Джузеппе Сарти (Giuseppe Sarti) - итальянский композитор, долгое время работавший в России и внесший большой вклад в развитие русской музыки.
Господа хоровики, не проходите мимо, обратите внимание на замечательную музыку, она должна зазвучать!
Почти детективная история... ))) Как-то 15 лет назад, сидя в нотном отделе РНБ в Петербурге, я нашел дореволюционный нотный сборник с хоровыми концертами Березовского, Веделя и Сарти. Меня поразил этот концерт Сарти, о котором я никогда раньше не слышал. Редкая вещь! Во-первых, концерт многочастный. Во-вторых, такой нестандартный состав голосов не характерен для хоровой музыки классицистического периода. Такие произвольные комбинации были очень характерны для русского партеса более ранней, барочной эпохи. В общем, все здесь удивительно и заслуживает пристального внимания. Как и подобает придворному композитору, Сарти насытил партитуру самыми яркими и выразительными музыкальными приемами. Тут все: красивая гармония, развитая полифония, подробное звукоописание текста и даже оперная колоратура, а завершается концерт, конечно же, фугато. Я почти месяц (с перерывами) переписывал эту партитуру вручную, во-первых потому, что ксерокопирование дореволюционного сборника обошлось бы недешево; а во-вторых потому, что партии были записаны в сопрановом, альтовом и теноровом ключах, непривычных современному глазу. Так что поверьте уж на слово: это Сарти, я ничего не менял и не сочинял. )) Если кто-то действительно проявит интерес, то можно найти и оригинальную партитуру. Раньше я пел в камерном хоре и мы пытались озвучить эту партитуру. Но, к сожалению, концерт в итальянском консульстве, где должено было прозвучать это произведение, так и не состоялся.
P.S. Для тех, кто не очень силен в церковно-славянском, пишу: "Не пугайтесь, ради Бога не пугайтесь!" ))) Отрыгивать сердце не нужно! ))) Речь совсем не о том, что слышится современному уху. Глагол "отрЫгнуть" означает изринуть, испустить из глубины. Начальная фраза псалма 44 означает " Излилось из сердца моего слово благое".
Скажите, Сергей (если я правильно понял как вас зовут), этот концерт не издавался и не исполнялся. Так? Было бы жаль оставить ваши усилия втуне! По роду деятельности я связан с двумя московскими хоровыми коллективами: недавно образованным Синодальным хором п/у А.Пузакова (бывший хор Третьяковской галереи) и ансамблем "Благовест" п/у Г.Кольцовой. Если вы санкционируете, могу предложить им для исполнения на будущее!
Я для того и разместил здесь эту партитуру, чтоб музыка зазвучала! Я не Сарти и не могу санкционировать или нет. Я всего лишь перписал ноты и хочу привлечь к ним внимание. Я к сожалению ничего не знаю по поводу этого концерта, когда он был написан, исполнялся ли и были ли еще его публикации. Я надеюсь, что это все можно сделать совместными усилиями, я ж не семи пядей во лбу чтоб все знать. Если Вы разделяете интерес к этой партитуре, то ради Бога, сделайте все, что в ваших силах для ее популяризации. (а сколько еще такой прекрасной, но забытой и не звучащей музыки!...)
"Отрину" тоже встречается в старинных богослужебных нотах переходного периода, когда никоновский текст еще только недавно появился. Но в "официальной" редакции церковно-славянского языка, которой мы пользуемся до сих пор, и которой пользовались в конце 18-го века, пишется именно "отрыгну". И никакого сквернословия в этом нет!
Ну, что же! Хорошо! Хотите, буду держать вас в курсе, если партитура пойдёт? Хотя, конечно, предсказать что-либо невозможно. Вы, кажется, присутствуете в Контакте?
"Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви; язык мой трость книжника скорописца. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах твоих; сего ради благослови тя Бог во век".
Есть даже такая икона: "Отрыгну сердце мое слово благо" http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=744
Если кого пугает начало псалма, можно в заголовок добавить "слово благо"
Спасибо, очень интересно! Концерты с таким текстом есть и у М.С.Березовского, и у Д. С.Бортнянского (концерт № 14), встречались и с в первой половине XVIII века, это довольно распространенный текст. А сборник какого времени, может, по нему можно датировать концерт (по бумаге и т.п.)?
