Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 23 Ноября 24, 02:01
Главная страница » 2012»Февраль»2 » Иосиф Райскин: Евгений Мравинский. Из воспоминаний, впечатлений, документов, интервью
Иосиф Райскин: Евгений Мравинский. Из воспоминаний, впечатлений, документов, интервью
01:05
Евгений Александрович Мравинский (1903-1988)
Имя Мравинского - одно из величайших среди имен дирижеров ХХ века. Пожалуй, никто из русских музыкантов на дирижерском подиуме не получил столь безусловного признания и на Родине, и за ее пределами. Признавая исключительность авторитета Мравинского, отметим, что его великое искусство явилось апогеем развития русской дирижерской школы, прошедшей краткий, но бурный путь развития и становления. "Когда-то, слушая музыку, я испытал потрясение, как удар молнии или грома. Искусство должно потрясать. Иначе это не искусство". Эти слова Евгения Александровича можно расценить и как главный девиз его творчества, его основной критерий. Величие Мравинского в его служении своему искусству, музыке, ее творцам, в гигантском масштабе целей, которые он ставил себе и преданным ему музыкантам, в непрестанном поиске идеалов, совершенствовании средств для их постижения. Среди великих дирижеров наиболее соответствующая фигура для сопоставления с Мравинским - Вильгельм Фуртвенглер, с которым Мравинского роднит многое (в качестве курьеза отметим и сходство их физической конституции). Это и непреклонность творческой воли, и невероятная способность воссоздавать сложнейшую партитуру во всей цельности и, одновременно, во всей многоплановости ее проблематики, наконец, в безусловном примате этического начала в их искусстве. И Мравинский, и его старший современник Фуртвенглер были безусловно людьми своего времени, своей трагической эпохи, каждый из них был верным сыном своего отечества, пережившим судьбу своей страны, своего народа. Но оба великих мастера являются удивительным примером того, как их искусство, и они сами благодаря нему, стали явлениями вневременными и незнающими границ, служащими Миру и миру, обществу и обществам, человеку и Вселенной. Оба они исполнили свой долг служения прекрасному, воплотив в совершенных звуках извечное стремление к совершенству и гармонии, к красоте и добру, к вечности... Н. Гринев
Иосиф Райскин о Евгении Мравинском:
В своей знаменитой книге "Совершенный капельмейстер" (1739) авторитетнейший музыкальный теоретик XVIII века Иоганн Маттезон свел воедино сумму специальных знаний, необходимых, по его мнению, дирижеру. Время дописывает страницы этой своеобразной музыкальной энциклопедии. Главное, что привнес в дирижерское искусство век ХХ - век торжества музыкальной интерпретации - едва ли не лучше всех выразил Евгений Мравинский. Вот его кредо: "Дирижером может быть только тот, кто способен самоотверженно, самоотреченно, через ноты-символы внедриться в сердцевину произведения, проникнуться его духом, атмосферой". Мне и моим сверстникам посчастливилось быть современниками, благодарными слушателями Мравинского, свидетелями его творческого расцвета. Когда я в юбилейном очерке назвал Мравинского "совершенным капельмейстером", меня упрекнули чуть ли не в принижении его артистического статуса. Нынешний словарь отличен от словаря XVIII века. Капельмейстером сегодня числят ремесленника, который не поднимается до уровня дирижера-интерпретатора. Впору воскликнуть вслед за поэтом: "Потомки, словарей проверьте поплавки!". Что за дело нам до тех, кто по инерции мыслит привычными клише! Речь-то ведь о "совершенном капельмейстере"! О совершенном маэстро капеллы! Капеллой именовали прежде не только хоровые, но и инструментальные коллективы. Напомню в этой связи, что оркестр Мравинского, наш ЗКР - заслуженный коллектив республики - вырос из Придворного музыкантского хора, созданного по указу Александра III. Звенья-изразцы предлагаемой мозаики связаны не только фигурой замечательного музыканта. Они крепче любого цемента спаяны Временем, еще живым в нашей памяти...
[Источник: Журнал любителей искусства, №3/2009]
P.S. Если бы мне пришлось заполнять анкету, посвященную главным событиям моей биографии, то на ее вопросы я ответил бы так: - Самая значительная человеческая встреча в Вашей жизни? - С Шостаковичем. - Самые сильные музыкальные впечатления? - От творчества Шостаковича. - Самое важное в Вашей исполнительской деятельности? - Работа над произведениями Шостаковича. - Самые большие трудности, стоявшие на Вашем пути дирижера? - Препятствия и противодействие, "мучительные роды" при подготовке почти каждой премьеры симфоний Шостаковича.
Евгений Мравинский о Дмитрии Шостаковиче: "Он нес Музыку нам..."
Дорогие друзья, данный материал перемещен из раздела "статьи о музыке" (по рекомендации администрации сайта) в раздел "литература"... Статья небольшая, но отсканированные страницы 'Журнала любителей искусств' пришлось заливать материалом на файлообменник, в этом случае требованиями сайта предусмотрен соответствующий раздел. Кому интересно почитать статью - желаю занимательного ознакомления!
