Рожденный в Чехии австрийский композитор и дирижер еврейского происхождения Густав Малер (1860 –1911) стал жертвой своего времени. Его музыка была чересчур современной, чтобы быть понятой критиками, а его еврейское происхождение стало главной причиной его иммиграции в Соединенные Штаты. Карьера Густава Малера отражает двойственность в искусстве конца 19 столетия. В качестве дирижера он стремился сохранить традиции композиторов прошлого, а в качестве композитора претворял в жизнь многие новые идеи модернизма и поощрял музыку своих более радикальных современников. Его музыка была воспринята и оценена по достоинству только в конце 20 века.
Режиссер: Ален Дуалт, Стефан Чез
Размер: 608.89 МБ Продолжительность: 00:52:00
Фильм на русском языке.
files.mail.ru/ZTUKGRZTUKGRZTUKGRZTUKGRZTUKGRXX
Категория: видео |
Просмотров: 3213 |
Добавил(а): leanita
Текст веселенький какой: композитор австрийский, а дирижер еврейского происхождения. Вот она, роковая двойственность! А еще так: "Рожденный в Чехии австрийский композитор"... Сидмак, продолжайте!
Анечка, а вообще очень интересно и большое спасибо. Не сердитесь за хохмочки, это от усталости.
"Рожденный в Чехии австрийский композитор" Вобравший всех евреев скорбь в себя, На партитурные листы её вдруг... вылил, Про двойственность души своей трубя!
Когда родился Малер не было Чехии, была Австрийская империя. А еврей - это таки не национальность, это судьба) Интересно, что хоть Малер современную музыку и пропагандировал, но не любил, так и оставшись романтиком, довёл бетховенскую традицию до предела. Критики называли его музыку 'капельмейстерской', а его самого 'гигантским эклектиком', у которого в музыке все стили существуют как в винегрете - сами по себе, не растворяясь один в другом. Даже Шостакович в этом плане менее эклектичен, но его Бетховен всё-таки уже "для бедных". Короче, всё сложно и запущено) Попробуйте теперь стихи написать
"Критики называли его музыку 'капельмейстерской', а его самого 'гигантским эклектиком', у которого в музыке все стили существуют как в винегрете - сами по себе, не расворяясь один в другом. Даже Шостакович в этом плане менее эклектичен...".
Дорогой Олег, не могу с Вами согласиться - стиль Малера предельно органичен и синтетичен, базируясь только на 2 главных элементах (простите за банальность!) - песне и симфонической форме. Стиль Малера настолько уникален и распознаваем, что он часто применяется в произведениях других авторов (Шёнберг, Берг в "Лулу", Шостакович, Цемлински, Шрекер и т.п.) как символическая, многозначительная аллюзия глобально-иронического характера! Излюбленный гармонический приём Малера (Начиная со Второй) - "прогрессирующая тональность" (смена тоники внутри одного произведения или 1 части через последовательность модуляций) - никто (ни Айвз, ни Нильсен) не смог применить с таким потрясающим эффектом как Малер именно потому, что он был столь же органичной частью малеровского стиля как и "песенный симфонизм".
Как бы ни менялась внешняя форма стиля у Шостаковича (как и у Стравинского), стиль его музыкальной экспрессии, его композиторский "почерк" остался единым и монолитным от Первого фп-го концерта до 15-го квартета и "Песен капитана Лебядкина" - потому что исходил от той же уникальной индивидуальности ДДШ. Здесь не место давать дефиниции и перечислять общие черты, поэтому закруглюсь. Скажу лишь, что различие между "стилевыми периодами" у Шостаковича не больше, чем между таковыми у Бетховена - однако, стиль Бетховена никто не называет эклектичным!
Ну, Андрей, это всё музыковедческая софистика, личные ощущения важнее. Мои соответствуют вот этим стихам:
Не так уж путь далёк от Калишта до Вены Да плата высока за перемену мест – Как знать вперёд, Густав, цену твоей измены? Отныне будешь ты сквозь жизнь нести сей Крест. Так в зданье строгое Германской классики Ворвался Местечка старого Насмешливый мотив, И замер зал в смущенье, уловив Звук инородный, Шутовской, Лишенный почтения к высокому Искусству. И право, господа, Где иудею взять то чувство Особое Австрийского достоинства и меры? Что ж, Вагнер прав, Шептали дамам кавалеры, Не следовало б их пускать сюда. Как необычен Этой музыки словарь Как встарь, привычен, Sturm und Drang Шарманкой вдруг прервётся, Ему громовый глас Небес Тромбонов рёвом отзовётся, А вслед – весенний Венский лес С рожком валторны, Как в стране чудес. Классическое скерцо Вдруг сменят Внезапные казармы звуки, А вслед Адажио заломит руки И кадиш сладкой болью сдавит сердце. Песнь Земли – Весенний яблонь цвет И солнца первый луч поверх тумана, И радость дружбы, И волшебный миг любви. Труба – предательство – Кровавый след в пыли – И торжество: Воскресшему осанна
Сами же себе противоречите, как может быть абстрактна симфония, выросшая из песни (а симфонии Малера из его же песенных циклов выросли). Всё контрасты, весь винегрет цитат и стилей, ирония, гротеск, экзальтация, судороги, конвульсии - попытка приспособиться к враждебной среде, какая же тут может быть чистая музыка?
