи, обращается с требованием к Ратан-Сену отдать ему Падмавати в залог прочности их военного союза. Получив отказ, озлобленный хаи начинает войну. Падмавати в храме Шивы молится о спасении родины, силы индийцев иссякают, воины неприятеля уже захватили город. Ратан-Сен умоляет свою супругу согласиться на требование хана стать его наложницей и спасти тем самым город от гибели. Но Падмавати неумолима. Она закалывает своего супруга и восходит на костер, чтобы принести себя в жертву богам. И когда в храм во главе своих войск врывается хан Алауддин, ему открывается зрелище страшного костра, на котором погибла Падмавати. В "Падмавати" Руссель пытался внести новое в установившиеся оперные каноны: вместо вокальных партий он выдвигает на первое место балет, пантомиму, массовые сцены шествий, обрядов и плясок, декоративных передвижений толпы, стремится показать целую галерею красочных восточных образов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".