Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 17:59
Главная страница » 2012»Июнь»10 » Б.Барток - Барочные транскрипции; Cоната; На вольном воздухе, Варварское аллегро / З. Кодай - Все сочинения для фортепиано. Дьёрдь Шандор
Б.Барток - Барочные транскрипции; Cоната; На вольном воздухе, Варварское аллегро / З. Кодай - Все сочинения для фортепиано. Дьёрдь Шандор
Предлагаю всем послушать венгерского пианиста Дьёрдя Шандора, уже
знакомого многим по комплекту Прокофьева. На этот раз в программе музыка
в которой он считается специалистом - Барток с транскрипциями
произведений композитороов итальянского барокко (Аццолино Бернардино делла Чиайя, Доменико Циполи, Джироламо Фрескобальди, Микеланджело Росси и Бенедетто Марчелло) и его оригинальные фп.
сочинения: Соната (1926), сюита "На вольном воздухе" (1926), Варварское
аллегро" (1911), Два румынских танца (1908) и Маленькая сюита (из 44 дуэтов для 2х скрипок, 1936), а
также полное собрание фортепианной музыки Золтана Кодая.
1926 год ознаменовался в творчестве Бартока новым бурным увлечением фортепиано: в течение нескольких месяцев — с июня по октябрь — он быстро, единым духом написал четыре весьма примечательных фортепианных опуса: трехчастную Сонату, программный цикл "На вольном воздухе", Девять маленьких пьес и Первый концерт. Внешним стимулом для создания этих пьес было желание автора обновить собственный концертный репертуар: в те годы он особенно активно концертировал по странам Европы. В новой серии фортепианных сочинений он обобщил и довел до некоей кульминации свои многолетние искания в области обновления фортепианного стиля. Здесь окончательно определился зрелый пианизм Бартока, во многом родственный тогдашним стилистическим опытам Стравинского, Хиндемита или французских композиторов «Шестерки». То же тяготение к обнаженным «механизированным» ритмам, «ударным» тембрам и политональным созвучиям, тот же намеренный отход от лирической кантилены, от пышной красочности позднеромантического и импрессионистского инструментализма. Но и в этих пьесах неизменно сохраняется приверженность автора к венгерскому народному мелосу: национальные попевки или ладовые обороты присутствуют даже в самых сложных его опусах — разумеется, в сильно деформированном, «огрубленном» виде., они становятся своего рода строительным материалом для создания причудливых «неопримитивистских» зарисовок, развиваемых в гротескно-конструктивистском плане. Сам Барток, говоря о творческих истоках своих новых фортепианных опусов, ссылался также на традиции старинной клавирной музыки, привлекавшей в то время его пристальный интерес. Именно в середине 20-х годов появились его транскрипции клавирных пьес Фрескобальди, Чиайя, Марчелло, Росси и других барочных итальянцев. Нет сомнения в том, что увлечение музыкой XVII—XVIIL веков усилило его тяготение полифоническому мышлению, к скупой, подчас двухголосной клавирной фактуре, к строгой диатонике.
