Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 22:31
Главная страница » 2011»Ноябрь»15 » Доменико Циполи. Полное собрание сочинений для клавира (Книга вторая, Оп.1): 4 Сюиты · 2 Партиты. Исполнение на фортепиано Кристофори
Доменико Циполи. Полное собрание сочинений для клавира (Книга вторая, Оп.1): 4 Сюиты · 2 Партиты. Исполнение на фортепиано Кристофори
Первая часть первого опуса Циполи написана для органа, вторая часть для органа или клавесина, но Сьюзен Александер-Макс решила что на раннем фортепиано Бартоломео музыка Циполи будет звучат не хуже.
История композитора Доменико Циполи, остававшаяся неизвестной на протяжении более чем двух столетий.
Сама история обретения нами в двадцатом веке наследия итальянского композитора Доменико Циполи (Domenico Zipoli) - фантастический расказ. А пропущенные места его биографии так и тянет домыслить. Кто-то из русских философов, если мне не изменяет память, заметил что сотворение истории есть неизбежно сотворение мифологии. В этом процессе многие абсолютнo первостепенные имена отодвигаются на второй план, а что-то со временем теряется вообще. ..что-то теряется в самом буквальном смысле... а очень редко – находится двести пятьдесят лет спустя, опровергая сложившиеся вымыслы.
Доменико Циполи
Одним из первых имен в ряду этих открытий будет имя Доменико Циполи. И опять же, не то чтобы его имя было совсем никому неизвестно раньше... Кто-то помнит фильм Вернера Херцога "Фицкаральдо”… Реальная история, или сотворившийся в итоге миф, иногда оказывается, как минимум, не менее удивительна, чем кино.
Долгое время два тома исключительно зрелых сочинений под названием "Sonated intavolatura” (один для органа и один для клавесина), впервые вышедшие в 1716 году с посвящением Марии Терезе Строцци, герцогине Форано за авторством "Доменико Циполи, органиста церкви Иисуса в Риме” полагались мистификацией.
Сомнения в самом факте существования такого органиста появляются всего через три года после его смерти (о которой скорее всего на Аппенинском полуострове так никто и не узнал).
Когда в каталоге одного из нотных издательств сочинения Мишеля Корретта включали и два тома упомянутых сонат, и обьяснение, что Циполи – всего лишь псевдоним. Возникали мнения, что "Sonate…” принадлежат Скарлатти, и только в 1957 году путешествие итальянского музыковеда Луиджи Тальявини в Севилью окончательно расставило точки над i.
Новый Свет
Неожиданно ему на глаза попался корабельный список имен пятидесяти четырех пассажиров-иезуитов, в том же 1716 году отправлявшихся в миссии Нового Света. В одном из них читаем: "Domingo Tipoli, mediano, dos lunares en el carillo izquerido… filosofo, natural de Prato, obispado de Florencia, 28 años…”.
Далее удивительная биография начинает стремительно складываться из разрозненных фрагментов, отправные точки для поиска которых становятся ясными (место рождения, возраст, отплытие из Севильи).
Следом мы узнаем, уже в Тоскане, что родился Доменико. Действительно в Прато, 17 октября 1688 года, он был шестым по счету ребенком в семье Сабатано и Эуджении Циполи, крещен в день свего рождения, о чем сделана запись в приходской церкви Св. Стефано.
Старший из его братьев, Джованни Баттиста Циполи учился в городской высшей школе, где изучал риторику и гуманитарные науки (едва ли относится к нашей истории, разве что свидетельствует об амбициях отца Циполи касательно своих сыновей).
Также известно, что хоть город Прато, был и не губернский, органисты в нем в ту пору во всю соперничали с Флорентийскими, Антонио Агостино, например отмечен и сегодня во всех энциклопедиях барочной музыки, и нет сомнения, что юный Доменико его слышал.
