Два бриттеновских сочинения последних лет - "Смерть в Венеции" и "Федра". Оба - о любви на расстоянии, любви, в которой нельзя признаться, любви, приводящей к смерти.
"Федра"(Phaedra)
Кантата для меццо-сопрано, виолончели, клавесина, ударных и струнного оркестра. Соч. 93, 1975 г.; премьера - 1976 г. Либретто композитора из фрагментов "Федры" Жана Расина в английском переводе Роберта Лоуэлла (Robert Lowell).
Nash Ensemble, дирижёр - Lionel Friend. Меццо-сопрано - Jean Rigby. Запись 1995-1996 гг.
Последнее вокальное сочинение Бриттена похоже на сжатую, сконцентрированную оперу. Пятнадцать минут мистически прекрасной и отчаянно безысходной музыки - от дня свадьбы, определившего судьбу Федры, до смертного дня. Возможно, Бриттен и написал бы оперу на этот сюжет - но у него уже не оставалось ни времени, ни сил. Перед нами одна только Федра; действие перенесено в глубины её души. Ипполит, Тесей, Энона, Афродита - смутные тени на краю поля зрения, образы, тревожащие воспалённое сознание царицы.
Бриттен по-своему использовал текст Лоуэлла, который переводил Расина, который подражал Сенеке, который пересказывал Еврипида, который обрабатывал миф... Многократно отражённый, из глубины времён встаёт призрак несчастной мачехи, вечно близкий всякому, кто любил - и не смел сказать, что любит.
На иллюстрации: Федра открывает свой секрет наперснице (фреска из Помпеев).
"Смерть в Венеции" целиком на сайте уже имеется - поэтому в пару к "Федре" выкладываю сюиту из оперы, составленную Стюартом Бедфордом.
English Chamber Orchestra, дирижёр - Steuart Bedford.
Люблю я Бриттена, но вслух Сказать не смею и ... немею. Пишу лишь глупые стишки. И это всё, что я умею.
СПАСИБО!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".