Ну, конечно, латышские интернационалисты на провокации не поддаются... Между прочим, как Вы считаете, возможно ли музыкальное искусство без национальной окраски? Это не провокация, это философия.
За латышских интернационалистов ответить не могу, что касается искусства, то оно до 19 века вполне себе успешно развивалось без "националистической окраски". Это не философия, это факт.
в 17-18 "национальная окраска" (итальянская, немецкая, французскя и т.д.)была очень ярко выражена, но, в тоже время, музыка была "интернациональной" - сочетангие национальных стилей(Телеманн, Куперен, Бах и т.д.). В 19 веке она стала более однородной по форме, но "националистической" по содержанию (кульминация - Вагнер).
Итальянская, испанская, французская, австро-немецкая, чешская, польская, румынская, венгерская, русская, грузинская, армянская,... и т. д. все сохранили свои национальные традиции. Если появилось что-то общее, так это между элитными профессионалами, в их теориях, в авангарде и т. п. Никакой народ не будет слушать музыку своих национальных композиторов, если она будет чужим духом пахнуть.
Под "националистическая" я имел в виду "почвенническая", "народофильская". Поэтому и взял в кавычки, чтобы не путать с восприятием нашего века. Употреблять слово "почвенническая" не стал, поскольку предыдущая дискуссия противопоставила "национальное" и "националистическое".
Русские люди никогда не были националистами. Империалистами - да, были. Стремились к расширению страны. Но другие народы, как правило, присоединялись на добровольной основе. Все граждане России в пределах своего социального слоя были равноправны независимо от национальности. Их национальная культура развивалась, в том числе, музыкальная культура. Сейчас же, под видом идей глобализации, протаскивается бессовестный национализм с его "монокультурой".
А вот три дня назад профессор Маслов - директор института китая - выступая на "Радио России", сравнивал Россию с Китаем и утверждал, что сейчас у России соседи совсем не друзья ей, потому что не очень-то мы к ним хороши были, а вот у Китая все соседи - друзья, потому что Китай всю историю соседям помогал материально, и все соседи хорошо усвоили: дружить с Китаем всегда выгодно. А мы - помогали-помогали и ... бросили. Всё олигархам отдали. Пусть, мол, они теперь помогают, есль захотят. А в Китае не так. Там всё в руках у государства сосредоточено. И очень они боятся там у себя олигархов заводить. Потому что те быстро весь Китай развалят, а сами в Лондон свалят. А потом в этом Лондрне напишут книгу про то, кто убил Мао Дзэ Дуна.
"...другие народы, как правило, присоединялись на добровольной основе..."
Это вопрос, я бы сказала, неоднозначный. Взять хотя бы завоевание Кавказа или Средней Азии. Присоединение Латвии в 1940 тоже наверно нельзя назвать совсем добровольным. А сейчас поздно причитать, надо было раньше думать. Горе побежденным или. если Вам больше нравится, все русское, снявши голову по волосам не плачут.
Результаты глобализации, знаете ли. То ли еще будет. Но вообще я тоже за веру в лучшее будущее. А в ожидании перемен давайте пока послушаем что-нибудь из Петра Ильича. "Лебединое озеро."
В "Новостях культуры" позавчера, кажется, Питер Донахью (член жюри конкурса пианистов им. Чайковского) гулял по Кремлю и сказал на камеру, что делая это, он лучше понимает таких истинно русских композиторов, как Мусоргский, Даргомыжский, Римский-Корсаков. А вот Чайковский, говорит, это всё-таки больше западный композитор, не такой русский, как эти.
Что по мне, так, пожалуй, Брукнер вполне себе русский композитор даже. Особенно в интерперетации Г. Рождественского. Этакий русский профессор-интроверт.
Я бы сказала, что, если включить П.И.Чайковского в группу, перечисленную П.Донахью, то он будет самым профессиональным композитором. Но дальше этот силлогизм развивать не буду, чтобы не задевать патриотические чувства.
Если говорить о консерваторском образовании, то - да, а если о западном влиянии, то Глинку тут обогнать невозможно. После Мусоргского дети у меня Глинку за Берлиоза принимают...
