18.05.2012 - 22:15 - Линия жизни. Леонид Десятников
Таинственный и парадоксальный, стремящийся соединить несоединимое, умеющий найти потерянное, забытое, неизвестное и наполнить это сегодняшним, завтрашним, вневременным… А началось все в харьковской музыкальной школе, где Леониду Десятникову очень повезло с учительницей. Потом были: город Ленинград и Консерватория, большие сочинения и постепенно приходящее признание, хорошие фильмы настоящих режиссеров, к которым он писал прекрасную музыку. Был Большой театр, с написанными и поставленными в нем оперой и балетом. Была и руководящая должность в этом театре, за которую он, впрочем, не держался. Он много и упорно работает, сотрудничает с прекрасными музыкантами, у него много единомышленников, почитателей, много планов, и у него все впереди.
Фрагмент юбилейного концерта Леонида ДЕСЯТНИКОВА "SECOND HAND" 16 октября 2010 г. в Малом Зале им. М.И. Глинки СПб. Филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Солистка - Ольга ДЗУСОВА. Видео-звукозапись - Artstudio "TroyAnna":
"Отзвуки, транскрипции, посвящения". Концерт из произведений Леонида Десятникова в Малом зале им. М.И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича 16 октября 2010 г.
То,что он делает как композитор задолго до него и с гораздо большим талантом делали Сати и Айвз. Его идеи и техника вторичны и он не замечает это (или может делает вид) благодаря невероятному снобизму.
Ни капли снобизма. Это же всё - маска. Человек просто сам по себе, интроверт, тонкий и ранимый, не любит, когда его трогают, когда к нему лезут. (Типа: "Я вас не трогаю, и вы меня не трогайте", и улыбка. Вот и может показаться некоторым, что снобизм. Мол, даже и слушать не хочет, и ещё и улыбается в лицо нагленько так, будто ничего и не было. Ишь ты какой!) И ещё шалопай. Тихий такой шалопай. (Я с таким в школе за одной партой два года сидела. Так что знаю, о чём говорю, товарищи.)
Тем не менее он композитор очень хороший,это я как СЛУШАТЕЛЬ говорю.А насчет невероятного снобизма - так это о вас Кстати,неплохое качество,помогает сохранить себя,свой внутренний мир Спасибо!
Да,я сноб,но разница в том,что мой снобизм не имеет последствий для общества,а Десятников в определённой степени человек, который имеет возможность говорить с людьми через свою музыку. Так вот его снобизм в том,что он пишет ПЛОХУЮ музыку и позволяет себе выйдя к этим людям сказать - "задавайте вопросы,так как у меня нет внутренней потребности что-то говорить вам самому". Кто-то считает это маской и проявлением душевной тонкости и интровертности,но мне как интроверту такое поведение видится проявлением элементарного неуважения к аудитории. Если у тебя нет потребности что-то говорить о себе,зачем ты вообще пришёл?
Вышел, потому что пригласили-попросили. А желания говорить не было, и кошки скребли на душе "И зачем я это только делаю?". Это крест всех публичных людей: назвался груздём - полезай в грузовик. Так что, то, что не хотел выйти, а вышел - это ему плюс, а то, что сразу же сказал об этом публике - плюс номер два. Ну, а то, что реально он разговорился, получил определённое удовольствие от этого общения и сообщил об этом в итоге встречи, поблагодарив - это плюс номер три. Всё правильно сделал, товарищ Десятников. Снобизма не было. Реального. А показушный... Это можно. Тем более, когда так симпатично и мило. Вообще, он был самим собой на встрече. Это очевидно. Молодец!
Что касается его музыки, то я её не знаю, поэтому сказать про снобизм в ней ничего не могу.
Хм...вчера Мишень переслушал.Ктотокоегде считает,что фильмкагбегениален,но он абсолютно никчемен,и прекрасная музыка торчит из него,не вписываясь в убогость... Многое выложено,всё понравилось,в различной степени,конечно. Константин,вы слишком строги). Право имеете,и ваша точка зрения мне интересна всегда.
Неужели музыка предложенная в бонусе это хорошая музыка? Возможно,она вполне соответствует своему названию,однако в ней нет ничего оригинального и интересного. Я слышу здесь лишь смесь Таривердиева с мотивчиками 30х годов. Игра в примитивизм лично меня не слишком убеждает. Если рассуждать всерьёз, можно ли считать какой-нибудь детский рисунок и работы Пиросмани явлениями одного порядка? Я не случайно вспомнил в первом комментарии Сати и Айвза,поскольку Десятников повторяет найденные ими приёмы, просто на более неинтересном материале. Эта музыка всего лишь красивенькая.
