Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 04:44
Главная страница » 2011»Ноябрь»8 » Мусоргский - "Картинки с выставки", Дебюсси - "Детский уголок", Равель - "Ночной Гаспар". Исполняет Владимир Крайнев
Мусоргский - "Картинки с выставки", Дебюсси - "Детский уголок", Равель - "Ночной Гаспар". Исполняет Владимир Крайнев
12:38
Владимир Крайнев
(1944-2011)
"Мне кажется, что за последнее время я лучше, чем прежде, владею исполнительским „дыханием". Что я имею в виду под словом „дыхание"? Это как бы взгляд сверху на то, что ты делаешь на эстраде. Это полный контроль над собой, над всеми аспектами собственной интерпретации. К примеру, меня порой ругают за превышение темпов. Готов принять такую критику, когда темпы форсируются от отсутствия такого „дыхания": рука несется, а мозг за ней не успевает. Однако если я свободно контролирую себя в данном, пусть самом быстром темпе, если успеваю сделать то, что считаю нужным, значит, я сознательно задал себе такие темпы, и они, с моей точки зрения, художественно оправданны. При таком свободном „дыхании" не только себя контролируешь, но и публику ведешь за собой" (В. Крайнев)
Mussorgsky - Pictures At An Exhibition*,
Debussy - Children's Corner**,
Ravel - Gaspard De La Nuit*** -
by Vladimir Krainev
01 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 1:14 02 - Pictures At An Exhibition - Gnomus (The Gnome) - 2:21 03 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 0:48 04 - Pictures At An Exhibition - Il Vecchio Castello (The Old Castle) - 4:33 05 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 0:24 06 - Pictures At An Exhibition - Les Tuileries-Dispute D'Enfants Apres Jeux (The Tuileries Gardens-Children'S Quarrel After A Game)0:58 07 - Pictures At An Exhibition - Bydlo (Oxen) - 2:41 08 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 0:40 09 - Pictures At An Exhibition - Ballet Of Unhatched Chicks (Trilby) - 1:06 10 - Pictures At An Exhibition - Samuel Goldenberg And Schmuyle - 1:55 11 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 1:14 12 - Pictures At An Exhibition - Limoges - Le Marche (Limoges - The Marketplace) - 1:21 13 - Pictures At An Exhibition - Catacombs - 1:48 14 - Pictures At An Exhibition - Con Mortuis In Lingua Mortua (With The Dead In A Dead Language) - 2:04 15 - Pictures At An Exhibition - The Hut On Chicken'S Legs (Baba-Yaga) - 3:21 16 - Pictures At An Exhibition - The Great Gate Of Kiev - 4:58
17 - Children's Corner - Doctor Gradus Ad Parnassum - 1:52 18 - Children's Corner - Jimbo's Lullaby - 4:22 19 - Children's Corner - Serenade For The Doll - 1:57 20 - Children's Corner - The Snow Is Dancing - 2:47 21 - Children's Corner - The Little Shepherd - 2:22 22 - Children's Corner - Golliwogg's Cake Walk - 2:26
23 - Gaspard De La Nuit - Ondine - 5:50 24 - Gaspard De La Nuit - Gibet (Gallows) - 5:11 25 - Gaspard De La Nuit - Scarbo - 8:15
https://cloud.mail.ru/public/ANSE/ccMeSqrwa
Произведения Модеста Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов. Специфическая мелодика, которая рассматривалась композитором как выразительное расширение человеческой речи, и новаторская гармония, предвосхитившая многие черты гармонии XX века, сыграли важную роль в формировании стиля К. Дебюсси и М. Равеля (по их собственному признанию). Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского сильно повлияла на творчество Л. Яначека, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана и многих других.
[wikipedia]
*Фортепианный цикл пьес "Картинки с выставки"
Нижеприведенный текст взят из другого релиза, автор - пианист Сергей Щепкин:
"„Картинки с выставки" принадлежат к числу самых популярных циклов XIX века, наряду с „Карнавалом" Шумана, двадцатью четырьмя прелюдиями Шопена и „Годами странствий" Листа. Нечасто исполнявшиеся в девятнадцатом веке, в двадцатом „Картинки" получили мировую славу благодаря оркестровке Мориса Равеля и интерпретациям многими пианистами–виртуозами. Святослав Рихтер назвал „Картинки с выставки" „глубочайшим русским фортепианным сочинением". В широком кругу, однако, бытует отношение к „Картинкам" как к ряду очаровательных декоративных виньеток (’salade russe’), не претендующим на особую глубину. Что до оригинального текста „Картинок", то он часто подвергается искажениям и переделкам ради вящего эффекта (запись „Картинок" Горовицем, хотя и гениальная по интерпретации - тому яркий пример). Миф о Мусоргском - гении-дилетанте, как видно, еще жив.
