Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 05:01
Главная страница » 2011»Сентябрь»12 » Сергей Рахманинов - Концерт № 4 (оригинальная версия, 1926). Николай Метнер - Концерт № 2 (1926-27). Исп.Евгений Судьбин
Сергей Рахманинов - Концерт № 4 (оригинальная версия, 1926). Николай Метнер - Концерт № 2 (1926-27). Исп.Евгений Судьбин
Метнер сочинял свой 2й фортепианный концерт в местечке Фонтен-д' Иветт в 30 км от Парижа (сентябрь-октябрь 1926 года). Неподалеку, после восьми лет гастролей отдыхал Рахманинов, который завершал свой четвертый концерт, они постоянно общались. Метнер обращается к нему с просьбой сделать замечания по инструментовке. Дружеская помощь Рахманинова были важным стимулом для быстрого и успешного завершения сочинения. В одном из писем Метнер пишет: "Все Ваши замечания принял к сведению... Я, ободренный, принялся за работу, и она пошла у меня в десять раз быстрее, чем раньше". Интересно, что и Рахманинов, работавший над завершением четвертого концерта, был "болен той же болезнью", что и Метнер: он длительно шлифует произведение уже после написания клавира и особенно беспокоится о его чрезвычайно значительных, как казалось Рахманинову, масштабах. Четвертый, пожалуй, самый "метнеровский" из концертов Рахманинова, получил блестящую оценку Николая Карловича, который писал ему в этот период: "Ради бога не замучивайте себя и своего чудного концерта переделками". После завершения работы над этими сочинениями, Рахманинов посвящает четвертый фортепианный концерт Метнеру, который в свою очередь посвящает Рахманинову свой второй фортепианный концерт. Написанный рукой зрелого мастера, второй концерт Метнера является значительным шагом в творческой биографии композитора. По сравнению с первым концертом он выделяется простотой, светлым жизнелюбивым тоном музыки, классической стройностью и отточенностью формы. В концерте господствуют две образные сферы: мир динамически ярких, ритмически упругих тем и контрастные им светло-идиллические образы. Энергия, напористость и большая внутренняя организованность отличают основную (токкатную) тему концерта: Неоднократно возвращаясь с многочисленными нарастаниями и взлетами, она создает в первой части ощущение острой борьбы, которая и исчерпывается в пределах этой части концерта. Другой круг образов концерта - лирически светлые, идиллические темы-канцоны, темы-песни. К ним принадлежат одна из вдохновеннейших тем Метнера - побочная партия первой части и поэтический "Романс" - лирический центр всего произведения. По сравнению с первым, во втором концерте значительно возрастает роль оркестра. Оркестровые tutti - перед каденцией солиста в первой части или перед кодой в финале, - это развернутые эпизоды, выполняющие важную драматургическую роль.
Четвёртый концертбыл закончен Рахманиновым в августе 1926-го и впервые исполнен в Филадельфии 18 марта 1927 года композитором и Леопольдом Стоковским. Реакция критики была универсально уничтожающей - такое количество ядовитых отзывов Рахманинов не получал со времён провала его 1й симфонии. После неудачной премьеры Рахманинов сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся отсутствии успеха автор пересмотрел и переиздал его в 1941 году. Первая версия концерта - длиннее по времени, кроме того в оригинальной редакции больше смелых хроматизмов, в которых чувствуются влияния современного музыкального модерна и джаза. Некоторыми своими сторонами этот концерт близок к двум предшествующим
(особенно Третьему), и вместе с тем в нем отчетливо выступают новые
черты, проявившиеся ещё в Этюдах-картинах - стремление к строгой
сдержанности выражения, порой жесткость, графичность музыкального
письма, усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую
окраску ("разгул злых сил" в финале). Рахманинов, недовольный неуспехом концерта и пойдя на поводу у публики упростил гармоническое сочетание и партию фортепиано, сгладил контрасты, сделал значительные сокращения выкинув "лишние" темы - практически вырезав несколько минут музыки и полностью перестроил финал. Партитура "необрезанной версии" была издана в 2000м году. Предлагаю послушать оригинальную версию. Исполняет Евгений Судьбин, оркестр North Carolina, дирижёр Грант Лльюеллин.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2, op.50 (1926-27) I. Toccata. Allegro risoluto (18:10) II. Romanza. Andante con moto (9:23) III. Divertissement. Allegro risoluto e molto vivace (11:27)
Сергей Рахманинов (1873-1943)
Концерт для ф-но с оркестром, № 4, op.40 (оригинальная версия, 1926г.) I. Allegro vivace (alla breve) (11:10) II. Largo (7:15) III. Allegro vivace (12:28) Весенние воды, транскрипция из op.14 (3:55)
Евгений Судьбин, фортепиано Симфонический оркестр Северной Каролины Грант Лльюеллин, дирижёр
Громадное спасибо, очень вкусно! Как раз пытался скачать с меломанькосов. Ещё у них есть отличный диск, на котором Светланов играет произведения Метнера.
Если не ошибаюсь Н. Птров упоминал о существовании самого первого варианта концерта №4, который существует в рукописи, и грозился его озвучить. Осуществил ли он этот замысел?
Спасибо огромное! Чудесный подарок для меня так как никогда не доводилось слышать 1 ред. 4-го Рахманинова. Исполнение понравилось исключительно.
Простите только, если чего-то недопонял: 2-й Метнера тоже здесь в какой-то особой редакции или как? Зная каждую ноту не понял просто откуда взялись столь кардинальные изменения
5.Евгений Стихин (Luka) (03 Сентября 10 19:25)
[Материал]
Уважаемый Искатель! Очень хотелось бы восстановить Рахманинова и Метнера. Будьте добры. Евгений.
Я уже и тему создал на форуме, и автору написал - в ответ невежливое молчание, может быть найдётся кто-нибудь более отзывчивый и перезальёт? Жутко мне нравится 4й в этой версии - я уже к ней привык, да и интерсней звучит и музыки там больше почти на 10 минут
Luke отвечал (написал ЛС), сказал, что сейчас, к сожалению, не имею возможности выложить, т. к. не помню, где хранится диск. Как только обнаружу его, выложу вновь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".