За датой 12 сентября 1707 года мы находим первое документальное подтверждение мызыкальной карьеры нашего героя, обращение к герцогу тосканскому с просьбой о выделении ему стипендии для музыкальной учебы.
К петиции приложены отзывы коллег свидетельствующие о профессионализме Циполи. Вероятно потому, что просьба эта была удовлетворена, в 1707 году его имя появляется в числе ассистентов Джованни Мария Касини, хормейстера кафедрального собора.
И наряду с такими мастерами барокко как Скарлатти и Верачини, его имя находится в списке группы композиторов, которым в 1708 году заказана оратория "Сарра в Египте” для братства Св. Марка.
В том же году он отправляется в Неаполь, чтобы стать учеником Алессандро Скарлатти, у которого кроме своего сына Доменико и немца Хассе учеников не было. По свидетельствам современников педагогику Скарлатти-старший не любил, и видимо студента отверг.
Следы Циполи в том же году отыскиваются в Болонье, а в 1709 году в Риме. Все, что мы знали из его музыки ("Sonated’intavolatura”, небольшая соната для скрипки и bassocontinuoв четырех частях и две коротких оратории – таков полный итог европейских поисков) написано за шесть лет жизни в Риме.
Есть упоминания о мессе и других сочинениях до нас не дошедших, и свидетельство патронажа молодого композитора герцогиней Строцци, которой посвящены сонаты, и которой принадлежит текст кантаты "Лукреция”.
Здесь кто-то додумывает роман, однако если таковой и был, то герцогиня эту тайну унесла с собой в могилу, а никто из ее окружения включавшего значительную часть артистических и литературных кругов Рима сведений об этом не оставил. Единственное, что мы знаем достоверно, это что в возрасте 27 лет
Доменико Циполи порывает с кругом палаццо Строцци и становится послушником ордена Иезуитов. Вероятно в этот момент он планирует прекратить музыкальную карьеру.
Поскольку в течение девяти месяцев ему пришлось ждать в Севилье, пока отцы-иезуиты укомплектуют штат парагвайской экспедиции, Циполи было предложено (а его слава опередила его в дороге) исполнить обязанности соборного хормейстера.
На это предложение он ответил отказом ("не для подобных почестей я вступил в орден”). Здесь можно было бы поставить точку, здесь она, кстати, и стояла в течение более двухсот лет.
Найденные рукописи
Весьма обстоятельная энциклопедия барочной музыки, изданная университетом Калифорнии в Беркли. В статье посвященой Циполи написано, что он умер от туберкулеза, вскоре после получения философского и теологического образования в Кордобе (Аргентина) в 1726 году.
Будучи все это время послушником, он должен был быть в этом году рукоположен в орден. Ни одного слова о музыке за последние десять лет жизни. Краткая справка о намерении стать священником в Парагвае - вот, пожалуй и все.
На самом деле здесь и начинается самое удивительное, в том числе самая фантастическая и невероятная часть биографии - посмертная история музыки, не имеющая аналогов.
Любой композитор подтвердит, что перестать сочинять музыку невозможно, можно только перестать ее записывать. Было бы наивно полагать, что музыка оставила Доменико, или Доменико оставил музыку.
И дело даже не в том, что при реставрации церкви в миссии Консепсьон на границе Парагвая и Аргентины в 1978 году было найдено порядка 600 музыкальных рукописей монахов-иезуитов (некоторые из них значились в описи имущества как "туалетная бумага”), где среди обработок Корелли, Бартоломе Масса и других были ранее неизвестные сочинения Циполи, швейцарца Мартина Шмидта, соратника Доменико по орденскому служению и других.
Дело в том что открытие этих рукописей позволило проидентифицировать, что католическая музыка исполнявшаяся индейцами Чикитос в Боливии, музыка, долгое время именовавшаяся "стилем Чикитос”, музыка, которую однажды обращенный в католичество маленький индейский народ сохранил как символ своей национальной самобытности – это музыка Доменико Циполи!