Я уверен, однако, что Мусоргский вполне отдавал себе отчет о своих действиях. Его фортепианный стиль полностью идиоматичен; немногие неудобные пассажи могут быть „поправлены" взятием отдельных нот другой рукой безо всякой перемены текста. Архитектоника же цикла и отделка деталей композитором - безупречны. Живость воображения и меткость музыкальных характеристик в „Картинках" великолепны, как всегда у Мусоргского; но что же составляет философию глубины этого сочинения, о которой говорит Рихтер?
„Картинки с выставки" принадлежат к жанру "tombeau” - произведения искусства, увековечивающего чью-либо память. Как известно, „Картинки" являются откликом на ретроспективу рисунков и проектов Виктора Гартмана, близкого друга Мусоргского. Гартман был довольно известным архитектором, всесторонне образованным человеком, полным любознательности и широко путешествовавшим по свету. В 1873 году Гартман скоропостижно скончался, будучи еще очень молодым; Мусоргский был потрясен этим известием, и, по посещении весной 1874 года мемориальной выставки гартмановских работ в Санкт-Петербургской Академии Художеств, с жаром принялся за музыкальное увековечивание памяти своего друга. „Гартман кипит, как кипел „Борис" - писал композитор В.В. Стасову. „Картинки" были сочинены в июне 1874 года за рекордный срок - две недели.
Мне кажется, что суть „Картинок с выставки" - не столько создание музыкальных эквивалентов изобразительным оригиналам Гартмана, сколько поиск очередного ответа на основной вопрос творчества Мусоргского: „Что есть Россия?". Собственно „Картинки" и обрамляющие их „Прогулки" имеют, наряду с повествовательными и изобразительными аспектами, еще и смысловой подтекст. „Картинки" суть широкий мир, „Прогулки" суть Россия; из их взаимодействия и созданы сюжет и смысл пьесы.
Образы и заголовки собственно „картинок" - в основном нерусские (рисунки Гартмана - результат его странствий по свету); „русская" тема появляется только в последних двух (и это не случайно).
Всего в цикле десять „картинок", сгруппированных попарно (за исключением первых двух). Каждая пара (включая, впрочем, и первые две „картинки"), организована по принципу эстетического и смыслового контраста, и каждая новая пара поднимает философскую перспективу на более высокий уровень. Так, гротеску „Гнома" контрастирует возвышенность „Старого замка"; за тонким проникновением в детскую психику и "Tuileries” следует забубенная песня пьяного сандомирского возницы в "Bydlo”. Миру искрящейся фантазии в „Балете невылупившихся птенцов" противопоставлен лаконичный очерк о человеческих судьбах в „Двух польских евреях"; кипящую картину жизни в „Лиможском рынке" на полуслове обрывает смертный ужас „Катакомб". Наконец, появляются образы России. Стихийное начало русского характера непревзойденно передано композитором в облике Бабы-Яги, одновременно комической и жуткой (и перевоплощающейся в неземную красоту в средней части пьесы). Но хтоническая Русь „Бабы-Яги" терпит поражение от соборной духовности „Богатырских ворот", являющих Святую мать - Россию во всей ее сияющей славе.
О „Прогулках": они играют в „Картинках" двоякую формообразующую роль. С одной стороны, они подразделяют целое на мини-циклы (пары картинок), с другой, объединяют структуру посредством общности своего тематического материала, основанного на трихордовых попевках русских народных песен. „Прогулки" не только показывают реакции зрителя - как русского композитора Мусоргского, так и всякого русского - на широкий мир „картинок", но и, в более широком плане, проносят и развивают тему России через весь цикл. Всего „Прогулок" - не пять, как это принято думать, а шесть: „С мертвыми на мертвом языке" - по существу, еще одна „Прогулка", основанная на том же материале, что и остальные; по признанию самого Мусоргского, она представляет собой воображаемый разговор с душой умершего Гартмана. Равелевская оркестровка, как и некоторые пианисты, выпускает вторую „большую" „Прогулку" - перед „Лиможем"; это достойно сожаления, ибо это равнозначно устранению важнейшей композиционной опоры, стратегически помещенной в точке золотого сечения цикла. Тема „Прогулок" появляется в последний раз в „колокольной" части „Богатырских ворот", как бы воздвигая гигантскую арку над всем циклом. В этот момент „Картинки" и „Прогулки" сливаются воедино, и Россия восходит в свой зенит.
