Бойто - Мефистофель (Il Mefistofele), 1989. Генуя. Опера в четырех действиях с прологом и эпилогом Арриго Бойто (Arrigo Boito) Режиссер-постановщик: Ken Russell. Оркестр и хор Театра "Коммунале дель Опера" (Генуя) (The Municipal Opera Theatre of Genoa) Дирижер: Edoardo Muller. Хормейстер: Marco Faelli Сценография и костюмы: Paul Dufficey. Хореография: Richard Caceres.
Режиссер ТВ: Carlo Nistri Выпущено: Италия, Швейцария, Valiant SRL
Вторая из известных в видеозаписи оперных постановок Кена Рассела. Первая, "Фауст" Гуно (1985) уже выложена на сайте. Та постановка более традиционна, хотя не лишена фирменной режиссерской "перчености". Данная же запись является второй и сугубо авторской "фантазией" на музыку Бойто. Это исключительно кичевая постановка оперы Арриго Бойто. Авторский замысел в ней улавливается очень отдаленно, но это все-таки не современная чепуха с рюкзаками, пиджаками, спортивными костюмами, световыми эффектами. Рассел создает свой мир на основе оперы Бойто, свободно перекраивая авторский сюжет. Калейдоскопичность образов, появляющихся по ходу спектакля может шокировать, но это поверхностное впечатление. Второй просмотр дает более положительное ощущение от постановки. Белоснежка, гномы, нацистская символика, телевизоры, стиральные машины в опере - все это для 1989 года не такая уж новость, однако у Рассела получился действительно яркий "коктейль" образов, аллюзий, ассоциаций. Посмешила сцена детского хоровода вокруг Всевидящего Ока, переходящая в сожжение инквизицией Белоснежки на костре, во главе со злой колдуньей - в этом весь Рассел. Персонажи из ада также "non plus ultra", вербально это не передать, лучше увидеть - тут и роботы и стилизации под "Метрополис" Ланга и свастики.
Выложено в виде самодельного ДВД5 со звуком РСМ (самодельным). Видео взято с пиратского ДВД, а аудио мной лично "подправлено" и приклеено к видео. Меню нет.
Спасибо за труды! Но... При всём моём искреннем уважении к покойному Расселу, постановка, на мой взгляд, крайне неудачна! Пролог - просто пример полнейшего несоответствия музыки и текста - происходящему на сцене. Всё остальное - баловство в внешними эффектами. Типичный пример "современной" в худшем смысле слова оперной постановки!
Не согласен насчет худшей "современной" постановки. Это вполне вменяемая работа, на фоне откровенной чуши последних лет. Пролог к тексту имеет отдаленное отношение, тут верно. Баловство, да конечно, но авторское. Постановка не то чтобы неудачна, это работа человека, "любящего безобразия" (цитата), и не отрицающего это. Смотреть под настроение, исключительно!
Да, Николай, знакомится с шедевром Бойто по постановке Рассела возбраняется! При чем тут халтура? Бурчуладзе думаю не глупее Вас, раз согласился участвовать в спектакле. Постановки разные нужны, постановки разным людям разные и интересны. Не хватало, чтобы все смотрели одни и те же постановки. А по поводу "идиом" и ругани - это "добро" признак известно кого.
Да Вы не думайте, такие постановки уже есть, и практически голые поют и в пижамах и абсолютно без декора. А народу уже давно все равно. Требовать классических постановок конечно можно вот только они сейчас никому не нужны - это отжившеий "баласт". Режиссеры не решаются вернуться к корням, т.к. думают что их не поймут. Либо им все-равно.
С тем же успехом и классическую музыку можно назвать "отжившим балластом". Она тоже сейчас нужна не многим... Надо петь что-то массовое, современное, там "тили-тили, трали-вали, это вам не тили-тили", а то распустились тут
А я думаю, что это такой же преходящий предрассудок режиссёров, как крайности "политкорректности", или "передовые" системы образования. Переболеют. И найдут среднее между тошнотворной музейностью и самоцельной псевдосовременностью. Ну, и есть определённая недооценка умственных способностей зрителя. Можно подумать, не в состоянии мы, зрители, понять происходящее с героями, если действие не осовременить. В состоянии, батеньки! И этот факт когда-нибудь просто осознают. А может быть, начнут, наконец, прислушиваться к смешкам в зале...
Старые уже комменты, но выскажу и своё мнение. Зная хорошо эту братию, могу сказать, что очень часто режиссёры ставят не для нас, зрителей или исполнителей, а для друг-друга, как это ни смешно и не нелепо. Классик когда-то сказал: "... страшно далеки они от народа". Это как раз про режиссуру нынешних дней. Один Черняков чего стоит! Вот уж кому наплевать на всё: и на Пушкина, мораль, и на культуру, и на историю России, и на всех, кроме себя, любимого-немытого...
Думаю, что процесс "переболевания" немного затянулся, лет эдак на 40. А режиссеры-искатели давно запутались в своих исканиях и никах на торную дорогу не вырулят. Все ищут... А по поводу умственных способностей зрителей. В оперу ходят не только студенты и профессора с любителями. Опера прежде всего вопрос социального статуса. Ответственный работник, бизнесмен должны сходить "в концерт", чтобы на бумажку название записать и коллегам говорить, мол был, насладился Риголетто Моцарта, особенно умирающей Виолеттой в конце. Да и не так велико общее число страждущих высокого искусства, особенно в сравнении с масскультом. Так что отсебятина режиссеров особенно никому не навредит и революции не вызовет.
