Я где-то встречал утерждение, что, мол, ни кокого Моцарта никогда не было, а музыка Моцарта была написана некоторой группой композиторов, не пожелавших подписываться под своими произведениями.
Не всё-ли равно, кто написал то или иное прекрасное произведение?
Выяснять авторство - это удел музыковедов для написания диссертаций и не более того.
Касаясь авторства я прежде всего имел в виду, что этот пассион все-таки очень уступает истинно генделевскому и бесспорно гениальному Брокес-пассиону HWV48, т.е. как бы бросает на него некую тень, которой в действительност нет, поскольку авторство Иоанн-пассиона, - не генделевское.
Исключительно ради истины (но отнюдь не против самого материала):
Сведения из журнала "Старинная музыка", 2002, №1 (http://stmus.nm.ru/arc/102/312.htm)
В списке произведений Генделя, приведенных в отечественной «Музыкальной энциклопедии», значится крупная композиция под названием «Страсти по Иоанну», которая была написана в 1704 году. Можно ли найти ноты этого произведения в России?
В библиотеке Московской консерватории или в Российской национальной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге можно отыскать партитуру произведения под названием «Страсти по Иоанну» в 9 томе Полного собрания сочинений Генделя (под редакцией Ф. Кризандера), которое издавалось еще во второй половине XIX столетия. Однако, как выяснилось уже в середине XX века, сочинение это написано не Генделем, и потому оно не было включено в Новое академическое собрание сочинений композитора (Hallische Handel-Ausgabe) и, соответственно, в «Указатель произведений Генделя» (Handel-Werke-Verzeichnis). Таким образом, сведения о принадлежности Генделю «Страстей по Иоанну», содержащиеся не только в отечественной «Музыкальной энциклопедии», но и в опубликованном в 1982 году 2 томе «Истории западноевропейской музыки до 1789 года» Т.Н. Ливановой, а также в последнем издании популярного словаря «Старинная музыка» Ю. Булычевского и В. Фомина (1996 г.), являются устаревшими и, естественно, ошибочными.
Добавлю, что http://stmus.nm.ru/ - это сайт журнала "Старинная музыка", где можно найти архив всех его номеров, начиная с 2002 г. (1998-2001 гг. отсутствуют)
IMHO, тот факт, что Маттезон три (!) раза анализировал этот "Йоханнес-пассион" с откровенно завистливым критицизмом, и то, что он назвал автора "всемирно-известным композитором" (а в 1720-е годы в Германии только Гендель имел этот статус), однозначно свидетельствует о том, что "Страсти по Иоанну" созданы юным (18-19 лет) Генделем, ещё находящимся в поисках своего стиля. Стоит послушать хор "Wir haben ein Gesetze" (№ 17, трек 10), и мы незамедлительно распознаём типично-генделевский ("лапидарно-героический") тип построения фраз как в хоровой, так и в оркестровой партиях. Ещё более "генделевскими" являются хор "Lässest du diesen los", - короткое, но интенсивно-драматическое fugato (№ 25, трек 14), - и экспансивная ария баса "Erschuttere mir Krachen" (№ 30, трек 17)!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".