Название: Любовь к трем апельсинам Оригинальное название: L'Amour des 3 orangesThe (Love for Three Oranges) Год: 2004 Жанр: Опера в 4 действиях (10 картинах) с прологом Композитор и автор либретто: Сергей Прокофьев по мотивам одноимённой сказки Карло Гоцци (Sergei Prokofiev d’après Carlo Gozzi) Режиссер-постановщик: Philippe Calvario Оркестр: Mahler Chamber Orchestra Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Туган Сохиев (Tugan Sokhiev) Хор: EuropaChorAkademie Хормейстер: Joshard Daus Хореограф: Sophie Tellier Сценография: Jean-Marc Stehle Костюмы: Aurore Popineau Свет: Bertrand Couderc Режиссер ТВ: Philippe Chevallier Выпущено: Франция, Festival d'Aix-en-Provence, Bel Air Classiques Язык: Русский, с субтитрами на французском
Действующие лица и исполнители:
Le Roi de trèfle: Alexey Tanovitsky, Le Prince: Andrey Ilyushnikov, La Princesse Clarissa: Nadezhda Serdjuk, Leandro: Eduard Tsanga, Truffaldino: Kirill Dusheschkin, Pantalone: Vladislas Sulimsky, Le magicien Tchelio: Pavel Schmulevich, Fata Morgana: Ekaterina Shimanovitch, Linetta: Sophie Tellier, Nicoletta: Natalia Yevstafieva, Ninetta: Julia Smorodina, La Cuisinière: Yuriy Vorobiev, Farfarello: Alexander Gerasimov, Le héraut: Wojciek Ziarnik, Le Maître de cérémonie: Juan Noval, La Diva: Michel Fau.
Данная версия этой оперы Сергея Прокофьева в 2004 году явилась тройным событием французского Зальцбурга:
1. Русскоязычная редакция произведения Прокофьева на французской сцене; 2. Дебют режиссера-постановщика - Philippe Calvario, пришедшего из театра, с его весьма удачным проникновением в лирический мир оперы; 3. Открытие для зрителя молодого осетинского дирижера и музыкального руководителя постановки - Тугана Сохиева.
Редакция спектакля затем была представлена в 2005 в Люксембурге и в Мадриде в 2006 году.
А карьера Тугана Сохиева начала стремительно развиваться уже в качестве приглашенного дирижера, а затем художественного руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы.
Критикой единогласно весьма положительно оценено его руководство оркестром, связанное с ритмом, ясностью и постоянным вниманием к исполнителям этого произведения Сергея Прокофьева. Он как глава музыкальной редакции и дирижер держит в повиновении музыкантов и исполнителей и знает, что хочет сказать, умело соединяет мастерство, энтузиазм и виртуозность! Зрители ощутили сценическое напряжение, а так же бесспорную голосовую и музыкальную связанность, которая осуществилась в ослепительном спектакле.
О музыкальном руководителе постановки и дирижере
Туган Таймуразович Сохиев (род. в 1977, Владикавказ) — российский дирижёр осетинского происхождения. Народный артист республики Северная Осетия-Алания.
В 1996 году окончил Владикавказское музыкальное училище (ныне носящее имя Валерия Гергиева), в 2001 году - факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова). Дирижировал оркестрами Мариинского театра и Санкт-Петербургской консерватории на концертах памяти Ильи Мусина (1999-2000). В 1999 году Сохиев был удостоен II премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге (I премия не присуждалась), разделив ее с Александром Сладковским.
С 2000 года Сохиев сотрудничает с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. В декабре 2001 года дебютировал в Мариинском театре в концертной программе "По страницам опер Россини". Принимал участие в постановке оперы Россини "Путешествие в Реймс", с тех пор дирижировал многими оперными спектаклями театра.
В 2001 году состоялись дебюты дирижера в Исландской опере, Национальной опере Уэльса, с оркестром Danish Radio Sinfonietta, филармоническим оркестром Страсбурга и оркестром Тосканы. Маэстро дирижировал оркестром Баварской государственной оперы и коллективами Би-Би-Си. В 2003 году дебютировал в Метрополитен-опера, через год - на фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция), где дирижировал спектаклем "Любовь к трем апельсинам", запись которого представляется вашему вниманию. В следующем году под его руководством этот спектакль был представлен в Люксембурге, осенью 2006 года он осуществил постановку оперы в Театро Реаль в Мадриде.
