Прочитав в аннотации к диску, что Рамо был "величайшим оркестровым гением в до-Берлиозовской Франции", даже несмотря на то, что он никогда не писал чисто оркестровых произведений, да и первую свою оперу сочинил лишь в пятьдесят, с большим интересом послушал "Воображаемую симфонию" ("Une Symphonie Imaginaire") - симфоническую фантазию, составленную французским дирижёром Марком Минковским из фрагментов опер, балетов и клавесинных сочинений Рамо, и им же исполненную вместе с Гренобльским оркестром "Музыканты Лувра". И дирижёр и оркестр - весьма опытны в барочной музыке и принципиально придерживаются аутентичной манеры. Драматический цикл открывается впечатляющей картиной хаоса, запечатлевшей рождение гармонии, а вся фантазия - отличный путеводитель по причудливому миру французской барочной симфонической музыки.
"Zaïs" Pastorale héroïque, 1748 1. Ouverture qui peint le debrouillement de Cahos et le choc [5'47]
"Castor et Pollux" Tragédie en musique, 1737 2. Scène funèbre (Acte II, scène 2) [3'25]
"Les Fêtes d'Hébé", Opéra-ballet, 1739 3. Air tendre (Deuxième Entrée: La Musique, scène 5) [1'53] "Dardanus" Tragédie en musique, 1739 4. Tambourins I & Il (Prologue) [1'51]
"Le Temple de la Gloire", Opéra-ballet, 1745 5. Air tendre pour les Muses (Acte I) [4'25]
"Les Boréades", Tragédie en musique, 1763 6. Contredanse en Rondeau (Acte I, scène 4) [3'06]
"La Naissance d'Osiris','Acte de ballet, 1754 7. Air gracieux [2'19]
"Les Boréades" 8. Gavottes I & Il pour les Heures et les Zéphirs (Acte IV, scène 4) [2'44] "Platée", Ballet bouffon, 1745 9. Orage (Acte I, scène 6) [2'32]
Concert n° 6 from "Six Concerts en sextuor" (anonymous transcription from Nouvelles Suites de pièces de clavecin, 1768) 11. La Poule (The Hen ■ Die Henne) [4'31]
"Les Fêtes d'Hébé" 12. Musette en Rondeau (Danse de Terpsichore) -Tambourin [3'22] en Rondeau (Troisième Entrée: La Danse)
"Hippolyte & Aricie", Tragédie en musique, 1733 (version de 1742) 13. Ritournelle (Acte III) [2'09]
"Naïs", Pastorale héroïque, 1749 14. Rigaudons I & Il (Prologue: L'Accord des dieux) [2'22]
"Les Indes galantes", Opéra-ballet, 1735/1736 15. Danse des Sauvages. Rondeau (Quatrième Entrée: Les Sauvages) [2'18]
"Les Boréades" 16. Entrée de Polymnie (Acte IV, scène 4) [6'05]
Ну, мне простительно, я в мире барокко не частый гость. Рамо люблю в основном клавесинного, но этот диск меня потряс - вот, что значит профессионально составленный 'Зе бест'
Благодарю за музыку, Олег! и предвкушаю оригинальный концерт - "Une Symphonie Imaginaire"... а sacd интересно слушать, даже после 'разжатия' остается ощутимая радость для аудиофила... уже качаю и жду время побега к большим колонкам...
P.S. "Драматический цикл открывается впечатляющей картиной хаоса, запечатлевшей рождение гармонии..."
На самом деле - в первом номере довольно устрашающий и смелый для того времени оркестровый 'спецэффект' ударных в духе 'Весны священной' Да и доисторические инструменты порой странные архаические звуки издают
вышеупомянутая 'Весна священная' - интересный и для своего времени тоже оригинальный шедевр, а раз шедевр, то и сегодня такой же гениальный и цельный... любое даже самое 'странное' творчество, точнее 'зримые' плоды его - это, по меньшей мере, всегда непрерывное внутреннее движение (даже если в самом себе), пусть хоть иной раз грозящее неудачами и с риском завести в тупик... извините за офф-топ, вспомнил почему-то мысль Булеза, где он говорит о невероятно интересном периоде творчества Стравинского именно начального, а потом вроде как неоклассицизм... и здесь как раз проявляется "искорка во внутреннем споре" между Булезом-сочинителем и Булезом-исполнителем музыки другого автора... говорю к тому, что любая музыка сама по себе самоценна, тем более авторская...