Я не вижу у Малера ни "винегрета", ни "конвульсий"; уровень синтеза у него приближается к моцартовскому, поскольку все стилистичечкие элементы стали частью неповторимо МАЛЕРОВСКОЙ палитры. Из песен же он брал не текст и не вербализуемый "смысл", а архетипический музыкальный символ, который абстрактен и который он иногда разрабатывал в виде вокальных эпизодов его симфоний - например, "Мы вкушаем небесные радости" в Четвёртой - и которые не являются ни повествованиями, ни описаниями, ни пояснениями, а именно поэтизированнымии аллюзиями к сверхъёмким вневременным архетипам человеческой природы и сознания! Сами названия малеровских песенных циклов говорят о том, что его интересовала не милая, но мелкая конкретика человеческого жития, но самые большие и вечные аспекты человеческой ситуации - "Песни странствующего подмастерья" (Художник как ученик Божественного Художника, странствующий в юдоли слёз), "Песни об умерших детях" (Тема бренности), уже не говоря о симфониях-кантатах "Жалобная песнь" и "Песнь о земле". Истинная коллизия малеровской музыки, IMHO, - это мучительный конфликт (сам по себе архетипический!) между страстной влюблённостью в красоту земной жизни - и агонизирующим осознанием её бренности, тленности, - сопровождаемый попытками достичь Вечного, трансцендентального - попытками, которые достигают своей Цели в полной мере только в Adagio Десятой... Вторая по значительности тема Малера - земля людей как царство глупости, где власть - в руках полуживотных-глупцов, со всеми вытекающими гротескными, трагикомическими последствиями. "Приспособиться к враждебной среде" - это уже какой-то генетически-социологический подход, который превращает великого художника, мыслителя и человека громадной воли и дисциплины - в клинический случай, с чем я не могу согласиться!
Совершенно верно. Это последняя стадия немецкого классического романтизма. Еврейство? Он такой же немец, как и еврей. Но о последнем ему периодически напоминали...
"Я не вижу у Малера ни "винегрета", ни "конвульсий"; уровень синтеза у него приближается к моцартовскому, поскольку все стилистичечкие элементы стали частью неповторимо МАЛЕРОВСКОЙ палитры".
Абсолютно согласен со словами Андрея.Стиль Малера монолитен как мало у кого из великих композиторов. Все разнородные элементы его языка переплавлены в одно единое неразрывное целое.
"Приспособиться к враждебной среде"
Вот уж кем Малер никогда не был так это приспособленцем. Его переход в христианство был обусловлен совсем не личными выгодами,а всё тем же стремлением к изменению мира посредством музыки. Художник масштаба Малера не мог довольствоваться провинциальными театрами и оркестрами,ему нужна была трибуна повыше и он сделал то,что должен был. Если бы он был приспособленцем он прожил бы как Рихард Штраус 90 лет,а не умер в 50 от сердечного приступа. Хорош приспособленец.
А почему не допустить, что его переход в христианство был просто переходом в христианство? Без каких-то внешних целей и обусловленностей, включая и "трибуну повыше"? Человек, гений, принявший на себя боль мира, не мог поступиться душой ради личных выгод и ради трибуны. Так же - согласна с Андреем - он не мог быть раздробленным и конвульсивным. Судорожность в его музыке слышится тем, кто него внутренне не принимает. Но, не принимая, и не знает - и тогда как можно о нем рассуждать с такой позиции незнания ?
А чтобы получить трибуну, театр, оркестр, есть более земные средства, чем переход в христианство.
А я вижу винегрет, из одной симфонии Малера можно три в разных стилях сделать, если элементы разделить, они даже на слух разделяются
Я не говорил, что он был приспособенцем, наоборот, боролся со средой, как и Шостакович, но волей неволей ему пришлось в неё вписаться, отсюда и конфликт. Боль мира...а может боль чужака, который хотел что-то забыть. Cтать своим среди чужих и остаться самим собой очень трудно, в этом трагедия Малера. Не зря Соллертинский назвал его 'великим неудачником'. Если Бетховен ещё верил во всеобщее братство, то Малер в конце-концов понял, что это иллюзия, и довёл традицию "до ручки"
"А почему не допустить, что его переход в христианство был просто переходом в христианство?"
Этого нельзя допустить просто потому,что об этом слишком хорошо известно,в частности о встрече с императором,сказавшего Малеру,что иудей не может занимать высший музыкальный пост в империи,а именно эта должность и была той, к которой стремился Малер - руководитель Венской оперы. Так что земных способов получить эту должность кроме как стать католиком у Малера не было. И повторюсь,что эта должность нужна была ему как трибуна для проповедничества. Это факт биографии,который не надо обсуждать и делать из Малера идейного перерожденца. За это он поплатился тем,что от него отреклась вся его родня. Странно,что вы об этом не знаете.
Я об этом забыла, потому что мне трудно даются биографические факты, изложенные в книгах. Сейчас вспомнила, спасибо. Я в эрудиции слаба. Меня всегда больше интересовала музыка Малера, ее я знаю, он мой любимый композитор. И по ней сужу. Только зря я влезла в обсуждение фактической стороны дела, раз ее не знаю, это правда. Но кажется мне, что не все так просто.
Галина,я с вами согласна-главное,музыка Малера..он тоже один из моих любимых композиторов. Конечно же тонкости биографических фактов интересно знать,но не столь важно,они могут быть искажены эпохой,временем и нельзя сказать что-то предельно конкретно и однозначно.. а музыка,она вне времени!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".