Это тематический диск великолепного ансамбля L’Homme Armeé, посвященный,
как следует из названия, музыке, звучавшей во Флоренции во время жизни Лоренцо
Медичи Великолепного, а также отчасти самому этому персонажу. В отличие от
многих проектов типа «Музыка времен царя Гороха», где оный царь Горох выступает
как красивая замена «таких-то годов такого-то века», Лоренцо Медичи своим
активным участием в музыкальной и околомузыкальной жизни Флоренции вполне
заслужил титульное положение. Он зазывал из других мест певцов, музыкантов и
композиторов, оказывал им покровительство (платил жалование, женил на местных
жительницах, крестил их детей), активно продвигал фламандскую полифонию и,
наконец, писал тексты песен.
Концептуально диск разделен на Пролог (то есть до рождения
титульного персонажа), Карнавальные песни и лауды (в сочинение текстов которых
персонаж внес свой посильный вклад), Религиозную музыку, Придворную музыку, На
смерть Лоренцо и Эпилог (музыка после).
В Пролог вошел мотет Salve Flos Tuscae Gentis[Florentia] (Да здравствуетФлоренция, цветок Тосканы), один из нескольких,
написанных Гийомом Дюфаи в честь города. Дюфаи сам какое-то время жил во
Флоренции (был знаком с дедом титульного персонажа Козимо) и, что самое
интересное, восхвалял город не только на заказ, но и просто так, от чистого
сердца, как в данном мотете. Более того, если верить флорентийскому органисту
Скварчьялупи, Медичи-внук был фанатом музыки Дюфаи.
Карнавальные песни исполнялись, соответственно, во время
карнавала, а лауды – во время сменяющего его Великого поста.В принципе, карнавал и пост олицетворяли две
стороны (телесную и духовную) одного и того же явления – человеческой природы,
поэтому песни нередко исполнялись на одинаковые мелодии. Здесь мы имеем
возможность сравнить карнавальную Trionfo di Bacco (Триумф Вакха и Ариадны, самую известную вещь
Лоренцо Великолепного, которая начинается Quand’e bella giovinezza – Как прекрасна молодость…)с написанной им на ту же мелодию лаудой
Quand’e grande la bellezza (Как
велика краса), посвященную
Деве Марии. А также Canto de’
Profumieri/Canto de’ Valenzani (песню торговцев духами), под завязку
набитую всякого рода игрой слов и намеками на человеческое плодородие, и O maligno e duro core,
покаянными размышлениями приболевшего Лоренцо о своем злом и строптивом сердце,
исполненном греха.
Часть, посвященную собственно религиозной музыке, составили Hodie nobis caelorum rex, то
есть третий рождественский кондак Дева днесь раждает авторства Алессандро
Коппини, композитора, близкого дому Медичи, мотет Rogamus Te [piissima Maria] Генриха
Изака, известный так же под оригинальным названием La mi la sol и его же Prophetarum Maximae [natusque princeps].
Мотет «Молим тебя», если верить агенту герцога Эрколе д’Эсте, был сочинен Изаком за пару дней в
доказательство скорости работы, и было это уже после смерти Лоренцо Медичи.
Однако по поводу точной даты возникновения мотета уверенности нет (впервые
опубликован вместе с текстом он был в 1503 г.), поэтому его, видимо, и включили. «Родился
великих пророков князь» написан на день святого покровителя Флоренции Иоанна
Крестителя (Джованни Баттисты)
и исполнялся,соответственно, в
праздник.
Следующая часть с некоторой натяжкой названа «придворная
музыка», но ни титулов, ни, собственно, двора у Медичи тогда не было, так что
скорее это музыка круга Медичи. На диске представлены композиции из «нотного
альбома» Джулиано, младшего сына Лоренцо Великолепного:Un di lieto giammai Изака на
текст самого Лоренцо и спорного авторства Questo mostrarsi adirata (здесь автором значится Пинтелло) на
стихи Полициано, близкого друга Великолепного и самого прославленного
флорентийского поэта того времени.
Естественно, кому как не Полициано было писать элегию на
смерть друга и патрона, а музыку в рекордные сроки сочинил, конечно же, Изак. Начальная
строфа Quis dabit capiti meo
aquam (О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез!)
была позаимствована из Книги пророкаИеремии (9:1)Ну и последняя
композиция написана по случаю триумфального возвращения Медичи – детей и внуков
Лоренцо – во Флоренцию, и возобновленного ими карнавала. Это уже были совсем
другие Медичи, и другой город, только старенький Изак тот же самый, не забытый
бывшими учениками.
Так что, как видим,и
хронология выдержана, и подборка всех бытовавших жанров дана, Лоренцо концептуально
привязан. Единственный недостаток композиции сборника – поставленная в самом
начале очень яркая вещь великого Дюфаи забивает идущих дальше достойных
композиторов, названных и анонимных. Слушатель, ждущий и дальше чего-то в этом
роде, может испытать разочарование, потому что Дюфаи – все-таки вершина.
Исполнение L’Homme
Arme мне лично очень нравится, особенно в карнавально-лаудной части. Я
бы назвала его сбалансированным, поскольку говорить об аутентичности по
отношению к этому периоду вряд ли возможно. Слушая карнавальные вещи, не
возникает недоумения, что ж они веселились под такую похоронную музыку (а
попадаются и подобные исполнения), все очень задорно, с душой, но в то же время
со вкусом.
Буклета у меня нет, но сопроводительную статью к диску из
него можно найти в Интернете – прилагается.
А тексты Полициано и Лоренцо Медичи можно найти в разных поэтических
сборниках, что я и сделала – файл с ними тоже прилагается.
1. Salve flos Tuscae gentis 2. O maligno e duro cuore 3. Canto de' Profumieri 4. Iamo alla caccia 5. O Jesu dolce 6. Quand'e granda la bellezza 7. Il trionfo di Bacco 8. Hodie nobis caelorum rex 9. Rogamus te 10. Prophetarum maxime 11. Un di lieto giammai 12. Je voy 13. Questo mostrarsi adirata 14. Senzo titolo (pezzo per 3 liuti) 15. Piangneranno gli occhi miei 16. In mortem Laurentii 17. Canto delle Dee
amberlyth, спасибо, это так кстати! Я как раз собираюсь прочитать "Историю Флоренции" Никколо Макиавелли. Макиавелли было 23 года, когда Лоренцо Великолепный умер (1492 год), а 2 года спустя была провозглашена Флорентийская республика и семья Медичи, правившая городом 60 лет, была изгнана. Макиавелли пишет: "В писаниях своих дошел я до времени, когда со смертью Лоренцо Медичи Великолепного самый лик Италии изменился...". Музыка будет прекрасным дополнением к рассказу Макиавелли
Да, Макиавелли вырос в оптимистической, хотя и не беспроблемной среде (и это слышно в музыке - она светлая), а потом началось очень сложное время. Много всего хорошего возникло во Флоренции и позже, но золотой век города определенно закончился
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".