Так всё хорошо начиналось... а потом, националисты, интервенты, читать комментарии противно... Я не думаю, что видеоматериал выкладывался для какого-то политиканства. На мой взгляд, не важно от чего умер Чайковский, (жаль, что мало пожил), а что он оставил после себя. А оставил то, что любят миллионы людей в мире!
В этом месте был мой комментарий, в котором я выразил слишком личное. Я ни от чего не отказываюсь. Те, кто успел прочитать, поймут меня. По зрелом обдумывании, я решил всё убрать. Прошу меня извинить.
А я думаю это были злобные инопланетяне из созвездия Альфа Центавра (но не Кассиопеи), которые поставили себе задачу лишить народа-богоносца, да что там, всё человечество (естественно под предводительством народа-богоносца), великой надежды или другого скрытого хилиастического послания которое могло нести музыка Чайковского.
Господа, а кто-нибудь из вас обратил внимание на то, что английский перевод сильно отличается от того, что говорят русские интервьюируемые? Получается, что люди в камеру говорят, что такого быть не может (убийства, самоубийства), а нам нагло переводят на английский "да, возможно"... Вообще считаю эту грязную возню вокруг смерти великого композитора простым способом сшибания славы и бабок - Моцарт уже не прокатит, возьмёмся за Чайковского. К тому же, у меня такое ощущение, что свою, "правильную" версию смерти Петра Ильича ведущий составил ещё до визита в Россию. И все слова интерпретировал лишь в пользу этой версии.
Ну а чего Вы ожидали от продукта с таким названием? Это ж совершенно в стиле рекламы желтушных статеек, вроде "трагедия в семье такого-то" - если не поленится и прочитать, выяснится, что этот самый такой-то подхватил на днях насморк. На объективность исторического исследования расчитывать не приходится. Я уж не говорю о том, что все эти спекуляции совсем не новы. Версию о самоубийстве высказывала ещё Агата Кристи. Но ей сам бог велел... И, кстати, да, там имеются некоторые странности с переводом, правда в тех местах, которые я заметил, на английский как раз было переведено точно, а вот обратно на русский уже нет. Автору выкладки, разумеется, спасибо - претензии не к нему.
Несколько последних комментариев, похоже, означают голову в песок - так спокойнее. Я с пониманием отношусь к такой позиции, к тому же мы живём в ней (позиции) уже больше 100 лет. Слишком дороги нам результаты деятельности этого "грешника", без них всё население Земли уже не сможет, тем более русские люди. Мы не можем позволить себе судить Его. Думаю, что в 1893г. нашлись судьи (я имею в виду не только и не столько членов рокового Суда Чести) которые олицетворяли зарождение новой силы в России, силы страшной и опасной. Вот против этой грозной опасности и предупреждал Чайковский, пророчествуя гибель своей России. За что и погиб. Эти силы, эти судьи, пришли, в основном, с Запада. Это они стараются принизить оценки творчества Чайковского. И музыка его сентиментальна до китча, и русский народ чрезмерно чувствителен (недаром он, русский народ, изобрёл МАТ, как средство превозмочь нечеловеческие беды и испытания, выпавшие на его долю). А остальные русские композиторы, кроме Чайковского, не умеют самовыражаться (это Глинка, Бородин, Римский-Корсаков - ну и ну!!!). А Чайковский создавал Западную музыку, значит, его следует считать Западным композитором - ещё один выверт с целью отнять самое ценное у русского народа. Не просты вот такие книжечки и фильмики, цель у них выверена точно.
Ну, не знаю. Я как-то Моцарта всё равно больше люблю. И Бетховена с Бахом. Так что можно смело констатировать: Россия потеряна уже давно, а Чайковский - тем более. Есть только Запад и Восток. А между ними - рынок сбыта их продукции.
