Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
В.А. Моцарт, Концертная симфония ми бемоль мажор, Дуэт для скрипки и альта соль мажор. Игорь и Давид Ойстрахи. (FLAC) [аудио]
Д. Букстехуде - 7 Сонат, Ор. 1 - J. Holloway, J. ter Linden, L. U. Mortensen [аудио]
Ж.Бизе Кармен mp3 128kbs [аудио]
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 29 Марта 24, 01:12
Главная страница » 2011 » Сентябрь » 22 » А.Т. Гречанинов - Добрыня Никитич. Опера-былина в 3х д. (Г. Дониях, 1959)
А.Т. Гречанинов - Добрыня Никитич. Опера-былина в 3х д. (Г. Дониях, 1959)

Теги: Дониях, Матвей Гаврилкин, Виктор Морозов, Добрыня Никитич, Алеша Попович, былина, Александр Гречанинов, Александра Мещерякова, русская опера, Богатыри

Александр Тихонович Гречанинов

Добрыня Никитич


Опера-былина "Добрыня Никитич"   

(Dobrynja Nikitisch), op. 22

Фрагменты


РНО им. В. Андреева, Хор Ленинградского Радио,
Г.А. Дониях (дирижёр)
Состав:
Добрыня Никитич - Виктор Морозов, бас

Алеша Попович - Матвей Гаврилкин, тенор

Марина - Александра Мещерякова, меццо-сопрано

Мамелфа - Людмила Грудина, меццо-сопрано
Настасья (?) - Богданова, сопрано

Запись сделана 20 октября 1959 г. в Ленинграде.


Треклист:

01. №1 Вступление
02. №2 Песенка Насти "Ты не рвись, не путайся.."
03. №4 Речитатив Насти и сцена с Добрыней "Ну, не кручинься, матушка..."
04. №5 Плач. Трио Мамелфа, Настя, Добрыня
05. №6 Рассказ Добрыни и прощание с матерью "Ну куда твой путь лежит"
06. №7 Женский Хор и ариетта Насти "Не тужи, не горюй..."
07. №8 Прощание Добрыни с Настей и Хор "Прощай Настя.."
08. №9 Речитатив и первая песенка Алеши "Полно убиваться красавица"
09. №10 Вторая песенка Алеши "Расцветали в поле цветики..."
10. №18 Ария Марины и сцена колдовства "Белы дубовы дрова разгорайтесь"
11. №19 Дуэт Добрыни и Марины "Что это... Не сон ли это..."
12. №25 Хор с пляской "Воин, воин, воробей..."
13. №26 Сцена появления Добрыни. Славление Князя "Не гневайся, Владимир. Красно Солнышко"
14. №27 Песня Добрыни "Из-за гор было гор высоких"
15. №29 Финал

Скачать: 124 Mb Запись (MP3 320)

15,9 Mb Ноты оперы (pdf)

http://files.mail.ru/T2BBIRT2BBIRT2BBIRT2BBIRT2BBIRXX


Опера-былина  «Добрыня Никитич»


Опера в трех актах, четырех картинах. Либретто А. Гречанинова по русским былинам. 
Премьера: Москва, Большой театр, 14 (27) октября 1903 г., под управлением И. Альтани.
Действующие лица:
Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас)
Забава Путятична, его племянница (сопрано)
Добрыня Никитич, богатырь (высокий бас)
Настасья Микулична, жена его (сопрано)
Мамелфа Тимофеевна, мать его (альт)
Алеша Попович, богатырь (тенор)
Змей Горыныч (без слов)
Марина, чародейка, живет у Змея (меццо-сопрано)
Придверник на пиру у князя Владимира (тенор)
Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча

Действие происходит в Киеве и во владениях Змея Горыныча в былинные времена.


