Классическим типом камерной музыки, выработанным во второй половине XVII века мастерами итальянской скрипичной школы, была трио-соната - четырехчастное произведение для двух высоких инструментов и клавирного basso continuo, дублируемого смычковым басом (иногда фаготом). Телеман в полной мере отдал дань этой устоявшейся форме; в автобиографиях он дважды высказывается по поводу своей работы над трио-сонатами. Одно из этих, идентичных по смыслу высказываний гласит: "Меня в особенности старались убедить, что я более всего силен в трио, потому что я устраивал так, чтобы каждый голос работал наравне с остальными" (Denkmaler deutscher Tonkunst, Bd 28, S. 13. Автор мимоходом подтверждает, что его инструментальные ансамбли в целом больше тяготеют к полифонии, по сравнению с клавирными, камерно-вокальными и оркестровыми сочинениями). Но, по-видимому, жанр трио-сонаты в известной мере сковывал творческую фантазию композитора. В зрелые годы он отдает предпочтение новому для того времени типу ансамбля - квартету (три сольные партии и цифрованный бас); более или менее постоянными партнерами такого ансамбля являются скрипка, флейта, гобой и виолончель (или виола да гамба), используемые в различных комбинациях. Партия смычкового баса в квартете все чаще приобретает значение самостоятельной концертирующей партии ("cello obligato"), как, например, в "Двенадцати парижских квартетах" или в квартете третьего цикла "Musique de Table", где она выступает наравне с партиями флейты и скрипки. Этим не исключается участие второй виолончели (или гамбы), выполняющей обычную функцию поддержки basso continuo. Подобный ансамбль может с полным основанием считаться прообразом классического фортепианного квартета (В такой же мере близок фортепианному трио концерт E-dur для скрипки, виолы да гамба (виолончели) и клавесина, упоминавшийся ранее).
Кстати, коллеги, а ведь у Телемана имеются квартеты и для натурального (в нынешнем понимании) состава - у кого-нибудь это имеется? Это квартеты TWV43: D5, Es1, e5, F3-5, G8,9, A5,6, a4-a6
Es1 - у меня есть, но исполняется нескольтко другим составом инструментов, а вот G8 почему-то у меня не отмечен.... Если он у Вас для 2-х скрипок, альта и басса, то выложите пожалуйста.
Concerto ripieno 43_Es1 есть в двух записях - на диске с "Мессией" Реми и Berliner Barock Solisten (это, по-моему, выкладывал Нибелунг). В обоих случаях играют струнным оркестром.
43_G8 записывал ансамбль "Musica Alta Ripa" (это тоже есть на Погружении). Просто там в описании на обложке ошибка (что, к сожалению, не редкость в отношении сочинений Телемана) и указан 43_G5
я заказал этот диск, vol.4 (которого тоже вроде не было) и наиновейший vol.6 (релиз ноября 2011г) в jpc.de, в декабре, есть вероятность, они должны приехать. Тогда смогу их выложить.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".