Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Русская ночь (A RUSSIAN NIGHT), Элен Гримо (Helene Grimaud), Клаудио Аббадо (Claudio Abbado). Чайковский, Рахманинов, Стравинский [видео]
Гленн Гульд. Берг, Кшенек, Веберн, Дебюсси, Равель (ape) [аудио]
Глазунов - Симфония 1, Кремль - Е.Светланов [аудио]
Календарь новостей
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 28 Май 17, 11:31
Главная страница » 2011 » Декабрь » 29 » Р.Шуман - Концертштюк, Симфония №2 / Б.Мартину - "Фрески Пьеро делла Франческа", Шестая симфония. Джон Элиот Гардинер, Чешская филармония
Р.Шуман - Концертштюк, Симфония №2 / Б.Мартину - "Фрески Пьеро делла Франческа", Шестая симфония. Джон Элиот Гардинер, Чешская филармония

Теги: романтизм, импрессионизм, Шуман, Мартину, Гардинер

         

В 2010 году отмечалось сразу несколько юбилеев, прежде всего, конечно 200-летие Роберта Шумана, в Чехии же чествовали своего национального гения - Богуслава Мартину (120 лет со дня рождения),  этим и объясняется такое необычное соседство двух композиторов в концерте дирижёра Джона Элиота Гардинера и Чешского Филармонического оркестра, который состоялся в преддверии фестиваля 'Пражская весна' 26 февраля 2010 года. Был исполнен малоизвестный Концертштюк Шумана для четырех валторн и большого оркестра, его 2я симфония и популярные сочинения Мартину - "Фрески Пьеро делла Франческа" и Шестая симфония.

В позднем творчестве Шумана, к которому относится Концертштюк для четырех валторн и большого оркестра (F-dur). Op. 86 (1849), заметны как стилистические поиски - большая детализация выразительных средств (мелодический рисунок, все более освобождающийся от ритмической схемы, богатый меткими интонационными подробностями), повышенная выразительность отдельных гармонических оборотов, их внутренний динамизм, предвосхищающий порою экспрессию позднего Вагнера, но вместе с тем у Шумана нередко ослабевает требовательность к качеству музыкального материала, прежде всего к его свежести - всё больше в произведениях встречается общих мест, лирическая стихийность уступает место более объективному творческому процессу, сильнее обнаружилась зависимость от умеренной лейпцигской школы. "Лейпцигское", "мендельсоновское" в Шумане всегда питало его некоторую оппозиционность ко всякому чрезмерно резкому нарушению привычных эстетических норм. В поздние годы стилистические рамки лейпцигской школы заметнее, чем когда-либо, отделяют Шумана от романтизма листовского и вагнеровского размаха. Но и стилистическая, и — особенно — качественная неровность поздних произведений Шумана в значительной мере связана была с его прогрессировавшей болезнью.

Шуман, по его словам, написал Вторую симфонию (1845-46) "еще полубольной": он медленно и мучительно выходил тогда из состояния психической депрессии, тянувшейся ряд месяцев. Процесс работы стоил многих усилий и беспокойных ночей; некоторые эпизоды по пять-шесть раз в корне переделывались. Объективная, эпическая по своему общему облику, C-dur'ная симфония менее всего может показаться высказыванием «о себе». Но композитор несколько раз отмечал ее автобиографичность: «Я могу смело сказать — это было словно сопротивление духа... с помощью которого я пытался победить мое состояние.. Основная тема первой части двупланова: это "сумерки сознания" и, противовес - призывы пробуждения воли (лейтмотив медных). Борьба двух противоположностей на фоне сумерек перерастает в жалобный мотив (деревянные духовые). В разработке тема приобретает более обостренные и ярковыраженные формы, которые звучат более активно, с нарастанием драматизма. В финальной коде первой части сопротивление "воли" побеждает! Скерцо создает резкий контраст к волевой первой части. Главная тема — красивый звуковой узор. Вьющаяся линия в партии первых скрипок разнообразится прихотливыми ладотональными сопоставлениями и игрой тембров. Непрерывное движение главной темы перемежается с двумя трио; первое — оживленно-радостное с элементами народной танцевальности, второе — песенное. В последней репризе восстанавливается сюжетная нить, провозглашенная мощным "призывом" труб и валторны. Третья часть - Адажио является не только лучшей частью симфонии, но и одним из высших лирических вдохновений Шумана. В этой скорбной музыке есть лирическая непосредственность романса и строгая сосредоточенность баховских арий. Родина этой глубокой, одухотворенной песни — Трио из "Музыкального приношения". Финал - победа "сопротивляющегося духа", с целеустремленным развитием, которое перерастает в ликующий марш. В коде тема вступления трансформируется в мелодию-гимн!". К этому торжественному и одновременно простому напеву (по духу очень родственному финалу бетховенской Девятой) и направлено, в сущности, все предшествующее развитие.