По существу, „Картинки с выставки" суть ответ Мусоргского на круг проблем, поставленный им за несколько лет до этого в „Борисе Годунове". Там, Россия предстает как трагическая страна без надежд и перспектив; здесь же, вера в Россию выражена с неприкрытым энтузиазмом. Философская программа „Картинок" на шесть лет предвосхитила содержание знаменитой „Пушкинской" речи Достоевского (1880); в ней писатель определил сущность русского национального характера как его открытость всему миру и способность отозваться на все лучшее в нем, принять это лучшее и сделать своим. Цитирую Достоевского:
„Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению… Pусская душа …гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия". Именно в творчестве Пушкина, могущего проникнуть в дух любого народа и с совершенством отразить этот дух в своем творчестве, эта русская отзывчивость получила свое полнейшее выражение, говорит там же Достоевский. Мы можем это с таким же правом сказать и о „Картинках" Мусоргского: в них Россия откликается на весь мир и искупает его духовно."
**Фортепианная сюита «Детский уголок»
Написана в 1906-1908 г.г. и посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах - строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона - заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде. [classic-music]
***Фортепианный цикл "Ночной Гаспар"
«Ночной Гаспар» (фр. Gaspard de la nuit) - фортепианный цикл Мориса Равеля, написанный в 1908 году как музыкальные иллюстрации к стихотворениям в прозе Алоизиуса Бертрана из его одноимённого сборника; изображение «ночного», онирического, потустороннего мира, населённого странными существами - то ли реальными, то ли кажущимися.
Состоит из трёх пьес. В «Ундине» (фр. Ondine) среди журчания, плесков и переливов звучит лирическая мелодия, придающая изображению водной стихии теплоту и очеловеченность, развивающаяся от нежных интонаций в начале к страстным в кульминации. В «Виселице» (фр. Le Gibet) пустые, безжизненно раскачивающиеся аккорды - тело повешенного - проходят на фоне многократных повторов одной ноты, передающих отдалённые удары колокола. «Скарбо́» (фр. Scarbo) - маленький призрачный гоблин (вроде русского барабашки), тень в лунном свете, беспокойный, стучащий, скребущийся, смеющийся в ночи, не дающий уснуть, появляющийся на краю поля зрения и исчезающий непонятно куда.
Цикл требует от исполнителя большой виртуозности и относится к самым технически трудным произведениям за всю историю фортепианной музыки; про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева. [wikipedia]
…каждое искусство стремится быть музыкой, которая не что иное, как форма. Х. Л. Борхес
Пожалуйста, Татьяна, очень рад! Добавил этот концерт под впечатлением от прослушанных пианоконцертов Прокофьева с Крайневым, которые Игорь великодушно выложил на днях...
Комментарии из раннего материала. Там были записи только "Детского уголка" К.Дебюсси в формате wma:
1. Алексей (alyosha) (27 Май 09 13:38) Спасибо!
2. сергей сергеев (seriho) (29 Апрель 11 19:33) Действительно... только что прочитал в новостях... Вечная память, Маэстро!
3. Admirador (iura) (29 Апрель 11 19:40) Жаль безмерно, большой пианист и музыкант... Вечная память!
4. сергей сергеев (seriho) (Вчера 23:58) Дорогие друзья! Пожалуйста, если кто-то еще не слышал и появится желание послушать концерт Владимира Крайнева - "Vladimir Krainev In Recital: Mussorgsky - Pictures At An Exhibition, Debussy - Children's Corner, Ravel - Gaspard De La Nuit" - данная запись в качестве без потерь (FLAC) находится по адресу: http://files.mail.ru/M2I17W
Желаю всем интересного концерта! piano
5. igor (igor120765) (Сегодня 02:06) Сергей,спасибо огромное,но надо оформить новость,это же недолго... такая запись - и не видна!!! шас вас Почитатель тоже разгонит
6. сергей сергеев (seriho) (Сегодня 13:23) Пожалуйста, Игорь! Так и сделал сегодня... Организовал новый пост по адресу: http://intoclassics.net/news/2011-11-08-25831 Так что теперь все в порядке... :)
Алексей, пожалуйста! очень хорошо, если Вам понравится концерт... по исполнению "Картинок" сказать (от себя) ничего не могу, потому как хоть и прослушал раза три, а однозначной "музыкальной картины" так и не смог составить, кстати, не жалею об этом нисколько, есть повод переслушать, причем не раз... добавил: почему-то с восприятием Дебюсси и Равеля сразу оказалось проще, доступнее, что ли... но это все-таки связываю с характером исполняемой музыки
Благодарю отдельно за содействие в закрытии прежнего поста!
