Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Дитрих Букстехуде, произведения для органа, Гельмут Вальха (аре) [аудио]
И.С.Бах – Сонаты и партиты для Скрипки Соло. Иегуди Менухин. [аудио]
Д.Д. Шостакович, сюита для двух фортепиано соч.6, Д. Плуталов, Н. Рейнольдс (mp3 320 кбит/с) [аудио]
Календарь новостей
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 18 Апреля 24, 22:03
Главная страница » 2011 » Октябрь » 23 » Н.А. Римский-Корсаков - МАЙСКАЯ НОЧЬ
Н.А. Римский-Корсаков - МАЙСКАЯ НОЧЬ


МАЙСКАЯ НОЧЬ
Опера в трех актах (четырех картинах)
 
Либретто Н. А. Римского-Корсакова
 
Запись оперы была сделана на всесоюзном радио в 1951 году солистами, хором и оркестром московского Большого театра Союза ССР. 
Дирижировал спектаклем Василий Небольсин. 
действующие лица и исполнители: 
Левко - Сергей Лемешев 
Ганна - Вероника Борисенко 
Голова - Сергей Красовский 
Своячейница - Евгения Вербицкая 
винокур - Вениамин Шевцов 
каленник - Павел Воловов 
Писарь - Всеволод Тютюник 
Панночка - Ирина Масленникова 
1 русалка - Надежда Клягина 
2 русалка - Елена Грибова 
Мачеха - Ольга Инсарова

 Русалки, парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки.

Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе.
Время: начало XIX века.
 
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1831—1832) с детства были его любимейшей книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей этого цикла. Мысль использовать ее сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года женой, тогда еще невестой Римского-Корсакова, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», стремясь сохранить не только ход гоголевского повествования, но и его красочный разговорный язык, и сделал первые музыкальные наброски. Сочинение оперы заняло около года. Премьера состоялась 9 (21) января 1880 года в петербургском Мариинском театре. Опера имела значительный успех, но вскоре, обезображенная купюрами и неряшливым исполнением, перестала привлекать интерес публики и после восемнадцати представлений была снята с репертуара. Лишь 28 сентября (10 октября) 1895 года «Майская ночь» была возобновлена на сцене Михайловского театра в Петербурге.
Эта опера была заметной вехой в биографии Римского-Корсакова. Ее созданию предшествовали усиленные занятия контрапунктом, дирижерская деятельность, обогатившая знание оркестра, составление сборников русских народных песен, углубленное изучение оперных партитур Глинки. В то же время в этой опере наметились черты, характерные для последующего творчества Римского-Корсакова: влечение к образам народно-сказочной фантастики, обрядовым игровым сценам, живописным зарисовкам природы.
 
СЮЖЕТ
Веселые песни звучат майским вечером на улице украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в «Просо». Лишь молодой казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. И хотя отец Левко — старый Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы. Красота украинского вечера, приветливые огоньки загорающихся звезд, тихий плеск озера навевают им светлые грезы. Ганна просит рассказать ей старинное предание о полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам. Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою мачеху, но та тоже прикинулась русалкой. Так и не знает Панночка, которая из ее подруг — злая мачеха-ведьма. Пока рассказывал Левко, на землю спустились сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они указывают ему дорогу в хату Головы. А тем временем Голова, воспользовавшись отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но Левко и сам слышал это объяснение; он решил как следует проучить старого кривого Голову, сложив про него насмешливую песню. Голова и его Свояченица чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и вовсю поносит Голову. Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась озорная, насмешливая песня парубков про Голову. В гневе он выскочил из хаты, чтобы поймать зачинщика, и возвратился, таща переодетого Левко. Внезапно светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица, которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте. К торжествующему Голове пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату. Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает чулан и с изумлением видит Свояченицу.
Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх: они вновь видят Свояченицу. Голова решает не пожалеть добра и спалить хату вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь. По его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.
А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы. Они затеяли игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке. Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража) признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне. Радостно встретились влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.
 
