Оригинальное название: Musikerpersönlichkeiten'94 in der Philharmonie in Gasteig Год: 1994 Жанр: Концерт классической музыки Композитор: Сергей Рахманинов Солист: Аркадий Ценципер (Arkadi Zenziper) Оркестр: Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга Художественный руководитель и дирижер: Владислав Чернушенко (Wladislav Tschernuschenko) Режиссер ТВ: Helmut Rost Выпущего: Германия, ZDF/3sat Язык: Перевод не требуется
Концерт записан на фестивале Münchner Klaviersommers - 1994. Помимо Рахманинова исполняется Scherzo b-Moll op.31 Шопена.
О произведении
Концерт для фортепиано с оркестром №2 до минор, op. 18 был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти.
История создания
Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали сам Рахманинов, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Николай Петров.
Строение
Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва): Moderato. Часть открывается вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Затем звучит главная тема, маршеобразная по характеру, но смягчённая фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов. Побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом. Adagio sostenuto Allegro scherzando Сайт о жизни и творчестве С. В. Рахманинова - http://rachmaninov1873.narod.ru/
О солисте
Аркадий Ценципер родился в 1958 году в Ленинграде и получил образование в родном городе, в консерватории им. Римского-Корсакова у профессоров Григория Соколова и Натана Перельмана. В 1985 году, окончив с отличием аспирантуру, он уезжает в Дрезден, где становится ассистентом профессора Амадеуса Веберзинке, а через некоторое время — его преемником. Аркадию Ценциперу удается сочетать в своем творчестве лучшие стороны русской музыкальной школы с высокими традициями немецкой школы.
Аркадий Ценципер ведет активную артистическую деятельность, выступая с сольными программами, в качестве солиста в концертах для фортепиано с оркестром, а также в качестве участника различных инструментальных ансамблей (дуэтов, трио и т.д.). Он гастролировал практически во всех странах Европы. С большим успехом выступал с Чешской филармонией, Дрезденской Государственной Капеллой, с оркестром Берлинского радио, в залах Берлинской филармонии, Амстердамском «Концертгебау», Венском «Музикферайн», Мюнхенской филармонии.
Принимал участие в фестивалях в Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Рурском фортепианном фестивале и многих других.
Является художественным руководителем нескольких музыкальных фестивалей, включая «Шубертиаду в Шнэкенбурге» (Schubertiade in Schnackenburg) и «Драйкланг» (Dreiklang). В 1991 году совместно с графом Андреасом Бернсторффом Аркадий Ценципер создал Благотворительный фонд Гартов в поддержку Санкт-Петербургской консерватории.
выдающийся пианист Аркадий Ценципер в настоящее время является профессором Дрезденской Высшей Школы Музыки, деканом фортепианного факультета.
Об оркестре и дирижере
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры и являвшее собой на протяжении нескольких веков музыкальный лик России. Здесь впервые последовательно возникали все основные направления музыкального исполнительства и музыкального образования.
Начало было положено основанием в 1479 году Хора Государевых певчих дьяков, переименованным в 1701 году в Придворный хор, а в 1763 году — в Императорскую придворную певческую капеллу.
В 1738 году для нужд хора указом императрицы была основана первая специальная музыкальная школа, а в 1740 году следующим указом устанавливалось обязательное обучение малолетних певчих придворного хора игре на оркестровых музыкальных инструментах, которое неоднократно прерывалось, пока в середине XIX века не утвердилось окончательно. В 1846 году при Капелле открылись регентские классы.
В 1882 году в штате Капеллы появился Придворный музыкантский хор — так именовался вначале первый в России симфонический оркестр.
В 1884 году обучение в школе Капеллы стало происходить по программам Консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшее высшее музыкальное образование. В Императорской капелле воспитывались или служили виднейшие музыканты своего времени: итальянские композиторы Галуппи, Траэтта, Паизиелло, Сарти, Чимароза, русские — Березовский, Бортнянский, Фёдор и Алексей Львовы, Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский… Благодаря их трудам к концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью. И поэтому именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.