По мнению самого Дмитрия Шостаковича, дирижер "формировал и создал неповторимый стиль исполнительского искусства ленинградских филармонистов: стиль строгий, величавый, благородный, чуждающийся внешних эффектов, но проникнутый большим внутренним темпераментом"...
Кирилл Кондрашин: "Очень хорошо на мой вопрос о том, как дирижировал Мравинский Пятнадцатую симфонию Шостаковича, ответил Эдуард Грикуров: «Замечательно, и, как всегда, рентген был идеальным». Это очень точное определение. Мравинский уникален в этом отношении. Я у него учусь устанавливать равновесие не только в балансе, но и в окраске звука. Когда он дирижирует Моцарта, оркестр звучит как камерный, хотя играет полный состав; когда дирижирует Брукнера, у него совершенно другое звучание; у Чайковского - третье. Он умеет этого добиваться, требуя разного качества вибрации. Правда, очень кропотливой работой. Но такие важные вещи и требуют большого труда." [Специфика профессии/Мир дирижера (Технология вдохновения) – Л., 1976.]
Моцарт,симфония 40.Шестьдесят репетиций,кажется... По методу к нему не Фуртвенглер близок (тот был маг и чародей скорее,наш Фурт - это Рождественский ;)),а Челибидаке,который тоже выколачивал из оркестра свой звук Тут дневники Мравинского были.Читаются как детектив (жаль,огромные провалы от редактуры Вавиловой - не могу ее за это похвалить)
Вы знаете, я бы в свою очередь тоже (как простой слушатель) отнес Мравинского скорее к дирижерской манере Клемперера, особенно, учитывая как раз вышеприведенную характеристику Д.Д., данную Е.А. и игре оркестра Ленфилармонии... Автор "резюме" (Н.Гринев) указывает впрочем на результат творческий обоих дирижеров - Фуртвенглера и Мравинского: "невероятная способность воссоздавать сложнейшую партитуру во всей цельности и, одновременно, во всей многоплановости ее проблематики" а вот в том способе, как каждый добивается этого феноменального звучания, здесь я с Вами согласен, Игорь, тем более, что мы с Вами почти одинаково мыслим, говоря о близости подходов Клемперера, Мравинского и Челибидаке, который как раз тяготел к дирижерскому языку Клемперера, если не ошибаюсь...
добавил: кстати сказать, Клемперер был тоже отменным "магом", но по-своему, мне он очень-очень близок (как впрочем и Шерхен, который как раз-таки больше "чародей")... а Фуртвенглер - да! это и маг, и чародей одновременно, не зря легендарный виолончелист Григорий Пятигорский назвал его "поэтом среди дирижеров"
Музыканты Мравинского ненавидели,боялись и любили одновременно.Очень странно это по нынешним временам. А сам Мравинский был скорее чеховского рефлексивного склада человек,судя по дневникам.
Галина, пожалуйста! Вот ведь есть интерес у нас всех не только слушать музыку, но читать о ней и общаться - и это главное! такое возможно, в том числе, благодаря Вашим стараниям, за которые искреннее Вам спасибо
(Комментатии из прежнего поста): 1. Георгий Беляев (Stravigor) (Вчера 01:31) Большое спасибо!
2. сергей сергеев (seriho) (Вчера 01:39) Пожалуйста, Георгий! От себя позвольте Вас также поблагодарить за идею с размещением этого материала и за выложенную на сайте ту самую легендарную запись Восьмой симфонии Шостаковича с Мравинским 1947, о которой автор как раз упоминает в статье!
3. Татьяна (татьяна) (Вчера 17:34) Спасибо! 4. сергей сергеев (seriho) (Вчера 19:33) Пожалуйста, Татьяна! Очень рад, что Вам тоже интересно, ведь вот не думал даже, что пригодится здесь, а Георгий (Stravigor) подсказал идею добавить статью полностью... Почитатель (kubra) тоже заинтересовался, и Константин (Furtwangler) в комментариях с вышеупомянутой записью 'Шостакович-Восьмая-Мравинский (1947)' также высказался на сей счет в положительном ключе... Думаю, информация там собрана из открытых источников, которые уже опубликованы, просто так вот - в одном месте - Иосифом Райскиным удачно, на мой взгляд, собрана "звеньев-изразцов мозаика" и достаточно интересно написана сама статья, например, в той же части описания симфонии, посвященной Шостаковичем Мравинскому, с которой наше общение с Георгием и началось в посте с той записью... Кстати, можно послушать именно это упоминаемое в статье прочтение Восьмой, если кто-то пропустил, по следующему адресу: http://intoclassics.net/news/2012-01-15-26669
Спасибо за материал,интересно очень..но читается он нелегко из-за сохраненного формата..лучше бы материал был сохранен в тестовом виде при сканировании..
Наталия, пожалуйста, очень рад, что Вам интересно! Отсканировал в 'ACDS', чтобы сохранить именно журнальный формат, т.е. не меняя ничего - с фотографиями, текстом и т.д., как "звеньев-изразцов мозаику", короче, чтобы не нарушать авторский материал... А в чем неудобство, увеличиваете размер на экране и 'ручкой' двигаете-листаете (так и читаем журнальную статью почти в библиотечной атмосфере, виртуальной, конечно, но и 'концерты' здесь у нас тоже 'виртуальные')...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".