История создания


В 1895 году Гречанинов, недавно окончивший консерваторию и живший в столице, возможно, не без влияния своего педагога Римского-Корсакова, только что закончившего «Садко», взялся за работу над первой оперой — тоже на былинный сюжет. В качестве основы либретто, над которым композитор работал сам, были избраны три былины: «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». В первой Гречанинова заинтересовал мотив борьбы со Змеем, послать на которую Добрыню князю советует Алеша Попович, поскольку у Добрыни:

 

М. Г. Цыбущенко — Забава Путятична. Фотостудия К. А. Фишера. Фото из коллекции В.Н. Лапина




Со змеей заповедь положена
А не ездить боле во чисто поле...
Не топтать-то ведь младых детенышей,
А змее не летать да на святую Русь,
Не полонить ей да людей русских.
Так он может достать без бою,
Без драки кровопролития.





В этой былине Добрыня не женат, а имя его матери Мальфа Тимофеевна. Из второй былины, где присутствуют жена Настасья и мать Офимья Олександровна, автор заимствовал мотив завета Добрыни, уезжающего на подвиги, ждать его шесть лет, а потом выйти замуж, только не за Алешу. Наконец, из последней былины взято, по существу, только имя «ставщицы да ожеленщицы», колдуньи, жившей в Киеве. В былине Добрыня приходит к ней за своей стрелой, ненароком залетевшей в сад. Маринка обращает его в жабу, затем в кобеля, затем в тура и освобождает только принудив богатыря дать клятву жениться на ней. Добрыня сдерживает клятву, но наутро срубает жене голову. Объединив различные сюжетные линии, частично изменив как события, так и их мотивировки, Гречанинов сжал до предела действие, в былинах традиционно растянутое, уложив его в четыре картины, события в которых происходят на протяжении шести лет.


Опера создавалась долго. Лишь в 1901 году была поставлена последняя точка в партитуре, посвященной жене, Вере Ивановне Гречаниновой. Премьеры оперы пришлось ждать еще два года. Она состоялась 14 (27) октября 1903 года в московском Большом театре.


Сюжет

На широком дворе киевской усадьбы Добрыни прядут Мамелфа и Настя. Мамелфа рассказывает сон, который, как ей кажется, сулит беду сыну, Настя успокаивает ее. Приходит Добрыня и объявляет, что князь Владимир послал его в поход на Змея Горыныча, похитившего княжескую племянницу Забаву Путятичну. Жене Добрыня приказывает ждать его шесть лет, а потом считать убитым и выйти замуж, только не за Алешу Поповича. Настя дает ему перстень, а мать — камень-самоцвет, который охранит его от беды. Добрыня уезжает, провожаемый народом. Тут же появляется Алеша, поет Насте песенки и пытается соблазнить ее. На крик Насти входит Мамелфа с палкой и прогоняет незадачливого ухажера. Алеша объявляет, что тоже пойдет на бой со Змеем, и убегает. Вернувшийся с проводов Добрыни народ смеется над ним.

Во владениях Змея Горыныча горюют пленницы. Змей пролетает вдали, Марина провожает его злобными возгласами: не может она простить, что забыл он ее, украв Забаву. Вбегает Алеша и прячется, когда мимо пролетает Змей, преследуемый Добрыней. Вскоре Доб- рыня появляется с головой Змея. Он рад Алеше, который говорит, что его послал князь в помощь Добрыне. Отворяются двери терема, выходит Марина, окруженная невольницами, и приглашает богатырей отдохнуть. Очарованные ее красотой, витязи следуют за чародейкой.

В тереме Марины спят богатыри. Марина колдует, чтобы влюбить в себя Добрыню. Добрыня просыпается привороженный, забывший Настю, и объясняется красавице в любви. Марина велит волшебным девам усладить их танцами. Просыпается Алеша и, увидев происходящее, убегает в Киев с тем, чтобы объявить себя победителем Змея и жениться на Насте. Но Добрыней овладевает тревога, ему душно. Непроизвольно хватается он за шею и срывает шнурок с талисманом. Самоцвет загорается, и богатырь приходит в себя. Он велит Марине указать, где спрятаны пленные. Волшебница отказывается, Добрыня поднимает меч, но она оборачивается птицей и улетает. Исчезают волшебные девы. Добрыня идет на поиски и вскоре возвращается с освобожденными пленниками и Забавой.