МУЗЫКА
Несмотря на простоту сюжета и относительно скромные размеры, «Майская ночь» привлекает разнообразием музыкального содержания. Наряду с лирическими сценами в ней представлены комедийно-бытовые и фантастические эпизоды, картины народных обрядов, в обрамлении и на фоне которых развертывается действие. Музыка оперы имеет преимущественно лирический характер, основой ее служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся мелодии, среди которых немало народных.
Увертюра, построенная на музыкальных темах оперы, начинается поэтичными зовами валторн; музыка постепенно оживляется, приводя к стремительной, темпераментной коде.
Первый акт открывается хороводом «Просо» (слова и мелодия народные), основанным на перекличке двух хоров. Гибкая, привольно льющаяся песня Левко «Солнышко низко, вечер уж близко» полна восторженного, теплого чувства. Следующий за ней лирический дуэт «О, не бойся, калиночка красная» вырастает в большую сцену; певучим фразам Ганны сопутствуют то капризные, то мечтательные реплики солирующей скрипки в оркестре; заключительный эпизод сцены — рассказ Левко «Давно это было», в котором свободно чередуются речитативно-ариозные фразы. Прощание Ганны и Левко звучит на фоне печальной троицкой песни девушек «Завью венки» (слова и музыка народные). С ней контрастирует последующая комическая сцена с пьяным Калеником, музыка которой выдержана в ритме гопака. В терцете (Ганна, Левко, Голова) выразительные мелодии Ганны оттеняются умоляющей скороговоркой Головы. Акт завершается раздольной песней Левко и парубков «Хлопцы, слышали ли вы?»
Во втором акте — две картины, изобилующие комедийными ситуациями. В первой картине выделяются таинственно-вкрадчивый рассказ Винокура «Вечером, как помнится, не поздней вот этого» и сменяющая его задорная песня парубков (музыка из первого акта). Картина заключается комической трехголосной фугеттой (Голова, Писарь, Винокур) «Пусть все знают, что значит власть»; ее напыщенная важность подчеркивается сопровождением флейты пикколо и малого барабана.
В начале второй картины обращает на себя внимание комическое фугато «Сатана! Это сам сатана!», передающее оцепенение и страх Головы, Писаря и Винокура. Сочным юмором окрашена захлебывающаяся, дробная скороговорка Свояченицы.
Третий акт распадается на две большие контрастные сцены — фантастическую и бытовую. Оркестровое вступление (музыка начала увертюры) живописует поэтичную картину южной ночи, полной таинственных, неясных звуков. Ариозо Левко «Как тихо, как прохладно тут» и его песня «Спи, моя красавица» проникнуты безмятежным, мечтательным настроением. Полная восхищения песня Левко «Ой ты, месяц», близкая к украинским народным напевам, прерывается чарующими лирическими фразами Панночки, которые сопровождаются легкими, как дуновение «ветерка, прозрачными пассажами арф. Выдержанный в изящном танцевальном ритме хор русалок «Заманивать молодца пением» пленяет чистотой и свежестью напевной мелодии. Светлым, прозрачным колоритом обладает хороводная песня русалок «Собирайтесь, девицы, собирайтесь, красные», родственная народным игровым песням. Сцена игры в ворона основана на мотивах, напоминающих древние языческие заклинания. Фантастическая часть акта заканчивается нежным лирическим дуэтом Панночки и Левко «О, как легко мне теперь, как отрадно» и оркестровой картиной солнечного восхода (музыка начала акта). С хрупкой, поэтичной музыкой фантастических эпизодов выпукло контрастируют грубовато-комичные речитативы Головы, Писаря и Винокура. Окончание речитативной сцены идет на фоне русальной обрядовой песни женского хора «Порох, порох по дороге», которая сменяется песней мужского хора «Святая неделя, зеленые святки» быстрого, решительного характера; затем оба напева, полифонически объединяясь, звучат одновременно. Ликующий, взволнованный дуэт Ганны и Левко и торжественный величальный хор завершают оперу.


Обновленная ссылка:


МР3 224

 
ПРИЯТНОГО ВАМ ПРОСЛУШИВАНИЯ
 
Категория: аудио | Просмотров: 8533 | Добавил(а): nixelle
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 11
1. Vadim Sokolov (salezian)   (23 Марта 09 20:26) [Материал]
Спасбо Вам за редкие оперы Римского-Корсакова! Какое сокровище, а забыли про него в театрах России. Жаль...

2. Панов Алексей (Boy123)   (23 Марта 09 21:26) [Материал]
Запись оперы была сделана на всесоюзном радио в 1951 году солистами, хором и оркестром московского Большого театра союза сср.
Дирижировал спектаклем Василий Небольсин.
действующие лица и исполнители:
Левко - Сергей лемешев
Ганна - Вероника Борисенко
Голова - Сергей красовский
Своячейница - евгения Вербицкая
винокур - Вениамин шевцов
каленник - Павел воловов
Писарь - Всеволод Тютюник
Панночка - ирина масленникова
1 русалка - Надежда клягина
2 русалка - Елена Грибова
мачеха - ольга инсарова

Это вторая запись оперы римского - корсакова "майская ночь". первая запись была сделана в 1946 году солистами. хором и симфоническим оркестром всесоюзного радио под управлением н. Голованова.
В 1971 году "майская ночь" была записана целиком без купюр солистами московских театров и всесоюзного радио, хором и оркестром под управлением В. Федосеева.
В 1993 году опера была записана на диски для фирмы "русские сезоны". в записи принимали участие солисты большого театра, русский хор Свешникова. дирижировал А. чистяков.
Так же в начале 1990-х опера была записана под управлением Александра Лазарева.


3. Vadim Sokolov (salezian)   (23 Марта 09 21:29) [Материал]
Алексей, и Вам спасибо большое))) Так и запишем)))

4. гарик (гарик)   (23 Марта 09 21:51) [Материал]
Небольсин любил почему-то исполнять оперы Римского-Корсакова с небольшими сокращениями. С чем это связано, не могу нигде прочитать.

5. Павел (DROSSELBART)   (23 Марта 09 22:29) [Материал]
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Я был уверен на 80% насчёт Лемешева, но побоялся утверждать.

6. Панов Алексей (Boy123)   (23 Марта 09 22:53) [Материал]
Уважаемый гарик!
По поводу сокращений (купюр) не всё зависело от дирижёра.
чтобы ответить на ваш вопрос надо понять процедуру записи в фонд радио в советское время. как правило. если запись делал театр. то это была запись спектакля, который либо получил премию и должен быть увековечен. или по причине существования записи того или иного произведения в фонде. поэтому если писали спектакль. то запись делалась с теми купюрами. с которыми шёл спектакль в театре. бывало и так, что коллектив театра специально готовил какое-то произведение для записи.
С коллективами всесоюзного радио было отчасти легче. так как концертные исполнения опер и оперетт практиковались часто. при этом на радио шли как правило оперы. не шедшие на сценах театров в то время.

7. гарик (гарик)   (23 Марта 09 23:20) [Материал]
7. Теперь просвещен. Спасибо!

8. bekmesser (abudulafalhazraj)   (06 Апреля 09 17:04) [Материал]
Спасибо!

9. Андрей (komponist)   (23 Октября 11 18:02) [Материал]
Душевное спасибо, Нисель! appl appl appl

10. (nixelle)   (23 Октября 11 18:09) [Материал]
Не менее задушевное пожалуйста, Андрей! :)

11. Анна Петрова (Зима)   (15 Августа 12 11:31) [Материал]
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.