Ноты были конца XIX века. Значит до революции этот концерт еще пользовался популярностью и известностью в церковных хорах, иначе бы не стали его издавать.
Да, так и есть. Но все же я вижу в этом глаголе более ГЛУБОКИЙ подтекст, чем просто "высказать". Синонимов-то много, а оттенки смысла разные. Жаль, что русский язык опошляется все больше и больше.
Может популярностью и не пользовался, но известен точно был и звучал хоть иногда. Давай, работай над Эйблером! Музыка должна звучать, а не в архивах пылиться!
Согласно каталогу Лебедевой-Емелиной "Русская духовная музыка эпохи классицизма", этот концерт был издан лишь однажды в составе Исторической хрестоматии церковного пения под редакцией свящ. М. Лисицына (выпуск 2, 1903-1904). В каталоге Гене (1804) концерт упоминается как двухорный. Возможно, он имел несколько редакций. К сожалению, богатейшее собрание Придворной капеллы понесло невосполнимые утраты в 1930-х годах. Тогда были уничтожены многие рукописи произведений XVIII века, в том числе автографы известных композиторов, прижизненные издания. По этой причине духовная музыка XVIII века известна нам в большинстве случаев лишь по переизданиям и рукописным копиям конца XIX - начала ХХ в.
Спасибо за исчерпывающую информацию! Да, это именнно тот сборник, откуда я списывал этот концерт. Кстати, у самого свящ. М.Лисицына очень интересные духовные произведения. Особенно мне запомнились Стихиры Пасхи знаменного распева, гармонизованные на 8 голосов с большой фитой, изображающей колокольный звон. Но этих нот у меня не осталось. Ройтесь сами в библиотеках.
Здравствуйте! Мы с супругой наткнулись на вашу ссылку. С начало было любопытно, а потом посмотрели и решили взять это замечательное произведение для нашего хора. Его включили в конкурсную программу с которой едем в мае на конкурс в Чехию. Надеемся что нам удастся достойно исполнить его.
И Вас спаси Господи! Честно говоря, удивлен Вашим интересом (если вы действительно священник). При всех музыкальных достоинствах эта партитура все же не слишком "богослужебна" вне придворного быта. Сейчас я могу представить себе такую музыку только в концертном исполнении.
Большое спасибо. Просмотр партитуры доставил истинное удовольствие. Очень хотелось бы услышать эту музыку в "живом" виде. Мне кажется, что горячий интерес наших уважаемых хоровиков, да и публики, к духовной музыке, имевший место в 70-80 годы прошлого века, как-то рассеялся. Возможно из-за того, что существовавшие тогда определённые "запреты", или, скажем так - ограничения, касавшиеся концертного исполнения духовной музыки, давно забыты. С ними, отчасти, потускнела и "сладость запретного плода". А жаль. Дай Бог нам, в условиях полной свободы, не "позабыть" такие имена, как Дж.Сарти и многие, многие другие. Ещё раз спасибо автору публикации.
Да, увы действительно рассеялся, так и не развившись в такую же широкую волну интереса к забытой музыке прошлого, как в Европе. Очень и очень прискорбно. Российские музыканты очень мало интересуются старинной русской музыкой, de facto признаваясь в её "второсортности". И, увы, именно в хоровой музыке это особенно проявляется, хотя именно в этой области Россия исконно была особенно сильна и самобытна! Еще очень жаль, что практически нет записей старинной духовной музыки в исполнении хоров мальчиков (с басами и тенорами). Ведь именно так эта музыка и должна звучать!
Я вынул сердце и сжевал. Потом, подумав, отрыгнул... А где же сердце? Это фарш! Я озадаченно икнул... Теперь все будут говорить, Что бессердечный я мужик. Я сам, поверьте мне, друзья, Без сердца... как-то не привык. Слепил из фарша я пельмень, Большой такой, как чебурек. Засунул в грудь его себе. Теперь я снова - человек!
Отлично, стихотворный дар - это здорово! Что вижу, то и пою. Только рифма совсем не та должна быть. По церковно-славянски говорится отрЫгну, а не отрыгнУ.
Доброго дня! Этот концерт a-cappella или предполагалось исполнение в сопровождении оркестра (как Русская оратория)?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".