Чикитос
Боливийские Чикитос обитали в труднодоступной местности и сопротивлялись миссионерской деятельности больше остальных племен, например Гуарани, вся территория которых к началу восемнадцатого века уже была под юрисдикцией ордена.
Однако, вступив в союз с орденом и в его лице с Испанией для защиты от наступавшей португальской армии, оказались самыми лояльными и преданными подданными государства Иезуитов, и сохранили уклад, которому научили их монахи не только после исхода ордена, но и до наших дней.
День святого Игнасио Лойолы которого племя избрало своим покровителем отмечается традиционным фестивалем и по сей день. Нетрудно представить, каким кладом оказалось обнаружение этой традиции для сторонников "аутентичной музыки”.
В 1831 году французский палеонтолог Альсид д’Орбиньи во время визита редукции Сан Хавьер (территория современной Боливии, ее нижняя, тропическо-лесная часть) записал в дневнике:
- Я посетил в компании местного администратора церковь в воскресный день. Мне посчастливилось услышать высокую мессу в итальянском стиле. Я был сильно удивлен, услышав эту музыку в местности заселенной одними индейцами, поскольку подобное качество исполнения я ожидал встретить разве что в богатейших городах Нового Света. С одной стороны церкви находился хормейстер, с другой – дирижер руководил гармонией целого. Каждый певец и музыкант имел перед собой ноты и получал от исполнения удовольствие. Альты и скрипки были изготовлены самими индейцами. Я никогда не слышал ничего столь совершенного на американском континенте...
Вот вам и Вернер Херцог... К сожалению последний орган, в этой местности разрушился в сороковых годах двадцатого века, но еще живы люди, помнящие его звук. Ноты же переписывались и передавались из поколения в поколение.
Стиль Циполи в Южной Америке конечно же претерпел изменения, для оркестра из новообращеных музыкантов мелодии должны были легко читаться с листа, гармническая сложность позднего барокко здесь присутствует не в полной мере, зато какое богатство инструментария!
Наряду с классическим барочным ансамблем здесь и губные органы из пальмовых листьев и даже группа ударных. Все инструменты, которыми индейцы располагали к приходу ордена были адаптированы к гармоническому строю барокко и использованы, в частности, весь арсенал деревянных духовых.
Кстати, именно во времена государства Иезуитов индейцы другого племени, Гуарани навсегда попали под обаяние звука арфы, в различных размерах и вариантах настройки ставшей их народным инструментом, сегодня известным как "парагвайская арфа”.
Добавить остается только что эту удивительную музыку можно услышать на дисках французской независимой фирмы К617, открывающей горизонты музыки 16-18 веков.
Среди ее серий – исторические органы Нового Света (нет пока записей бамбуковых органов из Филиппинских соборов колониальных времен, но, надеюсь, скоро будут), "Lescheminsdubaroque” (дороги барокко) – музыка 17-18 вв. из стран Нового Света, Музыкальная история Эльзаса имногое другое.
Многое нам еще предстоит открыть..
Дмитрий Великов
АПЕ 275 МБ или МП3 125 МБ +причиндалы
http://mshare.ru/1028565937
https://yadi.sk/d/bEn-OB35RiE8Z и https://yadi.sk/d/w4ZOGBdGRiMXM
Спасибо! Сколько любопытных сведений! А вот оценка Циполи великим знатоком Музыки Роменом Ролланом: «Клавесинное искусство насчитывало таких мастеров, как Доменико Циполи, современник и соперник Генделя, и Доменико Скарлатти…». Выходит, Роллан знал довольно о Циполи в начале 1900х годов, чтобы дать справедливую оценку его творчеству.
Уважаемые господа, пожалуйста, не найдётся ли у кого-то оркестровой (скорее всего, обработки) Арии (или Адажио) Циполи. Это очень красивая вещь. У меня есть в исполнении Jean-François Paillard, но там звучит не слишком хорошо. (Дело в том, что однажды слышал в другом исполнении, но не смог записать...)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".