Слушая фортепианные сочинения Золтана Кодая сразу замечаешь влияние Дебюсси. В 1907 году появилась "Импровизация на темы Дебюсси", написанная под непосредственным впечатлением от первого знакомства с творчеством великого французского композитора. Но, как пишет, Иван Мартынов, - "он явился для Кодая не примером для подражания, а маяком, освещавшим путь в неизведанные дали. Главное вдохновляющее начало Кодай находил в крестьянской песне". Девять пьес для фортепиано, написанных в 1908—1909 годы (в первом издании к ним была добавлена "Вальсетта" 1907 г.), венгерские музыковеды рассматривают как пример освоения народных ритмов и интонаций. Самобытна уже первая пьеса, с ее таинственно настороженным настроением. В начале второй пьесы слышатся отголоски свирельных наигрышей. Еще интереснее третья пьеса - это как бы лирический прелюд к большому музыкальному полотну, раскрывающему образы народной жизни. Заслуживают внимания пятая и седьмая пьесы. Пятая проникнута настроением юмора, может быть даже гротеска, напоминающего некоторые страницы фортепианной музыки Бартока. Седьмая полна отзвуков народных танцев. В следующей тетради фортепианных пьес op.11 элементы народного творчества разрабатываются смелее и органичнее. В нее вошли произведения, написанные в разное время: часть относится к 1910, часть — к 1917—1918 годам. По фактуре они проще, чем предыдущие, но по содержанию значительнее и оригинальнее. Обращают на себя внимание пьесы, построенные на подлинных народных мелодиях,— вторая и шестая. Во второй звучит величавый напев стиля parlando-rubato, причем в изложении есть нечто напоминающее Пятнадцать венгерских крестьянских песен для фортепиано Бартока. Кодай тяготеет к полнозвучному изложению; массивные аккорды придают некоторым тактам небольшой пьесы торжественный характер. Что касается шестой пьесы, то в ней искусно объединены элементы песенного распева и пастушьих наигрышей. Все это тонко и поэтично. В пьесах из ор. 11 вновь проявилась симпатия Кодая к французской культуре. Третья (с эпиграфом «...в городе дождь») навеяна стихами Верлена. Изысканно тонкая мелодия колорирована изящными хроматизмами, общий характер — грустно-задумчивый. В "Эпитафии" чувствуется близость стилю Дебюсси, и весьма возможно, что это дань памяти французского композитора, скончавшегося в том же—1918 году, когда написана эта пьеса. К своему небольшому фортепианному наследию Кодай добавил впоследствии только одну пьесу — "Танцы из Марошсека" (1927), получившие широкую известность в оркестровой редакции. Танцы написаны в форме рондо, в котором главная тема, записанная в трансильванском районе Марошсек, где композитор собрал обильную жатву старинных мелодий, чередуется с тремя интерлюдиями. Чередование контрастных интермедий создает нарастания темпа и динамики, вплоть до вихревого движения финала. Цельность конструкции достигается повторами главной темы, предстающей каждый раз в варьированном виде. В первой интермедии преобладают танцевальные ритмы, во второй—орнаментированная мелодия стиля parlando-rubato, третья вводит в мир звучаний волыночной музыки, неоднократно привлекавшей внимание и Кодая, и Бартока. Как видно из краткого перечисления тем, "Танцы из Марошсека" являются маленькой энциклопедией старинной танцевальной музыки.
Пару слов о Дьёрде Шандоре. Его Бартока слушать непросто. Не барочные транскрипции, конечно - барокко оно и в Венгрии - барокко, а оригинальные пьесы - интереснейшие сочинения, но сложные (особенно в этой трактовке, где пианист с ритмом мудрит, трудно настроиться на его волну). Другое дело - Кодай, он и попроще и услышать его можно редко, мне понравилось. Bela Bartok: Baroque Transcriptions; Sonata, Out of Doors, Allegro barbaro, Romanian Dances, Petite Suite / Zoltan Kodaly: Complete Piano Music/ György Sándor / 2 CD
