Балет
«Клавиго» — это трагическая история любви, поставленный Роланом Пети по мотивам
малоизвестной юношеской романтической драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Клавиго».
Трагедия
И.-В.Гете «Клавиго» (1774) основана на фактах биографии французского писателя
Бомарше, описанных им в своих «Мемуарах». Личность Бомарше была в то время
очень популярна в Европе, и Гёте в своем произведении показал самого писателя
под его настоящим именем. Бомарше приезжает в Мадрид, чтобы спасти честь
сестры, Мари, обманутой женихом по имени Клавиго.Этот человек был реальным лицом, хотя, кроме
как у Бомарше, нигде не упоминается. В пьесе Клавиго под напором Бомарше
раскаивается в содеянном и снова хочет жениться на Мари. Этому, однако,
препятствует приятель Клавиго, Карлос, который имеет над ним власть, умело
подогревает эгоизм и честолюбие слабого, безвольного друга. Один из
отзывов: «Клавиго» – хороший спектакль, сделанный специально для сцены Гарнье пожилым
балетмейстером в содружестве с известным архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом
и художницей-минималисткой Луизой Спинателли. Эстетика Пети-балетмейстера
осталась верна 40-50-м годам, когда он сделал свои лучшие спектакли, но
чувство, вернее чутье сцены, времени и места у Пети парадоксально современное.
Можно отвернуться от хореографии, но сценография балета, исполненная в
серо-бело-красной геометрической гамме, великолепна. Только в Париже она
смотрится гармоничнее, потому что созвучна другим работам одного автора и не
выпадает из стиля. Очень избирательно относится Пети и артистам, оттого в его спектаклях
долго сохраняются один-два состава. Тройка исполнителей "Клавиго",
правда, великолепна – это страстный романтик, любимец и друг семьи Пети –
Николя Ле Риш (Клавиго), миниатюрная Клер-Мари Оста (Мари), недавно возведенная
в ранг этуалей, и блестящая виртуозка Мари-Аньес Жилло (Иностранка в кабаре),
которая из-за высокого роста и общей неамбициозности спасает репертуар в
статусе первой танцовщищы, на деле давно являясь главной любимицей парижских
балетоманов.»
Либретто.
Первая сцена.
Бал. На балу появляется Мари с братом, они танцуют. Мари замечает появление
Клавиго. Он танцует не так, как другие, и своим великолепным танцем привлекает
внимание Мари. Брат всячески ее ограждает от знакомства с Клавиго, этому
противится и друг Клавиго Карлос. Но, вопреки всем помехам, Мари все-таки
привлекает внимание Клавиго, и он больше никого не замечает, кроме нее. Все это
наблюдает Карлос и очень ревнует Клавиго, пытаясь привлечь его внимание. Но всё
тщетно, Клавиго сливается в горячем поцелуе с Мари. Это замечает брат Мари и
уводит её с бала. Тем временем на балу возникает ссора Клавиго и Карлоса.
Карлос не готов делить его с Мари, но Клавиго не может больше также относиться
к Карлосу, как до встречи с Мари. Их ссора похожа на яростный петушиный бой,
«не на жизнь, а на смерть».
Вторая сцена.
Таверна. Карлос приводит Клавиго в таверну, чтобы он забыл о Мари. Он пытается
навязать ему знакомства с дамами легкого поведенья. Их танец страстен и манит
Клавиго. И он придается плотским утехам вместе с Карлосом.
Сцена Спальни
Мари. Она переполнена чувствами к Клавиго и бредит им. Её танцы напоминают
сумасшествие Жизели. К ней во сне является Клавиго и манит её к любви.
Сцена Игорного
дома. Карлос приводит Клавиго в игорный дом. И там они знакомятся с хозяйкой
этого заведения. Она маняще притягательна и развратна. Её танец полон страсти и
порочности. Она совращает Клавиго и он поддаётся. Но Карлос не дремлет, он
подговаривает хозяйку и уводит её придаваться любви, бросив Клавиго. Мари
узнает обо всём и умирает.
Клавиго видит умершую Мари. Ему тяжело и больно, он не может расстаться
с ней. Все это видит брат Мари. Он решает отомстить Клавиго за сестру и
смертельно ранит его. От смертельной раны, в бреду, он умирает.
Никола Ле Риш (1972)
В 1982 поступил в Школу
балета Парижской Оперы. В 1988 был принят в кордебалет труппы
и начал последовательное восхождение по ступеням мастерства: корифей
балета (1989), солист (1990). В 1991 он становится премьером. Получает
приз Общества Cercle Carpeaux. В 1993 награжден Призом публики —
Prix du public Ассоциации друзей Парижской Оперы, исполняет партии
в балетах Ролана Пети «Юноша и смерть» и Les Forains
и Альберта в «Жизели» Матса Эка. В июле 1993 после исполнения
партии Альберта в классической версии «Жизели» Ле Риш становится
«этуалью» — звездой. Репертуар танцовщика в 1993-2004 огромен. Это балеты Владимира
Бурмейстера и Рудольфа Нуриева, Вацлава и Брониславы Нижинских,
Энтони Тюдора и Кеннета МакМиллана, Джерома Роббинса и Джона
Ноймайера, Уильяма Форсайта и Ролана Пети, Пьера Лакотта и Сержа
Лифаря, Михаила Фокина и Юрия Григоровича, Фредерика Аштона и Джорджа
Баланчина, Матса Эка. Ле Риш стал первым исполнителем
в Парижской Опере балетов: «Камера обскура» Ролана Пети (1995), Voila,
e'est ca Виктора Ульяте, «Аллегро бриллианте» и Joyaux Баланчина,
«Четыре сезона» и «Клетка» Роббинса, «Девятая симфония» Бежара, «Старинные
песни и танцы» Ричарда Таннера, «Сильвия» Ноймайера, «Казанова» Анжелена
Прельжокажа, PasJparts Форсайта (1999), Doux mensonges Килиана (1999),
«Клавиго» Пети (1999), «Апартамент» Эка (2000), Wuthering Heights Кадера
Беларби (2002), О zlozony/ О composite Триши Браун (2004). Ле Риш выступал в спектаклях
Большого театра России (заглавная партия в «Спартаке»).
В 1995 награжден Призом Benois
de la Danse за исполнение партии Фабрицио в балете «Гепард»
Ролана Пети (постановка Национального балета Марселя).
В 2004 награжден Призом В. Нижинского в Монте Карло.
Кавалер Ордена искусств и литературы Франции.
Поставил балеты: RVB21 (2001) в Национальном Центре
Хореографии - Лотарингском Балете и «Калигулу» в Парижской Опере
(2005).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".