Слава к ученику Нейгауза Якову Заку пришла в 30е годы благодаря победе на на Всесоюзном конкурсе (1935), а затем на всемирно известном Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1937). Именно к этому времени во многом сформировался творческий облик пианиста, что позволило А. Альшвангу еще в 1938 году сделать следующие выводы: "Своеобразие игры Я.Зака заключается не только в точности, простоте, в эстетическом совершенстве, высоком техническом мастерстве, но - и это, быть может, самое характерное - и в духе спокойной мысли, неторопливой широты, живописности, с какой он преподносит слушателям замечательные произведения фортепианного искусства. Это не холодный темперамент и не „пассивная созерцательность". Это скорей драгоценная способность медлительного разворачивания больших планов, беспредельных звуковых пространств. Игре Я. Зака свойственно именно это умелое выявление „звуковых пространств"; для пианиста характерна пространственная протяженность при воспроизведении образа и передаче разнообразных чувств и мыслей".
Зак был одинаково убедителен исполняя и произведения композиторов-романтиков, и своих современников. Сменялись его репертуарные симпатии, на разных этапах преимущественное внимание уделял он тому или иному классику, но особо благоговейное отношение сложилось у него к творчеству Прокофьева, причем еще в ту пору, когда великий композитор не стал в представлении современников классиком; его концерты (Второй, Третий), многие сонаты, "Сарказмы", "Мимолетности" нашли в лице Зака своеобразного истолкователя. Пианиста всегда влекла к себе стихия фортепианной токкатности. Ему была по душе экспрессия инструментальной моторики, пьянящие ощущения «стального скока» в исполнительстве, магия стремительных, упрямо пружинящих ритмов. Потому-то, видимо, в кругу его наибольших интерпретаторских удач числились и соль-мажорный концерт Равеля, и уже называвшиеся ранее прокофьевские опусы. Характерная особенность работ Зака — щедрое многоцветье красок, изысканная колористичность. Уже в молодые годы пианист зарекомендовал себя выдающимся искусником по части звуковой изобразительности, разного рода фортепианно-декоративных эффектов. «Вслушайся в эти «шевелящиеся» гармонические фигурации (начальные такты соль-можорного концерта Равеля),— обращался он к ученикам (среди которых, обладатели звучных пианистических имен - Э. Вирсаладзе, Н. Петров, Е. Могилевский, Г. Мирвис, Л. Тимофеева), не правда ли, как колоритны и пикантны эти терпко диссонирующие секундовые призвуки! Кстати, что ты знаешь вообще о гармоническом языке позднего Равеля? Ну, а если я попрошу тебя сравнить гармонии, скажем, «Отражений» и «Гробницы Куперена»? На примере Зака можно судить, сколь важна для исполнителя внутренняя культура, богатство духовного мира, широкий взгляд на искусство. http://www.belcanto.ru/zak.html
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (1931) 1. Allegramente (7.53) 2. Adagio assai (9.41) 3. Presto (4.04)
Государственный симфонический оркестр СССР дирижер – Евгений Светланов 1959г.
Сергей Прокофьев (1891–1953)
Соната № 4 для фортепиано до минор, соч. 29 (1908-1917) 4. Allegro molto sostenuto (5.20) 5. Andante assai (8.25) 6. Allegro con brio, ma non leggeire (3.39)
Преогромное спаси-и-и-ибище! Есть у меня запись второго концерта Сергея Сергеевича, но в плохом качестве. Рад несказанно!!! Да и Равель, думаю будет прекрасен в его исполнении.
Отличный ремастеринг, кстати Ещё из Зака в поиске находятся 4й концерт и Паганини Рахманинова http://intoclassics.net/news/2010-01-23-13205 концерт Василенко (вдвойне раритет) http://intoclassics.net/news/2010-12-28-10425
В том блоге есть ещё 2й Брамса http://4.bp.blogspot.com/-m1f83nJcEeY/TXBGbkdPgyI/AAAAAAAAAdg/tIrIYiKcSVc/s1600/731.jpg
Спасибо за Брамса! А вот еще если будет интерес можно добавить Штрауса Бурлеску, Сонату Александрова, а еще Шопена из ранних записей. Можно цифрануть-залить, если Олег к себе в пост возьмет.
Спасибо! Уж думал, что после Чайковски-компетишн никого, кроме себя, не буду слушать...но Зака беру. Про него много хохм есть-помните, надеюсь, как начинается си минорная соната Листа, гаммки нисходящие в оч. медленном темпе. Так вот под эти гаммы идеально подходит-"Якооов Израилевич...Зак" пауза "Зак"... Олег, а что, если подголоски слышны-это уже гарантия гениальности?
Пожалуйста, Юра. Нравится Зак - умел зажечь, как сейчас говорят. Когда слышны поголоски - это гарантия, что музыки будет вдвое больше
Анекдотов не нашёл, нашёл интервью Петрова: Что касается уроков Якова Израилевича, то они выходили за рамки просто освоения музыкального произведения - он был феноменальным эрудитом, каких мало. Из своих немногочисленных поездок он привозил альбомы по искусству, в его квартире стены были заставлены стеллажами с пластинками, и он обижался, когда я называл их коллекцией. "Это моя жизнь, я этим живу", - говорил Зак. Так что общение с этим выдающимся человеком, несомненно, сделало меня значительно более образованным, чем если бы я не был его учеником.
Вы знаете как побольней задеть.... Регера по чуть-чуть понадкусывал, но с его органом ещё не до конца сложилось - пока с трудом отличаю от звуков испорченного трубопровода
Помилуйте, и в мыслях не было обижать Вас! простите великодушно.... При слове "подголоски" почему-то на ум приходит не "Искусство фуги" и не "Лудус тоналис", а именно органный Регер-приходилось играть на рояле-звероподобная музыка! (ин гуд тэйст, ю ноу). Это я Джона Робинстайна наслушался... Вах, я наконец-то выложил в Ютубе кое-что из нашего, точнее сюиту №1 Рахманинова для 2-х ф-но. Прошу http://www.youtube.com/watch?v=TFcvSiyXaqg
Меня не задело, я специально прибедняюсь. А Регера послушаю. Надо литературой о нём вооружиться, и чтоб побольше хвалебных отзывов. Что касается Зака, то тут перехвалить не страшно. Результат, как говорится любой услышит. 59 год, а до сих пор свежо
Спасибо, замечательный подарок ценителям творчества Я.И. Зака! Ещё со слов Н. Петрова: "Как только я увидел этого человека, влюбился в него с первого взгляда...Зак работал над тем, над чем сейчас никто не работает - над звуком."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".