VIVALDI. Concerto for 2 violins, cello, strings & continuo in D minor ('L'estro armonico' No. 11), Op. 3/11, RV 565: 1. Allegro 2. Adagio 3. Largo 4. Allegro
J.S.BACH 5. Cantata No. 147, 'Herz und Mund und Tat und Leben,' BWV 147 (BC A174): Jesu, Joy of Man's Desiring 6. Cantata No. 208, 'Was mir behagt,' (Hunt Cantata), BWV 208 (BC G1, G3): Sheep may safely graze
CORELLI.Concerto Grosso in G minor ('Christmas Concerto'), Op. 6/8: 7. Vivace - Grave 8. Allegro 9. Adagio - Allegro - Adagio 10. Vivace 11. Allegro 12. Pastorale: Largo
MOZART. Serenade No. 10 for winds in B flat major ('Gran Partita'), K. 361 (K. 370a): 13. Largo - Allegro molto 14. Menuetto 15. Adagio 16. Menuetto: Allegretto 17.Romanze: Adagio - Allegretto 18. Theme and Variations: Andante 19.Rondo: Allegro molto
Гран Партита звучит чистенько, на тех инструментах, для которых написана. Аранжировки нет. Скорее всего, Стоковский там присутствует чисто номинально, из соображений маркетинга, как Фуртвенглер и Клемперер на аналогичных записях партиты. Интересно, какой ансамбль её исполняет. Впрочем, выяснил: American Symphony Wind Group.
Мне кажется,вы напрасно думаете,что эти монстры дирижёрского искусства лишь номинально там присутствуют. В этих записях явно прослеживается их манера. Сами по себе духовики вряд ли бы смогли столь стильно скопировать их манеру. Стоковского ещё не слушал,но Фурт и Клемперер у меня есть.Совершенно разные и авторские интерпретации.
Там все же 13 инструментов, которым без дирижера трудно, если вообще возможно, соединить свои партии в единое художественное целое. Я думаю, сильная объединяющая художественная воля не помешала бы даже и 4 музыкантам любого квартета, подавляющее большинство которых не в состоянии справиться с этой задачей. А уж для 13 музыкантов - счастье быть переплавленными в таких мощных плавильных котлах, как Стоковский, Фуртвенглер и Клемперер. Иначе они так и остались бы грудой металлолома...
Вы не совсем справедливы к духовикам. Они тоже музыканты. Есть совершенно замечательные ансамбли,такие как,скажем у Сабины Мейер,которые играют и записываются без дирижёра,но в любом ансамбле всё равно есть лидер,пусть и не сопоставимый с гениями дирижёрской палочки.
Я сам бывший духовик и говорил не о том, что они плохие музыканты, а о том, что любому собранию исполнителей необходима объединяющая их в художественное целое сильная воля вне и над ними. А 13 человек сами объективно не могут до такой степени слиться друг с другом, чтобы получился достойный художественный результат. Я знаю, что есть неплохие ансамбли, которые играют и записываются без дирижера, но абсолютного или близкого к нему результата таким образом достигнуть невозможно.
Вы бывший духовик (правда,не очень понятно что значит бывший - из самодеятельности или на пенсии),а я действующий солист,работающий уже 20 лет в симфоническом оркестре и преподающий в консерватории, поэтому скажу вам следующее - могут без дирижёра вместе слиться и гораздо больше чем 13 духовиков и будет художественный результат,но при одном условии - профессиональный уровень каждого из музыкантов. А вопрос трактовки,который вы видимо имеете ввиду к сыгранности не имеет отношения. В Гран партите с Фуртвенглером духовики Венского филармонического играют местами довольно фальшиво и при всей масштабности интерпретации это не снимает этой проблемы.Запись Гран партиты ансамблем Сабины Мейер безупречна технически и по-музыкантски совсем не хуже,хотя за пультом у них не было гения сопоставимого с Фуртвенглером.
"Бывший" в моем случае означает рано оставивший это занятие. Под слиянием я имел в виду духовное, художественное, интерпретационное единство, а не только внешнюю сыгранность, хотя и она, разумеется, участвует в этом единстве, которое во всей полноте достижимо, повторю, только решающим воздействием сильной художественной воли, находящейся вне и над музыкантами. Ведь они, занятые исполнением своих партий, не могут даже просто слышать звучание всего ансамбля как целого, не говоря уже обо всем остальном...
Я тоже думаю, что в любом ансамбле есть лидер. Определяющий (или предлагающий) динамику, нюансировку. Но не уверен, что дирижёр, знающий великолепные возможности музыкантов своего оркестра, будет вмешиваться в параллельно существующее направление ансамблевого музицирования. Он скорее даст им возможность сыграть самостоятельно. Другое дело, если он считает, что лидера среди них нет. Наверное, в первой записи партиты, которая попала в мои руки, дирижёр (Лев Маркиз) реально руководит. Поскольку на тот момент времени у музыкантов наверное не было сложившейся традиции. Но потом я слышал множество исполнений этого произведения без дирижёра. И они были не хуже. Поэтому (вернее, в том числе поэтому) я считаю ансамблевое исполнение некоей вещью в себе. Тонкой материей. Притом написанной для непосредственных участников ансамбля.
Все-таки художник-творец всегда один. Не бывает много равноправных творцов одного и того же произведения. Лидер должен быть, но не внутри ансамбля, а вне и над ним. Дирижер в оркестре и камерном ансамбле, режиссер в театре и кинематографе, тренер в спортивной команде. Иначе результату совместных усилий всегда будет недоставать цельности и единства. По-моему, это очевидно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".