После революции 1917 года структура Капеллы подверглась разрушению: регентские классы были аннулированы, хор, симфонический оркестр и школа отделились друг от друга, приобретя юридическую самостоятельность. Один из крупнейших музыкальных центров исчез с европейской музыкальной карты. Сегодня в России с помощью руководства страны и власти Санкт-Петербурга начался трудный процесс возрождения державных устоев страны. С 1991 года в штате Капеллы вновь восстановлен симфонический оркестр. На очереди — воссоздание всей прежней исторической структуры Капеллы и современное построение одного из важнейших бастионов музыкальной культуры нашего Отечества.
Художественный руководитель Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга - Владислав Александрович ЧЕРНУШЕНКО, народный артист СССР, лауреат гос. премий России, профессор.
Владислав Чернушенко — уникальная фигура в мире дирижёрского исполнительства. Талант и огромная работоспособность позволяют ему с одинаковым успехом дирижировать оперными и балетными спектаклями, симфоническими, камерными, вокально-инструментальными и хоровыми концертами, читать лекции, вести дирижёрский класс, организовывать и проводить фестивали и конкурсы, руководить старейшим музыкально-профессиональным учреждением России — Капеллой Санкт-Петербурга (бывшей Императорской Придворной Певческой Капеллой). Вместе с наиболее известными современными русскими музыкантами он удостоен высших национальных званий и премий.
Владислав Чернушенко родился в 1936 году в Ленинграде. Специальное образование получил в Хоровом училище при Ленинградской Капелле и в Ленинградской консерватории, окончив в 1958 году дирижёрско-хоровой факультет. В годы учёбы он также посещал занятия на теоретико-композиторском факультете. С 1962 года в течение 17 лет Владислав Чернушенко возглавлял созданный им камерный хор, получивший европейское признание. В эти же годы он работал дирижёром Ленинградского Малого театра оперы и балета, выступал с камерными и симфоническими оркестрами, преподавал в Консерватории и музыкальных училищах. В 70-е годы в творческой судьбе дирижёра произошли важные перемены. В 1974 году Владислав Чернушенко становится Художественным руководителем и главным дирижёром Ленинградской академической Капеллы, а спустя несколько лет (в 1979) приступает к обязанностям ректора первой российской консерватории, оставаясь им до 2002 года. Незаурядный талант и огромная трудоспособность Владислава Чернушенко позволили ему с одинаковым успехом руководить двумя старейшими музыкальными учреждениями России и осуществлять активную творческую деятельность.
Всю свою творческую жизнь Владислав Чернушенко посвятил прославлению России, сохранению веры, духовности. Много сил он отдает возрождению Петербургской Капеллы как одного из крупнейших музыкальных центров не только в России, но и в Европе. Возглавив Певческую капеллу Санкт-Петербурга, Владислав Александрович в короткие сроки возрождает мировую славу старейшего русского хора. Благодаря его упорству и таланту впервые прозвучали многие сочинения композиторов прошлого и современности. Из небытия возвратились к жизни шедевры русской духовной классики, долгое время запрещенные к исполнению. С самого начала своего творческого пути дирижёр следует просветительской традиции русского искусства. Он постоянно включает в репертуар хора забытые произведения композиторов прошлого и нередко является первооткрывателем сочинений наших современников. Неутомимая деятельность Владислава Чернушенко — подвижника музыкального искусства России — принесла ему заслуженную славу. Каждый концерт Владислава Чернушенко — это воистину событие и достойное свидетельство духовной красоты и силы нашего Отечества.
Сайт Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга -
Следует заметить, что активная творческая деятельность Аркадия Ценципера с Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга активно продолжается.
Сегодня (19 марта 2011) в Санкт-Петербурге состоится их совместный концерт, где вновь будет звучать музыка Сергея Рахманинова.
С программой концерта можно ознакомиться здесь -
|