В 2003-2005 гг. Сохиев возглавлял Национальную оперу Уэльса (Великобритания). В сезоне 2004-2005 впервые выступил с Королевским филармоническим оркестром Стокгольма и Национальным оркестром Порто. В следующем сезоне с оперой "Борис Годунов" дебютировал в Хьюстонской опере, а также выступал с Филармоническим оркестром Радио Франс, Филармоническим оркестром Осло и Национальным оркестром Франции.
Туган Сохиев в 2005 году стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, в 2008 году - назначен художественным руководителем оркестра с трeхлетним контрактом, унаследовав этот пост от прославленного Мишеля Плассона. В течение сезона 2008/2009 коллектив выступал в нескольких городах Франции и ряде стран Европы. В концертах участвовали солисты Пьер-Лоран Эмар, Трулс Мёрк, Вадим Репин, Элен Гримо, Рено Капюсон, Джулия Фишер. С 2006 года должность приглашенного композитора (composer in residence) занимает Кароль Беффа. При участии российского пианиста Бориса Березовского недавно состоялась премьера его Фортепианного концерта. Под управлением Сохиева оркестр выпустил два CD с сочинениями Мусоргского, Чайковского, Прокофьева.
Первоочередное место в репертуаре маэстро занимает русская музыка: на первых CD, записанных Национальным оркестром Капитолия Тулузы под управлением Сохиева, звучат сочинения Чайковского, Мусоргского, Прокофьева. На недавнем фестивале Мариинского театра, посвященном 200-летию со дня рождения Гоголя, дирижировал оперой "Майская ночь". В апреле в Венском Концертхаусе Сохиев представил австрийскую премьеру пьесы "The Garden of Dreams" Елены Фирсовой, посвященной Дмитрию Шостаковичу; звучали также произведения Прокофьева и Рахманинова.
О произведении «Любовь к трём апельсинам» — опера Сергея Прокофьева в 4 действиях (10 картинах) с прологом на либретто композитора по мотивам одноимённой сказки Карло Гоцци, завершённая в 1919 году в США. Впервые поставлена на сцене Чикагской городской оперы 30 декабря 1921 года. История создания Первая комическая опера Прокофьева создана в 1919 году, в период пребывания композитора за рубежом. Но замысел ее связан с театральными впечатлениями дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм спектакля делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок. В 1914—1915 годах Вс. Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». Его название было заимствовано из широко известной сказки Карло Гоцци (1720—1806), созданной в традициях народного театра масок. В первом номере этого журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку этой сказки. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Необычной была сценическая часть, сочетающая три разных плана действия. Первый — сказочные персонажи: Принц, Труффальдино. Второй — подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана. И, наконец — Чудаки, комментирующие развитие интриги. Прокофьев сам разработал либретто оперы. Ее партитура была завершена к октябрю 1919 года. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. 18 февраля 1926 года постановку «Любви к трем апельсинам» осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета; в 1927 — Большой театр Союза ССР в Москве. Действующие лица: Король Треф - бас; Принц, его сын - тенор; Принцесса Клариче - контральто; Леандр, первый министр - баритон Труффальдино, человек, умеющий смешить - тенор; Панталоне, приближенный короля - баритон; Маг Челий, покровительствует королю - бас; Фата Моргана, покровительствует Леандру -сопрано; принцессы в апельсинах; Линетта - контральто; Николетта - меццо-сопрано; Нинетта - сопрано; Кухарка - хриплый бас; Фарфарелло, дьявол - бас; Смеральдина, арапка - меццо-сопрано; Церемониймейстер - тенор; Герольд - бас. Десять чудаков, трагики, комики, лирики, пустоголовые, чертенята, медики, придворные. Действие происходит в вымышленном государстве.
Сюжет
Представители различных театральных жанров сражаются на гусиных перьях. Трагики требуют «высоких трагедий, философских решений, мировых проблем»; комики жаждут «бодрящего, оздоровляющего смеха»; лирики мечтают о «романтической любви, цветах, луне, нежных поцелуях»; пустоголовые хотят «фарсов, ерунды, двусмысленных острот». Десять чудаков гигантскими лопатами разгребают ссорящихся и объявляют о начале «настоящего, бесподобного» представления.