После прочтения преамбулы к записи и картинок, то отпала охота смотреть эту постановку вообще. Что касаемо так называемой режоперы, я для себя пришел к выводу, что сейчас очень мало оперных режиссеров, или даже не оперных режиссеров, а режиссеров, берущихся ставить оперы (а это сейчас делают все, кому не лень), которые просто элементарно или невежественны в музыке, или ее не чувствуют и не понимают, даже на смотря на то, что могут даже прочесть партитуру. Формальные знания не противоречат антимузыкальности таких режиссеров. У них музыка чаще всего ортогональна их постановкам и концепциям. Я уже не говорю о тех случаях, когда режиссер начинает кромсать партитуру и менять местами сцены, вроде постановки «Пиковой дамы» Юрием Любимовым. Я убежден, что в музыкальном театре примат музыки и музыкальной драматургии безусловен. И главным лицом в постановке должен быть дирижёр, а потом певцы. Именно поэтому до сих дней можно слушать аудиозаписи опер с выдающимися дирижерами и вокалистами. А посему я предпочитаю сегодня (не говоря уж о записях с выдающимися дирижерами и вокалистами) слушать концертные постановки опер с приличными дирижерами и вокалистами. Примером такого удачного исполнения стала «Дева озера» Россини в Зале им. Чайковского 18.01.12. В ней не было звезд, но зато в неплохом живом звуке мы впервые смогли познакомиться с россиниевским шедевром, ранее доступном в единственной видеозаписи с Мути за пультом: http://intoclassics.net/news/2011-03-25-22208. (Шедевром потому, что другого у Россини, как и Беллини, не бывает!)
Пожалуйста, Фанат. Владимир Ойвин, Ваш спич во многом точен, однако с тем, что "...в музыкальном театре примат музыки и музыкальной драматургии безусловен" можно поспорить. Ибо опера не только концерт, но еще и спектакль (драма в конце концов, если говорить о Вагнере или Мусоргском). Дирижер именно в опере не так всесилен как в симфонической музыке например. И Вы сами себе будто вторите, говоря что хорошие аудио записи можно слушать бесконечно. Тогда зачем идти в оперу? Запись всегда под рукой. "Шедевром потому, что другого у Россини, как и Беллини, не бывает!" Ну это уж спорно в корне, не все равноценно у Россини, равно как и у Беллини и даже Верди. Тут Вы уж лишку хватили. В комической опере Россини силен как никто, но его драмы не так интересны.
Тарас! "Даже Верди" это для меня как раз и спорно. Вот у него не все , что он написал, шедевры. Для меня вообще оперным композитрором №1 является Беллини, внтури его вторчества №1 "Норма". что касается Россини, то то, что я слышал, в том числе и опера-сериа, считаю шедеврами. Но это все едло вкуса. Что касается дирижёра в опере, то я и не считаю, что он в ней всесилен. Обобенно в сценической версии. Новсе-таки убежден, что и в опере музыка первична, а все остальное вторично и диктовать должна музыка. Насчет записейй. Я считаю, что никакая , даже самая совершенная запись, не заменит живого пусть даже не очень совершеного исполнения. И вот в этом случае я препочитаю концертное исполнение, потому что слишком редко сейчас можно столкнууться с адекватноым режиссерским прочтением. Конечно в идеале хорошо бы чтобы все соотествовало, но это бывает сейчас очень редко. Все чаще приходится хорошие в музыкальном исполнении оперы слушать с закрытыми глазами. И в жизни , и в записи. Помню , что просидел половину спектакля "Катерина Имайлова" в Геликоне. Муыкально все было великопно ,Понькин за пультом был превосходен, пели прилично , но то, что творилось на сцене было невыонсимо.
Что касаемо живого спектакля, абсолютно согласен. Правда в последнее время слушать особенно не кого. Для меня не Беллини, но Моцарт авторитет, в первую очередь Сераль (и Так поступают все частично). Но это как Вы точно выразились, "едло вкуса". Забавно, однако. Музыка конечно в опере должна превалировать. Но постановки последних говорят об обратном - "шоу" практически нивелирует красоты музыки, не говоря уже об композиторских задумках о которых режиссеры напрочь забывают.
Спасибо! Открыл для себя нового композитора, музыкой и исполнением остался впечатлён не менее чем постановкой. Не смотря на детские образы виден серьезный и неоднозначный посыл с возможностью широкой интерпретации. Пролог весьма оригинален - падение человека от двусмысленного Бога к рукотворной организации выполняющей функцию Ада на Земле - церкви. Хоть и кощунственно для верующих, но позиция со времён Просвещения классическая. Мефистофель великолепный получился, колоритный, харизматичный, да ещё и поёт мощно.
Кен Расселл сперва работал ТВ режиссером, посему большинство его образов рассчитано на внешний эффект, даже эпатаж. Сам режиссер говрил о том, что зрителя главное ужержать перед экраном. Если хотя бы каждые 5 минут Вы не будете зрителя чем нибудь удивлять, то он просто переключится на другой канал. Отсюда вся расселовская внешняя эффектность. Образы калейдоскопичные, детские, однако связанные с вполне конкретными аллюзиями к событиям 20 века. Рад что Виталий понял суть подхода режиссера.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".