из послесловия: "В том же положении, как Мусоргский, могли очутиться и другие члены «Могучей кучки». Если судьба их оказалась иной, то это нужно приписать значительно большей их гибкости, способности приспособиться к меняющимся общественным условиям. Бородин с юности идет дорогой ученого специалиста по разделу естествознания, в котором чрезвычайно нуждается бурно развивающаяся промышленность страны — химия. Всю жизнь свою он является видным педагогом и деятелем в развитии высшего образования, находя тем самым полную социальную устойчивость вне музыкальных интересов. Римский-Корсаков и вовсе прямолинейно идет навстречу новым настроениям, став профессором консерватории, пойдя на мировую с профессионализмом, развернув огромную творческую работу по созданию опер на материале народного сказочного эпоса, опер, ставших основным репертуаром частно-предпринимательского театра Мамонтова. Устроен и Кюи, пользуясь популярностью в меру своего относительно скромного дарования. Лишь двое — Балакирев и Мусоргский — продолжают упорствовать в разладе с действительностью. Но Балакирев внутренне сломался, перестал быть самим собой. Мусоргский же донес знамена до конца дней своих. Это говорит как будто о большой крепости духа. Тем более противоречивым представляется факт бытовой моральной депрессии последних его лет. Для понимания этого противоречия большое значение имеет та закваска, которую получил Мусоргский в юности. В отличие от других он начал жизнь в гвардейской среде, то есть в среде, являвшейся передовым форпостом класса, к которому принадлежал Мусоргский. Надо думать, поэтому на нем с такой силой сказались все пороки, свойственные уходящему классу — лень, пьянство. При всей силе отрицания, с которой Мусоргский относился к породившей его среде, он не сумел преодолеть в себе пережитков этой среды — барского отношения к труду, неумения наладить бытовую сторону своей жизни, поскольку она не обеспечена чужим подневольным трудом. Тем плачевней была его судьба в тогдашнем обществе, тем безжалостней это общество бросило его на произвол страстей и болезней (дружеская помощь, отдельные визиты в больницу не могут итти в счет — мы разумеем широкую заботу общества о своих членах). И тем изумительнее, конечно, талант композитора, позволивший ему, несмотря на все условия своего времени, когда работа композитора почти не оплачивалась, была как бы частной прихотью, — оставить нам ряд таких незабываемых музыкальных созданий."
И 'завывания' есть, и разборы музыковедческие отсутствуют. Что можно рассказать о Мусоргском на 100 страницах...только, то что и так всем давно известно Спасибо за книгу
Завывать ещё в 20е стали. 'Музыканты' из РАПМ отличались жёстко избирательным подходом к наследию и признавали только 2х композиторов - Бетховена и Мусоргского
Замечательная книга, прочел запоем, не отходя от компьютера. Все известные мне более поздние биографии по отношению к ней как современная иконопись в сравнении с его портретом работы Репина. Большое спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".