Король Треф в отчаянии. Его сын, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью. Медики считают пациента безнадежным. Но Король вспоминает о чудотворной силе смеха. При дворе объявляется начало веселых праздников.
Горячую заинтересованность в судьбе героев проявляют волшебники: добрый Маг Челий и злая Фата Моргана. За кабалистическим занавесом происходит символическая игра в карты; Челий проигрывает. Племянница Короля, Клариче, мечтает наследовать престол. Это по ее указке первый министр королевства, Леандр, осуществляет гнусную измену, подготавливая медленную смерть Принца. Леандр кормит королевского отпрыска трагической прозой, запекает в пищу зловредные стихи. Узнав, что при дворе появился весельчак Труффальдино, Клариче требует от Леандра решительных действий. По его мнению, Принцу нужен опий или пуля.
Между тем Труффальдино тщетно пытается рассмешить больного. Тот и слышать не хочет ни о каких развлечениях. Даже комический танец Труффальдино не может отвлечь наследника от мыслей о болезни и лекарствах. Потеряв терпение, Труффальдино взваливает сопротивляющегося Принца на плечи и отправляется с ним на праздник.
Одно за другим следуют веселые представления. Дерутся на дубинах уродцы с огромными головами. Пьяницы и обжоры, толкаясь и перегоняя друг друга, устремляются к фонтанам с пищей и вином. Принц остается безучастным. Случайно его внимание привлекла потасовка между Труффальдино и Фатой Морганой, одетой жалкой старухой. Принц издает неуверенное «Ха, ха, ха!» Постепенно его смех становится громче, раскатистей, радостней. Все придворные, глядя на Принца, содрогаются от неистового хохота. В гневе подымается Фата Моргана и заклинает Принца влюбиться в три апельсина. Принц приходит в неописуемое волнение. Им овладевает желание немедленно отправиться на поиски апельсинов. В качестве спутника он берет с собой Труффальдино. Дьявол Фарфарелло, вооружившись мехами, дует им в спину. Маг Челий с волнением следит за осуществлением безрассудного предприятия Принца. Добрый волшебник тщетно пытается устрашить его предстоящими испытаниями. Принц непреклонен. Челий вручает ему волшебный бантик и предупреждает, что апельсины можно открывать только у воды. Преодолевая страх и робость, путешественники устремляются к кухне злой великанши Креонты. Им преграждает путь грозная кухарка. Труффальдино удается заинтересовать ее волшебным бантиком, а Принц тем временем похищает три апельсина.
В знойной пустыне Принц и Труффальдино изнемогают от усталости — апельсины выросли и стали очень тяжелыми.
Принц засыпает, а Труффальдино решает полакомиться апельсиновым соком. Один за другим он разрезает два апельсина. Из них появляются белые девушки, которые на глазах растерявшегося забавника умирают от жажды. Труффальдино в ужасе убегает.
Просыпается Принц. Ему не терпится узнать, что содержит в себе апельсин. Выходит третья девушка. Она признается Принцу, что давно любит его и ждет освобождения. Подобно своим сестрам, Нинетта умоляет дать ей напиться. Выручают чудаки. Они выставляют на сцену ведро воды. Принцесса спасена. Принц отправляется во дворец, чтобы предупредить короля. Тем временем арапка Смеральдина с помощью волшебной булавки превращает принцессу в крысу.
За кабалистическим занавесом Маг Челий и Фата Моргана ожесточенно спорят о судьбе своих героев. Спор переходит в потасовку. Трудно предвидеть, кто в ней победит. Вновь приходится вмешаться чудакам. Они заманивают Фату Моргану в высокую башню и запирают ее. Теперь Маг Челий может выручить своих любимцев.
В тронной зале королевского дворца все готово к обручению. Вдруг придворные замечают огромную крысу. Челий заклинает ее вновь превратиться в принцессу Нинетту. Открывается предательство Клариче, Леандра и арапки Смеральдины. Король решает казнить изменников. Они пытаются спастись бегством и попадают в преисподнюю Фаты Морганы. Придворные славят Короля и счастливых влюбленных — Принца и Принцессу.