Если речь о слушательских предпочтениях - Вы правы, безусловно. Можно предпочесть любую музыкальную "абракадабру",наградив ее "глубокомысленностью" и "концептуальностью", автора "тонкой душевной организацией и склонностью к глубоким философскими откровениям", можно Моцарта назвать вторичным, Чайковского уже пошлым называют ))))) Но ведь и предпочтения могут со временем меняться. Попробуйте-ка навскидку ответить на вопрос "Ваш любимый композитор"?)) Не стоит рубить сплеча, думаю. Музыка Десятникова эмоциональна и красива. Плохо ли? А уж "смыслы" каждый из нас сам придумает, музыка - не фотография "мыльницей" по пути.
Без всякой вскидки и ни на секунду не задумываясь я отвечу - мой любимый композитор Шостакович.
Чтобы сразу снять все комментарии,я уточню - он любимый,а не лучший из всех. Почему это именно так здесь объяснять не место.
И ещё - не эмоциональной музыки не бывает. А уж красивая музыка вполне может быть бездарной по сути. Для музыки это не всегда самый главный критерий. Вы сами себе ответьте - попадают ли под категорию красивой музыки такие сочинения как Страсти по Матфею Баха или Восьмая симфония Шостаковича. Лично я никогда не задумывался красивая это музыка или нет,поскольку в ней есть гораздо большее чем внешняя красивость.
И совсем последнее - я оцениваю услышанную здесь музыку Десятникова не как слушатель-дилетант,а как профессиональный музыкант,которому интересно не только внешнее впечатление от красивости звучания нот,но и то, каким образом это достигается. Именно поэтому Десятников для меня пока что совершенно не интересен.
Мой любимый композитор - тоже Шостакович.И я считаю дилетантский взгляд более верным,чем профессиональный.(прфессиональный взгляд более снобистский,кстати.)Музыка не есть вещь в себе.Ее для людей пишут,и эти люди лишь в очень небольшом количестве являются музыкантами-профи.
Разумеется музыка пишется для всех,а не только для профессионалов, но именно это обстоятельство имеет и отрицательную сторону. Уровень слушательской культуры современного человека крайне низок. О нём можно судить не только по музыке Десятникова,но главным образом по эстраде, поэтому аргумент,что некая музыка нравится большому количеству людей я вообще не рассматриваю как содержательный. Качество и популярность (известность,раскрученность,актуальность) не синонимы.
Это обстоятельство ни в коем случае не имеет отрицательной стороны,потому что доступность академической музыки - ее главная ценность.(а музыка Десятникова - несомненно,академическая по всем признакам) Я как обычный слушатель могу сказать,что академическая музыка действует на людей,которые ее раньше не слышали,сразу,более того,они особенно не заморачиваются всякой ерундой типа сравнения интерпретаций - восторг и радость,и всё
Вы почему-то не поняли о чём я написал. В академической музыке барахла написано не меньше чем в эстраде,так же как в эстрадной музыке есть свои шедевры. Принадлежность Десятникова к академическому крылу совершенно не делает его музыку неуязвимой для критики.
Впервые слышу,что доступность искусства его главная ценность. Если принять вашу точку зрения,то становится очевидным,почему широким слоям слушателей нравится наиболее примитивное,не требующее от слушателя никаких душевных и интеллектуальных усилий.
Музыка Шостаковича гораздо менее доступна для неподготовленного слушателя.Означает ли это, что она хуже чем музыка Десятникова?
Да очень доступна музыка Шостаковича,не снобите,Константин.ДДШ вообще композитор моцартовского дарования,композитор-вселенная,доступная всем и легко. Я всё прекрасно понял.Не имею в виду пиар: имхо,при столь же интенсивном пиаре и ротации сделать классику свехпопулярной было бы легче,чем современную попсу...доступней и легче она для восприятия!
Если вам просто доставляет удовольствие сам процесс спора,то увольте, я готов вам уступить. Но я не верю,что вы всерьёз считаете музыку Шостаковича доступной широким массам. Она требует мыслительного процесса и вживания, если не слушать её просто как набор более или менее красивых мелодий. Я вас уверяю, дайте послушать неподготовленному человеку 15й квартет или Скрипичную сонату и вы услышите в ответ фразу подобную той,что периодически с раздражением говорила одному моему знакомому меломану его жена - "выключи к .... матери свою синфонию".
Любая стоящая музыка требует вслушивания. Музыка Десятникова вся на поверхности, она очевидна и проста и, пожалуй, это единственное её достоинство.
P.S. Как раз те кто не умеют слушать и считают музыку Моцарта легко доступной? Если же в неё вслушиваться,то открываются такие глубины и высоты, о которых знатоки классических шлягеров, типа начальных тактов 40й симфонии и не подозревают.
Вы путаете доступность звучания с доступностью понимания. Так ли проста первая часть Лунной сонаты Бетховена для человека, который не судит в критериях красивой и эмоциональной музыки?