спасибо! Отличный Равель и Дебюсси - чувствуется,записи более ранние... а вот Картинки усталые...именно так в них ощущение какой-то опустошенности.Не знаю,правильно ли это,но имеет право - цикл все же мемориальный и псвящен умершему другу
Пожалуйста, Игорь! как уже отметил, ведь именно Ваш пост Второго и Третьего концертов Прокофьева с Крайневым вызвал горячее желание еще раз переслушать и следом разместить здесь также и этот соло-концерт... На имеющемся лицензионном диске не проставлено года записи; из того что в интернете смог понять, скорее всего, это запись "Картинок" весны 1990 года... полагаю все же, что Равель - скорее всего, тоже не из совсем ранних концертов, а вот с Дебюсси никак не могу знать наверняка... Кстати, Вы в своем посте отметили интересную мысль, об исполнении тех концертов - "Крайнев здесь гениален...Позже был очень талантлив)" мне бы хотелось предположить, со своей стороны, характеристику "мудрый" вместо "талантливый", и в этой связи исполнение "Картинок" скорее выглядит более "задумчивым" и "взвешенным", ну а вообще, все это лишь "слова, слова, слова"...
добавил: если все же концерты не позднее 1990 года, тогда главенствующая мысль о связи характера исполнения и самой музыки остается более справедливой
По поводу "правильного-неправильного" всегда затрудняюсь, дело тонкое наверное, главное - искренне говорить то, о чем думаешь и переживаешь, когда посещаешь тот или иной концерт... музыка просветляет души, общение сближает их...
Алекс, пожалуйста! А стиховторение-то действительно вышло на славу, честное слово! Интересное, живое, актуальное... С Вашего позволения, даже усмотрел дальневосточный месседж: "Без глаза задремал уставший мишка... Ундины снятся, виселицы... Бред!.. И был компот... любимый... на обед."
Пожалуйста, Vermoulure! Да, пост организован, прежде всего, в светлую память о Маэстро, но, Вы знаете, вспомнил по ассоциации переживания и думы Мусоргского на смерть друга и художника Гартмана (цитата из письма Стасову, 2 августа 1873 года): "Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю - не быть забытыми. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Да чёрт с твоею мудростью! Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений - это дрябло."
Почитатель, прошу извинить, что замещаю пока с ответом другого слушателя, к которому Вы обращаетесь, сам тоже вроде как первый раз такое слово слышу, потому в интернете справился о значении и толковании слова mzhvjachni: 1) Мжвячни - собственного смысла не имеет. 2) Мжвячни - одобрение, аналогично слову зачотный ." вероятно, Vermoulure, имел в виду второе значение этого слова... если заглянуть в словарь Даля, то с близким значением "веячный, вьячный" (веять, повеять) можно попытать схожий вариант толкования кстати, "зачОтный" - тоже вроде как сленговое (и означает "очень хороший") добавил: а вот "мжа" (у Даля) - дремота, дрема: "Мжа долит его", т.е. глаза смежаются... вот ведь как
Ясно, Сергей, спасибо за просвещение моей темноты. У меня "упячка" не "рулит", так что мне "низачот". Но поскольку я такой вот весь "низачотный", то на сайте "упячка" тоже "не рулит". Поэтому давайте, господа, не будем.
Да это скорее мне "низачот", что влез с "разъяснениями", потому как и цитату привел из письма Мусоргского, только чтобы как-то "прояснить атмосферу" предлагаемого к прослушиванию концерта... сам-то я с такими понятиями тоже не знаком, вот и пришлось справиться в Сети...
А что про Крайнева... меня, например, очень трогает тот факт, что Шнитке посвятил пианисту свой замечательный Концерт для фортепиано и струнных (1979), который часто переслушиваю и вспоминаю и Владимира Всеволодовича, и Альфреда Гарриевича... ведь вот они кроме основного призвания были еще и замечательными педагогами
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".