Издание 2-е,дополненное.
Л.»Музыка», 1985. – 208 с., с ил.
Формат PDF
В книге известного советского музыковеда рассказывается об основных этапах
биографии и творчества русского композитора, истории создания его сочинений.
Первое издание вышло в 1961 году.
От автора…3 Глава первая.. 5 Глава вторая.. 22 Глава третья.. 46 Глава четвёртая.. 77 Глава пятая.. 95 Глава шестая.. 121 Заключение.. 152 Дополнение 1.. 154 Дополнение 2.. 169 Дополнение 3.. 185 Примечания.. 188 Приложения.. 199
Гл. 1 – Детство, окружение композитора, начало обучения, консерваторские годы, первые сочинения. Ранний период творчества: Арабески, Бирюльки, кантата «Мессинская невеста». Могучая кучка».
Гл. 2 - начало самостоятельной жизни: педагогическая работа, дирижирование. Беляевский кружок. Знакомство с П.И.Чайковским, С.Танеевым, А.Скрябиным. Эстетические и философские взгляды, Л.Н.Толстой. Музыкальное мышление композитора, стилистически черты.
Гл. 3 - Центральный период творчества: произведения, изданные в 80-90 годы: фортепианная музыка – цикл «Интермеццо», Прелюдии, Этюды, Вальсы, Богатели, Пасторали,; произведения национально-жанровой направленности - «Про старину»; Мазурки как народно-жанровый танец с элементами лирики; Вариации, Фуги и каноны;
Гл.4 - Оркестровые и вокальные произведения центрального периода – Скерцо и мазурка «Сельская сцена у корчмы» для оркестра два оркестровых Полонеза; Детские песни, Сборники народных песен; хоровые сочинения 90- начала 900 годов – от миниатюры «Величания В.В.Стасову» до «институтских» кантат.
Гл. 5 - Музыкально-общественная деятельность на последнем этапе жизненного пути.
Гл. 6 – Последний период творчества- оркестровые сочинения: «Баба-Яга», Восемь русских народных песен для оркестра, «Волшебное озеро», «Кикимора», Танец амазонки, «Их Апокалипсиса», музыка к пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса»
В Дополнении 1 приводятся фрагменты мемуарного характера и посвящённых Лядову незаконченных работ А.Н. Римского-Корсакова, несколько писем и шуточных стихов композитора, его воспоминания о Чайковском, а также очерки и эскизы к неосуществлённому замыслу оперы «Зорюшка». В Дополнении 2 рассказывается о «Легенде» ор.68, приводится её нотный текст
Р-К в «Летописи музыкальной жизни» пишет: «Ан. Лядов, уже бывший в то время преподавателем в консерватории, в сезон 1883-84 годов женился. Помню, как за несколько времени до свадьбы, однажды утром он сказал мне о своем намерении и как мы в это утро ушли из консерватории и чуть не до обеда пробродили вдвоем по городу, разговаривая по душе по поводу предстоящей перемены в его жизни. Тем не менее, однако, когда мы с Надеждой Николаевной выразили ему желание познакомиться впоследствии с его женой, чудак отказал нам наотрез. Он сказал, что желает, чтобы с женитьбой его ничто не переменилось в отношениях с его музыкальными друзьями». Много лет спустя некоторые из друзей все же получили доступ в его дом (пианист Лавров, Беляев, Глазунов, Витоль); Римский-Корсаков в их число так и не попал ;(
По воспоминаниям О. Корсакевич, жена Лядова «Надежда Ивановна была скромная, очень замкнутая девушка, правдивая, добрая; она любила уединение... любила музыку» О внешности - ничего
Так в книге Михайлова приведена фотография жены. В той же Летописи сказано, что Беляев познакомился с женой Лядова хитростью, зайдя к нему в его отсутствие.
Это не странность, это осторожность. Исследователи утверждают, что при столкновении с нетактичными попытками вторжения в его внутренний мир, он мог замкнуться. А жена - это его и только его мир. И любой взгляд или неосторожное слово в адрес жены могли привести к охлаждению отношений с друзьями. Вот он и подстраховался, так что об этом до сих пор читают и говорят.
Спасибо! Сейчас еще свежая книга о Лядове вышла, но не знаю, где найти. "Непознанный Лядов" - сборник статей и материалов. Серия "Муз.Петербург: прошлое и настоящее" Автор идеи и научный редактор серии Татьяна Зайцева. Челябинск. ООО "Издательство MPI", 2009.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".