Партитуры не горят. Томас Луис де Виктория Авторская программа Артема Варгафтика.
Хоровая духовная музыка Томаса Луиса де Виктория ценится знатоками наравне с сочинениями итальянского гения Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и нидерландских мастеров строгой полифонии эпохи Возрождения. Пожалуй, вместе эти три явления и составляют то немногое, что входит в золотой фонд дошедших до нас шедевров тех времен. В чем секреты фантастически современного звучания хоровых месс и мотетов старого испанского мастера?
- "Музыкальное путешествие с А. Варгафтиком", 28.05.2012, "Радио России", 13:30 - Реквием (ок. 1605 г.) Томаса Луис де Виктория в Вестминстерском кафедральном соборе - http://intoclassics.net/news/2012-05-28-28431
- Tomás Luis de Victoria - Requiem (Officium defunctorum, 1605) (Westminster Cathedral Choir, David Hill)\ Томас Луис де Виктория - Реквием - http://intoclassics.net/news/2012-04-02-19299
Слушал радиовариант, а теперь с удовольствием скачал для мамы видео, а для себя - flac с рутрекера. Спасибо! Раньше и не знал, что есть такая возвышенная и проникновенная музыка.
Посмотрел программу, по моему мнению, передача не раскрывает нам самого главного - личности этого замечательного творца второй половины XVI - начала XVII века. Во-первых, про самого композитора рассказали очень мало. Фактически, весь фильм рассказывают про Филиппа II и события, которые происходили в стране. При этом, исторические события переданы неверно или интерпретированы в перевёрнутом виде. Так, например, рассказывается о религиозном фанатизме Филиппа II, которое, якобы, повлияло на события в стране (и, якобы, композитора, в частности). Собственно, это не так. Испания, находившаяся под властью мавританского пленения на протяжении нескольких веков вела гражданскую войну за освобождение страны от рабства. Отсюда появление романсов (песен на родном романском языке), знаменитого сборника кантиг де Санкта Мария, тембрального постоянства (во всей Европе музыка не имела точного инструментального закрепления вплоть до XVIII века, они, собственно, и не прописывались, Испания же вела борьбу за исключения из светской музыки мозарабских инструментов, поэтому в их рукописях впервые можно встретить обозначения инструментов, на которых принято эти произведения исполнять). И если и говорить о религиозных войнах, то по настоящему пик пришёлся на правление Изабеллы Кастильской: именно тогда зажглись самые известные костры инквизиции. К 16 веку резня населения поутихла и внимание переключилось на другие страны. Однако, было бы неправильно говорить о том, что это явление было уникальным в европейской истории. Религиозная война была в тот момент повсеместным явлением, церковь понимала, что её власть ослабевала (виной тому ренессанс, который пробудил в людях революционный настрой по всему миру), поэтому церковь всеми правдами и неправдами пыталась сохранить эту власть, подавляя религиозные бунты. И Испания, как страна, которая столетием ранее провела самые кровавые в истории войны за религию оказалась втянутой в эту интригу, принимая самое активное в ней участие. Однако так ли совпадали политические взгляды Филиппа II с мнением простого народа? Очевидно, что нет. Если брать музыку, литературу, исторические хроники того периода, то можно сказать, что народ не поддерживал, а иногда и был против тех мер, которые проводились Филиппом под видом благочестия. Так или иначе, неудачи, которые преследовали Испанию как будто говорили о том, что само проведение было против политики разрушения Филиппа II.
Безусловно, что тот религиозный фанатизм, который отмечают многие исследователи творчества Т. Луиса де Виктория - это своего рода нонсенс, не характерный для творческого человека его периода. По духу, его можно отнести к человеку эпохи барокко или Средневековья. Его современники, а самое главное, его соотечественники, которые провели в Испании больше времени, чем он, не только не поддерживали его стремления, но, напротив, выступили на стороне реформаторов, отвергая те поступки, которые проводила церковь для поддержания своей власти. Возникает ощущение, будто все события, которые происходили по всему миру, композитор даёт сквозь кривую призму, в результате чего всё предстаёт в искажённом виде. И что же мы видим? Воздались ли по заслугам его стремления поддержать церковь в этой войне? Ответ на этот вопрос может сказать один факт: композитор умер в почти полной безвестности. Тот, кто десятилетием ранее был одним из самых знаменитых и почитаемых композиторов в Европе оказался в своей стране со своими "неправильными" религиозными взглядами абсолютно не нужным. Именно тогда и начинается минорная полоса в его творчестве о которой пытались сказать в программе, однако эта тема так и осталась нераскрытой. В целом, для меня творчество Виктория - это светлый экстаз полностью отрешённого от мира человека. За основу своего творчества он взял самое лучшее от своего учителя - Палестрины (в передаче он упоминается, однако не как учитель, а как представитель [глава римской] полифонической школы). Интересно другое: необыкновенная красота музыки Палестрины, была скопирована его лучшим из учеников ничуть не хуже, его самого. То, что одному было дано природой и было достигнуто благодаря его таланту, другому давалось необыкновенным упорством и идеей воплотить в жизнь его самые фанатичные религиозные стремления. Это так называемый мажорный период творчества композитора, элегия неземного блаженства, светлый образ его души (приблизительно до 1600 года). Однако, своё настоящее признание композитор получил после смерти за свой тёмный период творчества: период разочарования, аскетического отрешения от мира, полного печали о событиях, происходивших в тот период. Именно эти последние десятилетия считаются многими слушателями, не знакомыми с творчеством этого замечательного композитора, как его основной стиль, что конечно далеко от правды. К сожалению, именно это заблуждение и было взято в основу этой передачи. Так же не были рассказаны многие интересные факты из его творчества, как, например, написание пародийных месс, подражание венецианской школе (об этом вскользь упомянули, когда рассказывали про реквием, однако мысль не стали развивать). Собственно, передача не даёт нам полного представления о многогранности творчества этого композитора, заставляя слушателя самостоятельно искать правду в других источниках и, конечно, же в самом творчестве мастера. Надеюсь, что все те, кто посмотрит фильм и он им не понравится не пройдут мимо творчества Т. Луиса де Виктория, а, напротив, станут самыми ярыми его слушателями.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".