Музыка «Любовь к трем апельсинам» — одна из самых веселых и жизнерадостных опер XX века. Быстрая смена разнохарактерных и вместе с тем рельефно очерченных эпизодов создает непрерывный ток музыки, увлекательный ритм спектакля. Звонкая фанфара возвещает о начале веселого представления. В стремительном темпе проносится разноголосый хор трагиков, комиков, лириков, пустоголовых. В оркестре комично повторяется один и тот же звук, призывая к всеобщему вниманию. Торжественно и скорбно, хотя и не без иронии, звучит тема королевского величия, рисующая удрученное состояние правителя. Хор-скороговорка суетящихся и перебивающих друг друга медиков завершается жестоким приговором: «Непреодолимое ипохондрическое явление». В ответ раздаются стенания Короля, которому вторит Панталоне. Изящная скерцозная тема сопровождает выбегающего вприпрыжку Труффальдино. Затаенно в басах извивается тема Леандра, рельефно передавая его вкрадчивую кошачью повадку. Устрашающие звучания низких духовых инструментов, подобные завываниям адских вихрей, открывают вторую картину. Оглушительные аккорды сопутствуют появлению Мага Челия и Фаты Морганы. Пронзительный вой чертенят усиливает фантастический колорит. В третьей картине первого акта возникает образ экстравагантной, резкой в движениях Клариче, отдающей нетерпеливые приказания Леандру. Маршеобразные ритмы пронизывают ее обличительную речь «Действовать с такою флегмою». Испуганный Леандр, словно подергиваясь от нервного тика, отвечает ей ариозо «Я его кормлю». Развернутые симфонические эпизоды определяют динамическое развитие второго акта. Комичен начальный танец Труффальдино. Но в ответ раздаются лишь стоны Принца. Издалека доносится жизнерадостный, полный неукротимой энергии марш, получивший большую известность как самостоятельный концертный номер; его упругая поступь становится все отчетливее, дерзкая труба, раскатистая дробь барабанчика рисуют приближение праздничного шествия. Марш словно призывает покончить с нытьем и апатией, обратиться к действенному и радостному приятию жизни. Во второй картине композитор мастерски живописует комедийную сцену боя неуклюжих уродов на королевском празднестве. На многократном повторении одного и того же «взбегающего» мотива строится эпизод всеобщего хохота. Радость придворных выливается в темпераментном танце, который лихо звучит у медных духовых инструментов. Резким контрастом служит заклятье Фаты Морганы, призванное устрашить необычностью созвучий, оглушительными оркестровыми эффектами. От состояния завороженности Принц переходит к решительным действиям: в ариозо «Мое вооружение» пародируется его заносчивая воинственность (в сопровождении возникает ритм скачки). Полную растерянность Короля выражают взволнованные реплики «Ты подымаешь руку на отца». Таинственно звучит тремоло басовых инструментов в начале третьего акта, характеризуя магическое кружение Челия, вызывающего Фарфарелло. В ритме тарантеллы проносится стремительное полетное скерцо, предваряющее вторую картину; красочные оркестровые тембры, легкие отрывистые звучания придают музыке дерзновенного похода Принца неуловимо призрачный оттенок. Основное место в третьей картине занимают лирические эпизоды. Они покоряют одухотворенностью, тонкой поэтичностью, оттеняя атмосферу шуток, веселых чудачеств, преобладающую в опере. Лирические эпизоды связаны с появлением принцесс — «белых девушек», находившихся в апельсинах. Их скорбные фразы «Дай мне пить», выражающие мольбу и страдание, становятся все короче, отрывистей, чем достигается эффект постепенного угасания жизни. Восторженным чувством проникнуто признание Принца «Принцесса, Принцесса, я ищу тебя». Взволнованный порывистый характер имеет его ария «Сил не было, чтоб удержать». В четвертом действии фантастическим колоритом отмечена сцена перебранки Челия и Фаты Морганы. Шутливый оттенок имеет хор чудаков. Оркестровый эпизод погони за злодеями и здравица в честь Короля и новобрачных завершают оперу.
Файл Качество: SATRip Формат: AVI Видео: DivX 5 704x384 25.00fps 1000kbps Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps Продолжительность: 01:49:09
|