Пауль Хиндемит - Кардильяк. 1985, Мюнхен. Постановка: Жан-Пьер Поннель. Дирижер: Вольфганг Заваллиш. Костюмы: Пет Хальмен. Продолжительность: 98 минут.
Дональд МакИнтайр - Кардильяк
Дорис Зоффель - Дама Роберт Шунк - Офицер
Мария де Франческа-Кавацца - Дочь
КАРДИЛЬЯК (Cardillac) — опера П. Хиндемита в 4 д., либретто композитора (сценарий Ф. Лиона) по новелле «Мадемуазель Скюдери» Э. Т. А. Гофмана. Премьера 1-й редакции (в 3 д., либретто Ф. Лиона): Дрезден, 9 ноября 1926 г., под управлением Ф. Буша, режиссер И. Добровейн; 2-й редакции — Цюрих, 20 июня 1952 г. Герой новеллы Гофмана парижский ювелир Рене Кардильяк (XVII в.), чтобы вернуть проданные им драгоценности, убивал покупателей. В центре внимания писателя — не уголовная фабула, а история вырождения таланта и нравственных принципов. Хиндемиту не сразу удалось передать проблематику новеллы, ее психологическую содержательность. В первоначальной версии (1926) опера акцентировала патологическую страсть ювелира и Кардильяк мало чем отличался от убийц, действовавших в рядовых детективах.
Эмиграция Хиндемита после захвата власти нацистами, события Второй мировой войны, преступления и крах гитлеризма сказались в творчестве композитора усилением гуманистического начала. Новая редакция оперы, для которой Хиндемит сам создал либретто и дописал ряд сцен, выгодно отличается от старой. Фактически это новое произведение. Его герой — Уже не маньяк-убийца, а человек, чей безбрежный индивидуализм приводит к преступлению. Таким образом, место патологии заняли психологическая и социальная мотивация. «То, что я создал,— мое!» — восклицает Кардильяк. В последнем, заново написанном IV д. противопоставлены ювелир, убивающий людей, для того чтобы вернуть накопленные им сокровища, и участвующая в представлении оперы «Фаэтон» Люлли певица, чье искусство существует для всех. В финале, когда преступник разоблачен и разъяренная толпа убивает его, раздается вопрос: «А нет ли и в нас частицы Кардильяка?»
Музыка оперы отмечена высокими достоинствами. Композитор стремился использовать принципы симфонического развития, инструментальные формы. Вокальное начало, особенно в 1-й редакции, отступило на задний план. Хиндемит сознательно противопоставил свою оперу романтической, и в особенности вагнеровской. Отсюда печать некоторой рассудочности. В новой редакции партитура подверглась коренной переработке, усилилась эмоциональная струя, исчезла стилизация, обогатилось вокальное начало, хотя и не за счет обеднения инструментального. Высоко полифоническое искусство Хиндемита. Новая версия «Кардильяка» утверждает в музыке гуманистические принципы. После премьеры опера ставилась в этой редакции во Франкфурте (1953), Братиславе (1964), Санта-Фе (1967), Лондоне (1970). Наиболее значителен спектакль в Мюнхене (1987, режиссер Ж. П. Поннель).
Не знаю, что более пугающе - образ безумного Кардильяка или странный мир вокруг него. Новелла Гофмана переосмыслена Хиндемитом в духе экспрессионизма. От фантастических образов немецкого романтика почти ничего не осталось. Декорации сделаны Поннелем в духе немецкого кино-экспрессионизма и напомнили мне пугающие остракизмы последних десятилетий (пример с оперой не связаный - "Парфюмер" Зюскинда (1985), но эстетически близкий к произведению Хиндемита), т.е. произведения, в которых убийство лишается морально-этической подоплеки, а сама смерть смакуется, она - объект эстетического наслаждения. Даже гибель самого Кардильяка показана как антиэстетичный акт массового безумства, убийство уродливо и омерзительно. А толпа, вершащая "правосудие" еще более пугающа в своей "справедливости", нежели убийца-эстет Кардильяк. Показательно, что масса-толпа у Поннеля безлика. Вся эта масса людей носит маски, в которых проделаны отверстия для глаз и рта (прозрачный намек: пожрать и поглядеть зрелища - вот и все, что нужно горожанам Парижа). На вопрос зачем Кардильяк совершал свои убийства, он отвечает: "...все, что я создал должно соединиться во мне, кто дал этому жизнь". Партитура Хиндемита более чем любопытна - музыкальный язык ярок, остр. Опера написана в чрезвычайно гармонически наcыщенной манере - автор не дает слушателю возможности ослабить внимание (моментов лирической отстраненности крайне мало), так что 98 минут пролетают почти незаметно.
Спасибо, Тарас! Мой дружбан Вован, в недалёком прошлом, был под впечатлением от этой оперы. Но, только более поздней постановки. Скажите, а какое было у Вас состояние после первого(?) просмотра?
Сама опера - музыкально интересна, постановочно очень напоминает "Кабинет доктора Калигари" Р.Вине, фильмы Мурнау и проч. Я бы вообще видел постановку этого произведения как некий немой фильм с музыкой Пауля, и пение было бы как фон для видеоряда. Хиндемит мне не особо близок (мне больше по нутру его "Маттис-художник"), поэтому большого впечатления именно от данного пр-ия у меня не было. С другой стороны, сама постановка настолько яркая и вместе с музыкой составляет такой жгучий коктейль, что не "накрыться этой волной" невозможно. Поннель хорош, бродяга . Уважаю!
По-моему раньше опер Хиндемита на видео у нас не было. Это нужно посмотреть, потому что с музыкой я близко знаком, Хиндемит гораздо более немецкий композитор, чем Орф, например со своими Стравинскими вляиниями. Кардильяк - интересная попытка соединить модный экспрессионизм и тогда ещё немодное барокко, оперу и инструментальный концерт. Сюжет, конечно тоже зрелищность обещает Художник Матис у вас, конечно тоже есть - никогда не видел.
Странно, но видимо не особо качали с торрента Хиндемита, вот и здесь не выкладывали. Вообще, опера 20 века - штука для знатоков и любителей. Тут "Белла филя да у моря" не катит - сердце красавиц не поют и про неземную амор не плачут . Тут темы пожестче . Орф вообще ни на кого особо не похож, Стравинский конечно оставил след в его твочестве, но Карл Орф вроде аскета, создал свой мир, свою музыку и оперу, и в ней варился. Хиндемит другое дело, тут слышен живой ум, чуткость к веяниям моды. Неоклассицизм, экспрессионизм, поиск постоянный (инструментальное разнообразие какое). Гармонические находки Пауля я вообще ставлю выше прочих его заслуг. "Матис который рисует" у меня есть, постановка 1994 года Барселона. Современная постановка, минималистские декорации, но других постановок вроде вообще нету.
Да, я согласен - оперы Хиндемита больше понравятся, тем кто уже успел полюбить его инструментальную музыку. Пробовал проверять на опероманах - даже ранняя 'Сусанна' с ещё вагнерианско-дебюссистскими веяниями не идёт Без декораций неинтересно, это как 'Спартак' в ретузах на фоне голых стен)) А отношение к оперному Хиндемиту мне помогла переломить его последняя опера - 'Долгая рождественская трапеза' - светлая, почти моцартианская. Может кому-то пригодится опыт
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".