Замысел "Фресок Пьеро делла Франческа" возник во время путешествия Мартину по Италии в 1954 году. В Ареццо ему довелось видеть стенную роспись церкви Сан Франческо, принадлежащую кисти знаменитого художника раннего Возрождения Пьеро делла Франческа. Творения, проникнутые спокойным и величественным созерцанием и отражающие объективность мироощущения художника, произвели глубокое впечатление на Мартину. Он писал: "восхищаясь этим художественным произведением, я пытался передать музыкой его торжественно-холодное спокойствие и сумрачность, красочную атмосферу, полную скрытой, спокойной и впечатляющей поэзии". Три симфонические поэмы, составляющие трехчастный цикл Фресок связаны с живописным циклом Пьеро "Легенда о животворящем кресте", основанном на библейских преданиях. Первая часть вдохновлена фреской, изображающей царицу Савскую и царя Соломона, во второй — воссоздана картина сна императора Константина, а в третьей части отражено общее впечатление от фресок художника. Стиль сочинения определяется близостью к жанру программной импрессионистской поэмы. Они имеют много сходного с теми сочинениями импрессионистов, для которых так важен момент зрительного восприятия — впечатления от полотен художников, созерцания вечно меняющихся картин природы. Можно вспомнить в связи с этим «Эстампы», «Ноктюрны», «Море» Дебюсси, «Игру воды», «Отражения» Равеля и другие сочинения, где присутствует картинность, поэтическая созерцательность, тончайшая пейзажная звукопись, изысканная оркестровка. С произведениями импрессионистов связывают «Фрески» и своеобразие ориентального колорита, обусловленного восточными мотивами сюжетов, и тонко претворенная жанровость, которая то проступает рельефнее, то словно пробивается сквозь дымку иллюзорно-фантастических звучаний. Так, вторая фреска воспринимается как рожденная сновидениями картина шествия, а третья ассоциируется с неким фантастическим танцем, с музыкой древнего Востока. И то, что определяет его национальное своеобразие, то есть претворение черт чешской лирической песенности (в первой части) и танцевальности (в третьей части), не выпадает из общего импрессионистского контекста. Программа трактуется очень свободно и обобщенно. Не стесняя инициативы автора, она дала возможность богато и глубоко раскрыться его фантазии, чтобы запечатлеть ту необычайно тонкую по колориту, величественно-торжественную атмосферу творений Пьеро, о которой писал сам композитор. В музыке Мартину эта атмосфера рождается постоянно возникающими перед внутренним взором композитора смутными очертаниями сумеречного пейзажа, горделивой и поэтической красотой лиц из фресок и дополняется моментами личных раздумий. Словно Мартину ищет контакта между миром загадочных, исполненных таинственного очарования образов, из глубины веков взирающих с фресок Пьеро, и своим собственным миром ощущений. В сочинении есть лиричные протяжные темы (в основном диатонические), но в целом ему свойственна фрагментарность, мотивная дробность, изощренность фигуративной техники. Многообразие ритмических (нередко остинатных) рисунков образует в своем сплетении единый слой музыкальной ткани. Эти особенности прежде всего характеризуют фактуру фоновых построений. Градации выразительных оттенков в фонах чрезвычайно многообразны. Наряду с фонами зыбкого, мягкого звучания с типично импрессионистской, словно застывшей и приглушенной звучностью имеются фоны с густой, «органной» фактурой. Короткие гаммообразные взлеты, арпеджированные пассажи, трели, аккордовые тремоло создают эффект шорохов, всплесков, переливов.

