Харрисон Бёртвистл - "Панч и Джуди" (Harrison Birtwistle - "Punch and Judy")
Одноактная опера ("A tragical comedy or a comical tragedy opera in one act"), 1966-1967 гг. Автор либретто - Stephen Pruslin. Премьера - 1968 г., на фестивале в Олдборо (Бенджамин Бриттен, не выдержав, ушёл с середины спектакля).
Я бы не советовал начинать знакомство с Бёртвистлом с "Панча и Джуди". Опера очень интересная, но для начала лучше посмотреть "Минотавра" или послушать "Гавейна".
Во-первых, миры греческих мифов и артуровских легенд нам, как и англичанам, близки и знакомы с детства - в отличие от мира кукольных спектаклей о Панче и Джуди. Наш Петрушка хоть и родственник Панчу, но существует в другой обстановке.
Во-вторых, в "Минотавре" и "Гавейне" либреттистом был писатель Дэвид Харсент; его тексты написаны языком ясным и прозрачным. В "Панче и Джуди" - заумь, игра словами и ассоциациями, всякие формальные изыски вроде аллитерированного ропалика; чтобы это оценить по достоинству, нужно очень хорошо владеть английским.
Прелестная Полли; Ведьма (Pretty Polly / Witch) - Phyllis Bryn-Julson (высокое сопрано) Джуди; Гадалка (Judy / Fortune Teller) - Jan DeGaetani (меццо-сопрано) Адвокат (Lawyer) - Philip Langridge (высокий тенор) Панч (Punch) - Stephen Roberts (высокий баритон) Рассказчик; Палач (Choregos / Jack Ketch) - David Wilson-Johnson (низкий баритон) Доктор (Doctor) - John Tomlinson (бас)
The London Sinfonietta, дирижёр - David Atherton. Запись 1979 г.
Архив RAR, 443 Мб. FLAC + либретто (jpg). Время звучания - 1 ч. 43 мин.
Хотя фабула оперы и заимствована из известных всякому англичанину кукольных представлений, премьера многих шокировала. Одно дело, когда разговаривает дурацким голосом, бьёт палкой по голове и убивает кукла - это смешно, это никто не воспринимал всерьёз (как, скажем, мультфильмы о Томе и Джерри); когда так же себя ведут живые люди-актёры, разыгрывающие "трагическую комедию" о Панче - это производит тягостное впечатление, жестокость сюжета воспринимается вдруг совсем по-новому. Бёртвистл, разумеется, на то и рассчитывал.
Впрочем, оперу Бёртвистла и Пруслина нельзя назвать простым перенесением традиционных Панча и Джуди на оперную сцену. Авторы подошли к истории Панча как к некому сложившемуся мифу, в котором отпечатались глубинные пласты человеческого сознания - как к тем же греческим мифам или артуровским легендам.
Да не, смеяться там не над чем. Меня, наоборот, в депрессию это здорово вводит. Начинают появляться мысли, что вся наша жизнь - такой же глупый и жестокий фарс, "где много слов и страсти, нет лишь смысла".
Бёртвистл вообще мрачный композитор, у него светлой музыки и светлых сюжетов почти нет. Из того, что я слушал - разве что "Бесконечный парад" вспоминается.
В "Гавейне" хоть внешне всё благополучно кончается, все живы остались - герой потерпел полный крах и даже не в состоянии понять ошибки и учиться на них.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".