Ной (фр. Noé) — последняя опера Фроманталя Галеви.
Опера написана по либретто Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа. Сюжет основан на библейской сказании о Ное.
Работа над оперой длилась четыре года (1858—1862), но партитура осталась незаконченной после того как администрация Парижской Оперы,
поместившая ее в репертуар сезона 1860-го года, прочтя первые четыре
акта, решила отложить премьеру. Партитура была впоследствии завершена
зятем Галеви Жоржем Бизе. Бизе не смог добиться постановки этой оперы при жизни. Премьера состоялась в 1885-м году, через десять лет после смерти Бизе. Некоторые постановки используют название «Потоп», предложенное Бизе.
NOÉ
Opéra en 5 actes de Georges
Bizet et Fromenthal Halévy
Livret de Hubert de Saint Georges
création mondiale
Mise en scène : Pierre Jourdan
Scénographie & costumes
: Jean-Pierre Capeyron
Lumières : Thierry Alexandre
Chorégraphie : Jean-Hugues
Tanto
Saraï : Anne-Sophie Schmidt
Noé : Jean-Philippe Courtis
Ituriel : Philippe Do
Cham : Matthieu Lécroart
Ebba: Karen Vourc'h
Sem : Mathias Vidal
Japhet : Céline Victores-Benavente
Eliacin : Paul Médioni
Ensemble vocal "Cori Spezzati"
Orchestre Français Albéric
Magnard
Direction : Emmanuel CALEF
Théâtre Impérial
de Compiègne, 10 octobre 2004 Формат: МР3 (256kbps)
BONUS: Bizet. Te Deum Barbara Emilia Schedel (soprano)
Virgil Hartinger (tenor)
Dir. Helmuth Froschauer 2009. Köln Формат: МР3 (224kbps) Галеви — один из значительных творцов французской большой оперы. Его
произведениям свойственны характерные черты этого жанра: красочность,
монументальность, сценическая эффектность, использование исторических
сюжетов. Лучшие их страницы отмечены выразительным мелодизмом,
основанным на романсовых интонациях, подлинным драматизмом и
эмоциональностью.
Жак Фроманталь Эли Галеви (настоящее имя — Элиас Леви) родился в
Париже 27 мая 1799 года в зажиточной еврейской семье с давними
культурными традициями. С детства проявив музыкальные способности, он в
двадцать лет окончил Парижскую консерваторию, где занимался в классе
сочинения у знаменитого Керубини. За выпускную кантату «Эрминия» он
получил Римскую премию, дававшую возможность три года провести в Италии
за государственный счет. По возвращении в Париж он сделался
преподавателем, а с 1827 года — профессором Парижской консерватории.
1827 год явился значительным рубежом в его жизни. Галеви начал
работал аккомпаниатором, а с 1830-го по 1845-й — хормейстером парижского
Итальянского театра. Тогда же на сцене Комической оперы была поставлена
его комическая опера «Ремесленник» (более ранние опыты в оперном жанре —
«Цыгане», «Пигмалион» и «Два павильона» — сценического воплощения не
получили).
В последующие годы появляются новые сочинения в
музыкально-сценических жанрах: опера «Клари» (1829), балеты «Манон
Леско» и «Йелла» (1830, второй никогда не ставился), оперы «Молния»,
«Жидовка» (обе — 1835), «Шериф» (1839), «Суконщик» (1840), «Королева
Кипра», «Гитарист» (обе — 1841), «Карл VI» (1843), «Мушкетеры королевы»
(1846), «Пиковая дама» (1850), «Богач» (1853), «Волшебница» (1858).
Необычайно плодовитый, композитор пишет оперы как в жанре большой
французской на исторические сюжеты, так и комические на самые
разнообразные сюжеты, от Дюма до Пушкина. Обращается он и к другим
музыкальным жанрам: пишет музыку к трагедии Эсхила «Прометей», романсы,
песни, мужские хоры, фортепианные пьесы, ряд культовых произведений.
Однако из его наследия осталась жить только одна опера — «Жидовка».
Счастливее оказалась его судьба педагога, воспитателя нового
поколения композиторов. Среди его учеников многие выдающиеся деятели
французской культуры, в том числе — Жорж Бизе, Шарль Гуно, Камилл
Сен-Санс и другие менее крупные музыканты. Галеви оставил также учебник
сольфеджио и другие работы по педагогике.
Скончался Галеви в Ницце 17 марта 1862 года.
Л. Михеева
|