добавил (Сегодня 21:30) в этой связи как раз решил добавить как только прослушал диск: музыка понравилась, спасибо еще раз! 'архаические звуки' пришлись по душе и исполнение хорошее, а вот на составленную дирижером программу фантазии у меня не хватило, но тут уж исключительно вина моя, просто в таком сборном варианте 'концертного концерта' всегда почему-то не хватает той самой цельности и завершенности оригинальных произведений, из которых цитируются музыкальные фрагменты, ощущение, как будто их вырвали 'неправомочно', как-то становится не по себе...
Cергей, спасибо за отзыв. Подбор отрывков, может быть и не претендует на глобальную симф.концепцию, но по-крайней мере очень удачен - представлены яркие мелодические моменты. А главное, мне захотелось послушать и "Zaïs" и "Платею" ...
Что красивые фрагменты и концерт - об этом спору вряд ли найдется место... красивая, благородная музыка, так и переданная артистами! вместе с тем, полагаю, здесь ведь музыкальное цитирование предлагается как своеобразный символ-'язык' в фантазии-общении музыканта Минковского с автором оригинальных произведений, с одной стороны, и музыканта с другими музыкантами и слушателями, - с другой... Все-таки всякий раз в таких случаях хочется попытаться приблизиться к мысли 'автора концерта' в понимании предложенной им симфонической концепции... (пусть даже интуитивно, но какую-то сквозную линию "воображаемой симфонии" нащупать, это же очень интересно!) но какой уже раз сожалею, что нет возможности-способности мыслить музыкально, приходится ограничиваться в меру собственной неподготовленности лишь 'вершками' музыкального труда... можно проследить что-то и по названию фрагментов, но хочется более 'кудрявой' мысли, что ли...
Вечные споры на тему о цельности концепций. Такие же атаки пришлось в постах с фантазиями из "Кольца" Вагнера выдерживать) Подобные вещи сугубо для удовольствия меломанов пишутся, за что я авторам благодарен. Просто наслаждайтесь концентратом ярких симфонических барочных моментов
Да-да) По правде сказать, 'симфоническое Кольцо' на фантазию Маазеля, если помните, как раз приветствовал горячо... да и здесь вроде бы активно не спорю, даже заключаю в итоге, что есть к чему стремиться в понимании "воображаемой симфонии"...
У Алекса хлеб отнимаете? Рамо люблю очень, Платею Минковского обожаю (смотреть), Zaïs тоже с удовольствием послушала бы (сравнение с Весной священной очень подходит, интересно, что там еще перекликнется)
Художник должен быть голодным На полках - пусто, В чашках - сухо И быть, как минимум, без уха. Поэт в России - больше, чем поэт! Его голодней в мире нет!
Да, с портретом непонятно - не мог Рамо так распухнуть, как пончик. У меня такой же как у Кассиса в посте (по ссылке внизу). Но мне сказали - это не Рамо. Люлли?
Ничего удивительного - каждый интересуется только тем, что ему интересно. Поэтому кто-то отмечает 200-летие Листа, а кто-то некруглые даты Скарлатти. Рамо - велик, но слушаю редко, в основном клавесин, звучание которого для меня экзотика. На ф-но он 'не звучит', в отличие от Баха. Может теперь ещё пару опер послушаю, конечно в аутентичном исполнении, в другом неинтересно, с контртенорами и со всем прочим...хотя я далеко не опероман (поэтому и Минковского не знаю). Что интересно, опероманы ограничиваются 10-кой дежурных опер, им Рамо тоже не нужен
А это разве Рамо? Я такой же портрет, нашедшийся в гугле, сначала прилепил (видимо отсюда) http://intoclassics.net/news/2010-08-03-17764
Да, ребят, вот и я добрался до его опер и сопутствующей симфонической музыки. Открытие произошло недавно замечательным фильмом Палладины. Потом прослушал сборник увертюр с Руссе и думаю, надо все переслушать. Притом что я тоже не опероман, разве что люблю несколько номеров из Кармен, но это шлягеры. А если оперы, то барочные! На очереди (надеюсь) открытие опер Вивальди.
Приятного погружения в волшебный мир искусства "солнечного" века.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".