В гриднице князя Владимира пир. Сам князь сосватал Настю за Алешу Поповича. Тот рассказывает о своих подвигах и о смерти Добрыни. Князю докладывают, что калика перехожий рвется в терем. Входит переодетый Добрыня с гуслями и просит разрешения спеть песню. Владимир в гневе, но уступает просьбам гостей. Добрыня славит князя и княгиню, затем поет песню и просит разрешения поднести чару вина, кому сам знает. Князь соглашается. Добрыня опускает в чару кольцо, данное Настей на прощанье, и подносит ей чару с требованием выпить до дна. Настя узнает кольцо и просит мужа простить ее — не своей охотой, а по повелению князя шла она за Алешу. Добрыня упрекает князя, Алеша хочет незаметно выбраться из гридницы, но в дверях сталкивается с Мамелфой. Мать бросается к сыну, терем наполняется освобожденными Добрыней пленниками, среди них и Забава. Все ликуют, славят богатыря.



Музыка


«Добрыня Никитич» не отличается самостоятельностью стиля. При явном стремлении автора опереться на традиции русской эпической оперы — «Руслана и Людмилы» и «Князя Игоря» — отчетливы влияния не только Глинки и Бородина, но и Чайковского и Римского-Корсакова, в частности оперы-былины «Садко». Образная сфера оперы делится на русскую народную и фантастическую, причем первая решена в романсово-лирическом плане.

Это относится и к единственному номеру оперы, сохранившему популярность до наших дней — второй песне Алеши из I акта «Расцветали в поле цветики, расцветали дни весенние» с широкой распевной мелодией и аккомпанементом, имитирующим звучание гуслей.

www.belcanto.ru

Категория: аудио | Просмотров: 9571 | Добавил(а): dalxnik
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 10
1. Андрей (komponist)   (22 Сентября 11 19:29) [Материал]
ЛЕПОТА! appl bravo

2. (summer1967)   (22 Сентября 11 19:31) [Материал]
Спасибо!!!!!!!!!!! appl appl appl appl bravo

3. Федор Петров (dalxnik)   (22 Сентября 11 19:37) [Материал]
Рад. Пожалуйста! :D

4. Vadim (salezian)   (22 Сентября 11 22:27) [Материал]
Какая редкость! Вот спасибо! appl

5. (Miguel__)   (22 Сентября 11 23:39) [Материал]
bravo appl
Господи, на страну Р'еволюция надвигалась, а они такими вещами занимались
Спасибо!

6. Вячеслав (Егор)   (23 Сентября 11 00:04) [Материал]
СПАСИБО!!! bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo

7. alex sidmak (sidmak)   (23 Сентября 11 10:34) [Материал]
Какой Алёша тут недобрый,
А тоже вроде богатырь!
Зачем сдалась ему Настасья?
Уж лучше б шёл читать псалтырь. :D

СПАСИБО!

8. Федор Петров (dalxnik)   (23 Сентября 11 19:41) [Материал]
Приятного прослушивания!
Сам неожиданно нашел эту запись, чему был несказанно рад! А ведь опера совсем неплохая, вот только ее постановки можно по пальцам пересчитать...
Кстати, отдельные арии из "Добрыни Никитича", особенно Алеши Поповича, спели многие певцы. Верю, будущее этого произведения еще может состояться.

9. (ленафоно)   (11 Мая 12 01:41) [Материал]
спасибо!!!! так кстати пришлась эта запись!! завтра специальность и я сцену дирижирую проводы добрыни) скажите пожалуйста, а есть ли запись где то целой оперы? не в интернете.

10. (Eugen)   (17 Января 19 15:28) [Материал]
Обновите, пожалуйста

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.