Композитор высочайшего уровня,Шостакович или Моцарт,открывает нам себя,свой внутренний мир в полноте своим творчеством.В каждом произведении есть и аспекты этого мира,и весь мир целиком.И в балете Светлый ручей,и в Альтовой сонате есть и ВЕСЬ Шостакович и части его мира,противоположные. Светлый ручей,сюиты,киномузыка - в них творчество гения проявлено в полноте,так же как и в 24 Прелюдиях и фугах. Нет,Константин,дело не в желании поспорить.Просто появилась возможность пояснить какие-то аспекты восприятия музыки,с точки зрения дилетанта...
Уважаемый Furtwangler! Вы написали, что в эстрадной музыке есть свои шедевры. Шедевры джаза я бы мог назвать, например "Как глубок океан" Берлина в исполнении Б.Эванса и та же пьеса в исп.М.Дэйвиса, "Обними меня" Гершвина в исп.Ч.Паркера, "Какие новости?" Б.Хаггарта в исп.Армстронга и т.д. Таких шедевров в джазе за всю его историю было не так уж много. А вот из эстрады ничего особенно шедеврального, кроме некоторых песен Битлз и пары песен Синатры, честно говоря, не припоминаю. Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример шедевральной эстрады.
Я не выношу джаз,вернее то,что им называют. Более того,как и Стравинский я считаю,что джазовой музыки не существует.
Что касается вашего вопроса,то первое что приходит в голову - Нежность Пахмутовой. А вообще примеры замечательной эстрадной музыки не так уж и редки,просто они тонут в потоках помоев.
Спасибо большое за ответ! Признаюсь, что когда я уже написал свой вопрос к Вам, я пожалел, что не привел в пример Пахмутову. Ее песни, например "Ты моя мелодия", которую исполнял Магомаев, действительно редкий пример прекрасной эстрадной музыки.
Удивительно!Вот так взять и сгрести-выбросить из жизни огромнейший пласт разнообразной музыки!Само название - джаз - чистая условность.Скорее всего,вы просто не хотите заморачиваться этой темой (но зачем такие громкие слова?скажите - не вижу смысла для себя слушать),я вас понимаю,музыки вам и так хватает )
Константин, возможно вы в чем-то правы, то, что делает Десятников можно было бы местами назвать «талантливым ремейком». Если вы считаете, что творческая фантазия композитора не позволяет ему добиться эффекта масштабной всеоблемности, нет музыкальных потрясений, шедевров – все это не умаляет таланта Десятникова. У него есть замечательные произведения, яркие в современной музыке. Есть свой опыт, впитавший лучшие традиции мировой и отечественной музыки. Понимаете, все слушают разными ушами и смотрят разными глазами. Это взгляд изнутри, личные чувства и ощущения. Это конфликт представлений. Я не могу сказать, что мне близко все, но в музыке Десятникова есть какая-то очень личная интонация, человеческие переживания, которые открываются миру. Думаю, этим он обязан своему учителю Бибику, отличному композитору, который писал достаточно глубокую музыку... А вот его совместную работу с писателем Сорокиным считаю неудачной (возможно потому, что не люблю Сорокина..)
Пожалуйста, не нужно трогать вопросы национальностей, в смысле обобщения качеств и характеристик людей, а также выделять какие-либо из них, как негативно, так и превозносить над другими. Пока ограничился простым удалением комментариев на эту тему.
Музыка Десятникова, выложенная здесь, - «Отзвуки театра» - не имеет отношения к подлинному музыкальному творчеству вообще. Это рассудочно созданный суррогат, подделка, первая тема – по сути мелодическое «скольжение» по минорным аккордам, узоры, которые можно плести до бесконечности, вызывающее впечатление «грустной мелодии», а дальше еще хуже. Но это не красота, а, как верно заметил глубокоуважаемый погруженец Furtwengler, всего лишь красивость. Та музыка, которая звучит в передаче, это что-то просто ужасное, какая-то шизофрения – впрочем опять же намеренно созданный коммерческий продукт. А то, что не где-нибудь, а в Большом Театре, к которому целые поколения русских людей относились как к храму, на сцене которого шли лучшие оперы мирового репертуара, за пультом стояли великие русские дирижеры Голованов, Самосуд, Мелик-Пашаев, Кондрашин, Светланов, пели Шаляпин, Собинов, Нежданова, Вишневская и многие другие великие артисты, а в оркестре играли многие легендарные музыканты, была поставлена вызывающая и безоразнейшая опера Десятникова «Дети Розенталя» – так это просто ПОЗОР. О чем это говорит? На мой взгляд, о хорошем умении некоторых композиторов или продюссеров «договориваться» с некоторыми чиновниками. Вот и все.
Да ну,что вы демонизируете? Вот сегодня про какому-то каналу: "Заговор темных демонических сил против России!" Ой,насмешил...много чести два орла с пилами,всего и дел
igor, если Вам интересно, я сегодня выложил свои раздумья о судьбах джазовой музыки, мемуары и эссе на этот счет на форуме, который, собственно, так и называется "ДЖАЗ".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".