Baroque Transcriptions Azzolino Bernardino della Ciaja (1671-1755) - Sonata in G major (transcr. Bartok) 1. I. Toccata 2. II. 1 mo tempo 3. III. 2 do tempo 4. IV. Canzone 5. Domenico Zipoli (1688-1726) - Pastorale in C major (transcr. Bartok) 6. Girolamo Frescobaldi (1583-1643) - Toccata in C major (transcr. Bartok) 7. Girolamo Frescobaldi (1583-1643) - Fugue in G minor (transcr. Bartok) 8. Michelangelo Rossi (1601-1656) - Toccata №1 C major (transcr. Bartok) Benedetto Marcello (1686-1739) - Sonata B flat major (transcr. Bartok) 9. I. Lento 10. II. Allegro ma non troppo 11. III. Allegro 12. IV. Maestoso 13. Michelangelo Rossi (1601-1656) - Tre Correnti in F major (transcr. Bartok) 14. Michelangelo Rossi (1601-1656) - Toccata №2 A minor (transcr. Bartok) Piano Sonata, Sz. 80 (1926) 15. I. Allegro moderato 16. II. Sostenuto e pesante 17. III. Allegro molto Out of Doors (Szabadban), suite for piano, Sz. 81 (1926) 18. 1. With Drums and Pipes. Pesante 19. 2. Barcarolla. Andante 20. 3. Musettes. Moderato 21. 4. Musiques nocturnes. Lento 22. 5. The Chase 23. Allegro barbaro, Sz. 49 (1911)
CD 2 Zoltan Kodaly (1882-1967)
1. Dances of Marosszek, for piano (1927) 9 Pieces for piano, Op. 3 (1909) 2. 1. Lento 3. 2. Andante poco rubato 4. 3. Lento - Andante - Agito - Tempo 1 5. 4. Allegretto scherzoso 6. 5. (quos ego.) Furioso 7. 6. Moderato triste 8. 7. Allegro giocoso - Piu lento 9. 8. Allegretto grazioso 10. 9. Allegro commodo, burlesco - Allegretto - Tempo 1 11. Valsette (1907) 12. Meditation sur un motif de Claude Debussy (1907) 7 Pieces for piano, Op. 11 (1910) 13. 1. Lento 14. 2. Szekely lament 'My mother's Sirass...'. Rubato parlando 15. 3. '- il pleut dans mon coeur comme il pleut sur le ville -'(after Verlaine) 16. 4. Sirfelirat (Epitaph). Rubato 17. 5. Tranquillo 18. 6. Szekely tune. Poco rubato 19. 7. Rubato Two Romanian Dances, Sz. 43 (1910) 20. I. Allegro vivace 21. II. Poco allegro Petite Suite for piano (arranged from 44 Violin Duos), Sz.105 (1931-36) 22. 1. Slow Tune 23. 2. Wallachian Dance 24. 3. Whirling Dance 25. 4. Quasi Pizzicato 26. 5. Ruthenian Dance 27. 6. Bagpipes
György Sándor, piano 1962 (Bartok) 1974 (Kodaly) http://files.mail.ru/TYDZX9 flac-потреково 2 CD с буклетом
Бонус: ПСС Бартока с Шандором (почти весь). mp3
Bartok - Complete piano works - György Sándor http://s017.radikal.ru/i412/1206/01/308b443c9f29.jpg CD1-2 Mikrokosmos CD3 For Children (vol.II), 15 Hungarian Peasant Songs, Piano Sonata, Romanian Christmas Songs, 3 Rondos on Slovak Folktunes CD5: 2 Romanian Dances, Sonatina, 7 Sketches, 4 Dirges, 3 Studies, 9 Little Pieces, Suite, Op.14, 2 Elegies, 3 Hungarian Folk Tunes http://files.mail.ru/4ML0OI
Я не очень люблю Микрокосмос (может быть кроме последних болгарских пьес) - вообщем педагогическая вещь, почему это самое известное фп. сочинение Бартока мне непонятно. К наиболее важным его вещам я бы отнёс - 14 багателей, (1908), 3 Бурлески (1908-10), Варварское аллегро (1911), Сюиту, ор.14, BB 70 (1916), Сонату (1926), На вольном воздухе (1926) и 9 маленьких пьес (1926). Безусловно неофольклорные его пьесы вроде Песен области Чик, Румынских танцев, Сонатины, Венгерских крестьянских песен, цикла "Детям" тоже заслуживают внимания
Есть комплит Кочиша, который тоже с ритмом мудрит - болезнь всех "оригинальных" венгров, больше мне нравится собрание фп. музыки в ПСС, записанное ещё в застойные советские годы http://intoclassics.net/news/2010-01-09-12810
Кстати, здесь ещё есть диск Шандора - Концерт для оркестра и Танцевальная сюита в транскрипции Бартока http://intoclassics.net/news/2011-09-15-25069
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".