Я начал Сен-Санса оформлять, но подумал - поищу лосслесс.
Пока так
Лира и арфа', 'Потоп', 'Невеста литавриста', 'Ночь'. Исп. Франсуаза Полле, Натали Дессей, Нац. оркестр Франции, дир. Жак Мерсье
http://i015.radikal.ru/1107/87/c9c906d372c7.jpg
Картинная живописность кантатно-ораториальных сочинений Сен-Санса, среди которых широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго), напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза.
Музыка кантаты «Лира и арфа» (для солистов, хора, оркестра и органа) долженствовала выразить контраст между язычеством и христианством, чувственностью и идеальностью (при этом звуковой образ лиры связывался с язычеством, а арфы — с христианством). Нельзя отказать этой кантате в обычном для Сен-Санса мастерстве и в наличии впечатляющих эпизодов лирики (упомянем особенно Andante tranquillo из № 7, где, кстати сказать, журчания нисходящих хроматических фразок заставляют вспомнить о пейзажных штрихах любовного дуэта Самсона и Далилы), а равно и торжественной помпезности (как в конце № 6) или возвышенной скорби (№ И). Среди них встре-
чаются такие, которые заставляют подумать о Генделе или Бахе, о Мендельсоне или Гуно, в любом случае все они трактованы с безупречным искусством, а инструментовка предлагает уху непрерывную серию очаровательных сюрпризов, эффектов поистине отменных.
Идея оратории (библейской поэмы) «Потоп» возникла у Сен-Санса уже в 1873 году. Луи Галле написал либретто, в котором местами цитируются неизмененные тексты библии. Это произведение для солистов, хора и оркестра, задуманное в широких масштабах и, вместе с тем, сжатое (121 страница партитуры)—типично для Сен-Санса. Библейский сюжет отнюдь не побуждает композитора к религиозности, он трактован очень «светски» и декоративно. В прелюдии) сопоставлены суровый (стилизованный в духе истово-традиционной полифонии) и лирический элементы. Любопытны требования Сен-Санса к исполнителям этого фрагмента: «Не нужно выразительности, не надо вибрато; бог на небесах и он скучает». Лирическая мелодия относится к числу наиболее пластичных тем Сен-Санса; далее она знаменует в оратории образ мягкости и человечности. Отмечена мастерством речитативов и живостью эмоциональных смен, а также краткостью изложения вся первая часть оратории. Как, например, неожиданно и блестяще звучит внезапный переход к порывистым волнообразным пассажам струнных при упоминании о рождении гигантов и как умело выражены музыкой последующие этапы «скуки» и раздражения разочарованного бога, который в конце концов решает затопить землю и повелевает Ною оборудовать ковчег. Во второй части оратории (звуковой картине потопа) Сен-Санс мобилизует весьма внушительный состав оркестра с четырьмя валторнами, четырьмя трубами, пятью тромбонами и тремя тубами. Изобразительные эффекты этой части с ее «ветровыми» хроматическими гаммами деревянных, струнных и даже труб и тромбонов, с ревом меди, рокотом литавр, неистовыми короткими, взбегающими и низбегающими волнами струнных очень внушительны, но одновременно просты, почти «назидательны», в чем сказывается усвоение уроков декоративной инструментовки Берлиоза. С большой наглядностью показаны как растущий напор, так и отступление водной стихии. Третья часть оратории (рисующая то, как вновь устанавливаются на земле мир и гармония) содержит изящные изобразительные эффекты (чрезвычайно грациозен полет голубя, выраженный вьющимися пассажами двух флейт), встречаются фрагменты просветленной лирики
CD1
"Лира и арфа" кантата по поэме Виктора Гюго для солистов, хора и оркестра (1879)
"Искусство быть дедом", два хора с оркестром на стихи В.Гюго (1878)
Песни с оркестром на стихи В.Гюго
Francoise Pollet, soprano
Helene Perraguin, mezzo-soprano
Daniel Galvez-Vallejo, tenor
Didier Henry, baryton
Choeur Regional Vittoria d’Ile de France, Michel Piquemal
Orchestre National D'Ile De France
Jacques Mercier, cond.
CD2
"Потоп", музыкальная картина на библейский сюжет (1875)
"Невеста литавриста", баллада на стихи В.Гёте, op. 82 (1887) (11:15)
"Ночь" для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114 (1900) (11:27)
Natalie Dessay, soprano
Francoise Pollet, soprano
Lucile Vignon, mezzo-soprano
Daniel Galvez-Vallejo, tenor
Philippe Rouillon, baryton
Orchestre National D'Ile De France
Jacques Mercier, cond.
http://files.mail.ru/B67K5T
2 CD / ogg c буклетом, 221мб