Шестая симфония — вершина симфонизма Мартину, к которой ведут пути из разных точек его сложного и многогранного творчества. Надо вспомнить «Жюльетту», Двойной концерт, предшествующие симфонии, чтобы понять, откуда выросли «Симфонические фантазии», и чтобы оценить, какого мастерства достиг здесь композитор. Шестая симфония написана к 75-летней годовщине Бостонского симфонического оркестра и посвящена его дирижеру Шарлю Мюншу, с которым композитора связывала многолетняя творческая и личная дружба. Драматургия симфонии построена на тончайших градациях реального и фантастического, постоянных сменах света и тени. Оркестр у Мартину выразителен и красочен. Композитор извлекает необычные звуковые эффекты, большой состав расширяется в результате разделения партий, особые темброво-колористические сочетания используются для создания объемности фона, той призрачно-иллюзорной и фантастической атмосферы, в которой живет «герой» симфонии. Здесь сказалось воздействие импрессионистической техники оркестрового письма. В воплощении лирических образов Шестой симфонии ярко проявилось мелодическое начало, несущее на себе следы глубокого родства с чешской песенностью. Как и в прежних сочинениях, это выражено в темах с широким лирическим распевом струнных, с характерным синкопированным ритмом, ясной ладогармонической основой. Гармоническое развитие таких тем основано на диатонике; эти образы проникнуты особой теплотой чувства, напоены светом, в них чувствуется полнокровность жизнеощущения. Иной аспект лирики связан с обостренностью личных эмоций. Это моменты удивительных «откровений души». Хрупкий, изысканный мелодизм, усложненный элементами хроматики, камерность инструментовки (обычно солирующие инструменты и скупой, чаще остинатный, фон сопровождения) — доминирующие признаки этих тем. Большую роль в драматургии симфонии играет лейтобраз. Лейтмотив Шестой симфонии имеет давние традиции в творчестве Мартину, и поэтому его показ в начальных тактах симфонии воспринимается скорее как вариация на заданную тему.



Ceska filharmonie, 26 february 2010
Dvorak Hall, Rudolfinum, Praha (CZ)
Czech Philharmony Orchestra
Sir John Eliot Gardiner - conductor


I-е отд: 45.18

Robert Schumann (1810-1856)

Konzertstuck F-dur fur 4 Horner und Orchester, Opus 86 (1849) 17:09

Bohuslav Martinu (1890-1959)
 
Symfonie № 6 (Symphonicke Fantasie), H.343 (1952-54)
I Lento - Allegro 09:09
II Poco allegro 07:57
III Lento 11:05

II-е отд: 56.11

Bohuslav Martinu (1890-1959)

Fresky Piero della Francesca, H.352 for large orchestra (1955)
I Andante poco moderato 06:51
II Adagio 06:17
III Poco allegro 05:28

Robert Schumann (1810-1856)


Symphonie Nr 2 C-Dur, opus 61 (1845-46)
I Sostenuto assai / Allegro ma non troppo 12:21
II Scherzo. Allegro vivace / Trio I et II 06:56
III Adagio espressivo 09:34
IV Allegro molto vivace 08:46

http://files.mail.ru/CD6ORT
flac, Radio Praha recording
Категория: аудио | Просмотров: 1633 | Добавил(а): legoru
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 6
1. alex sidmak (sidmak)   (29 Декабрь 11 11:05)
Ходить не очень я люблю
На юбилеи. Тут схожу.
Тарелку полную себе
Деликатесов наложу! :)

СПАСИБО!

2. Oleg (legoru)   (29 Декабрь 11 11:07)
Пожалуйста!
Гардинер известен как аутентист и иногда довольно рафинированный, но здесь он играет без оглядки на концепции - страстно и с изюмчиком, мне очень понравилось -с удовольствием послушал любимые сочинения. Звук отличный

3. Смирнов Дмитрий (dmnsmir)   (29 Декабрь 11 13:06)
Спасибо! appl appl appl

4. Oleg (legoru)   (29 Декабрь 11 13:18)
Пожалуйста!

5. Smoulakovsky (eduards990)   (29 Декабрь 11 16:00)
appl appl appl Спасибо за замечательную музыку, хоть и слушанную многократно, и замечательное исполнение. Оркестр великолепный, слушал по-новому.

6. Oleg (legoru)   (29 Декабрь 11 19:26)
Пожалуйста! :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.