Кстати, с детства мне в Чайкоском претила именно чувствительность его. Неумеренная, несдержанная какая-то. Это было само собой. Ни под чьим влиянием. Разве что под влиянием Моцарта, Бетховена, Баха и Генделя. ... Так что если там что-то кто-то об этом же пишет - он прав, получается. А ради чего он это пишет, какие цели преследует - это ЕГО проблемы. Мы Чайковского любим и слушаем не по чьей-то там рекомендации и вообще не от понятий, а по естественной потребности. Точно так же как читаем гороскопы, зная, что кто-то их очень жестокео проклинает как антинаучную ересь. Мы даже согласны, что ересь и антинаучная, но всё равно читаем и как-то не беспокоимся за свои нравственные и научно-мировозренческие устои при этом. Так что это - не "голову в песок", а элементарное "спокойствие и равновесие души", товарищи. "Без паники!"
Уважаемая Земля! Музыка Чайковского содержит множественные непревзойденные музыкальные вершины. Чрезмерная чувственность его музыки проистекает, во-первых из её антипропаганды, о которой я уже сказал (вспомните хотя бы деятельность весьма активного агента Запада А. Варгафтика - он почти в каждом своем докладе считал своим долгом плюнуть в сторону Чайковского. Да и на нашем сайте есть любители выразиться по всякому поводу и без повода: "Ах, как же я не люблю Чайковского!") и во-вторых из ужасной заигранности его произведений. Когда-то моим любимым концертом был его 1-ый концерт для фп с оркестром. Но после неумеренного и неумного (или, наоборот, очень умного - зависит от цели) использования этого концерта в качестве обязательного элемента на конкурсе Чайковского, он (концерт) просто набил оскомину. И потом, уж слишком много у нас пунктов имени Чайковского, согласитесь. Мой Вам совет, послушайте (ещё раз, если уже) хотя бы "Франческу да Римини", скажите, где там сентиментальность, китч, кто из упомянутых Вами великих создавал что-либо подобное, изумительное не по чувственности, не по чувствительности, а по чувству, по выражению трагедии любви. Недаром, тема песни Франчески так тронула А. Пахмутову, что она откликнулась несравненной песней на схожую музыкальную тему. Извините, но хочу процитировать Вас. После всех слов отрицания музыки Чайковского у Вас вырвалось душевное: "Мы Чайковского любим и слушаем не по чьей-то там рекомендации и вообще не от понятий, а по ЕСТЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ." Да неужто?
зачем же так переживать? Никто Чайковского у вас не отнимает. Слушайте себе на здоровье! Немцы и то не плачут, что у них Бетховена отнимают, или итальянцы, что Верди. А что кто-то что-то говорит, так наплюйте. Мало ли. кто чего ляпнет. Даже здесь иногда такое прочтешь, что хоть святых выноси. На чужой роток не накинешь платок. Это я специально для вас по-русски.
Милая Сюзанна! Вы комментируете в категориях наций (народов), а не личностей. Мы, русские, давно сознаём, что у нас отняли или отнимают, но я не могу говорить об этом на этом сайте. Прослушивание музыки не отнимает композитора у его народа. Значит, дело не в этом. В каком смысле у немцев отнимают Бетховена? Я знаю один пример. 9-ая симфония. Её сделали гимном "Свободного мира", считая, что именно это как бы имел в виду Бетховен. Но всё дело в том, что Бетховен, кажется, имел в виде свободу не для всех, а только для своей любимой Германии, проходившей в то время процедуру объединения. Если так, то симфонию, действительно, отняли (обобществили) у Германии. Другие примеры мне не известны. С Чайковским - совсем другое. Нам пытаются внушить, что русский народ не достоин такого композитора, как Чайковский. Это оскорбление для народа. С этим мы никак не можем примириться.
Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьяненные тобою, Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди — братья меж собой. Хор Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, - Бог, в любви пресуществлённый! Кто сберёг в житейской вьюге Дружбу друга своего, Верен был своей подруге, - Влейся в наше торжество! Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз! Хор Всё, что в мире обитает, Вечной дружбе присягай! Путь её в надзвездный край, Где Неведомый витает. Мать-природа всё живое Соком радости поит, Всем даёт своей рукою Долю счастья без обид. Нам лозу и взор любимой, Друга верного в бою, Видеть Бога херувиму, Сладострастие червю. Хор Ниц простерлись вы в смиренье? Мир! Ты видишь Божество? Выше звёзд ищи Его; В небесах Его селенья. Радость двигает колёса Вечных мировых часов. Свет рождает из хаоса, Плод рождает из цветов. С мировым круговоротом Состязаясь в быстроте, Видит солнца в звездочётам Недоступной высоте. Хор Как светила по орбите, Как герой на смертный бой, Братья, в путь идите свой, Смело, с радостью идите! С ней мудрец читает сферы, Пишет правды письмена, На крутых высотах веры Страстотерпца ждёт она. Там парят её знамёна Средь сияющих светил, Здесь стоит она склонённой У разверзшихся могил. Хор Выше огненных созвездий, Братья, есть блаженный мир, Претерпи, кто слаб и сир, - Там награда и возмездье! Не нужны богам рыданья! Будем равны им в одном: К общей чаше ликованья Всех скорбящих созовём. Прочь и распри и угрозы! Не считай врагу обид! Пусть его не душат слёзы И печаль не тяготит. Хор В пламя, книга долговая! Мир и радость — путь из тьмы. Братья, как судили мы, Судит Бог в надзвёздном крае. Радость льётся по бокалам, Золотая кровь лозы, Дарит кротость каннибалам, Робким силу в час грозы. Братья, встаньте, — пусть, играя, Брызжет пена выше звёзд! Выше, чаша круговая! Духу света этот тост! Хор Вознесём Ему хваленья С хором ангелов и звёзд. Духу света этот тост! Ввысь, в надзвездные селенья! Стойкость в муке нестерпимой, Помощь тем, кто угнетён, Сила клятвы нерушимой - Вот священный наш закон! Гордость пред лицом тирана (Пусть то жизни стоит нам), Смерть служителям обмана, Слава праведным делам! Хор Братья, в тесный круг сомкнитесь И над чашею с вином Слово соблюдать во всём Звёздным Судиёй клянитесь!
Фридрих Шиллер, 1785.
Трям-пам-пам.
О Германии ни слова. Слова эти призывают объединится не немцев, а всех людей (которые в теме). И проект этот куда более велик нежели национальное объединение и даже объединение наций. Это о братстве всех людей - мысли столь великой и дерзкой, что до сих пор будоражит сердца людей.
Уважаемый Виталий, мы все читали Оду "К радости". Зачем Вы так размахнулись? Полная Свобода невозможна, т.к. убивает Равенство. А без Равенства нет Братства, не так ли? Французы в своё время не справились с этой проблемой, тысячи их погибли на гильотине. Не считаете ли Вы НАТО Братством, объединением свободных стран, потому имеющих право бомбить другие, менее свободные страны? Вот об этом мечтал Бетховен? Шиллер был идеалистом, романтиком. Бетховен тоже прошёл через это. Но потом разочаровался в Революции, понял кое-что. Во время работы Бетховена над 9-ой симфонией Европа представляла собой бурлящий котёл. Разгром Декабристов в России. Приближался 1830-тый год. Подавление рабочих выступлений, Польского восстания. Бетховен был глух, но не слеп! В это же время Германия объединялась! Бетховен с сердечным трепетом вернулся на свою Родину. На этом я остановлюсь. Подумайте сами.
Бетховен к НАТО если и имеет, то весьма и весьма опосредованное отношение. Что касается бурлящего котла, то вся сознательная жизнь Бетховена протекала в этих условиях, для него это не было чем-то новым, но вот сверхидея была.
Внушаемость это признак слабости тормозных процессов или наоборот их преобладания, не помню точно. Неважно. Главное, что слабости. И дайте, наконец, предложения, что делать. Куда писать или звонить, чтобы прекратить это безобразие. А то разговор начинает напоминать толчение воды в ступе. И будь я хоть потомок майя (училась у нас такая в группе из Перу девочка), я бы сказала вам то же самое.
67.Константин Владимирович (konst) (30 Июня 11 14:58)
[Материал]
Девушка из Перу, подозреваю, была потомком инков, а не майя.
Мне добрые люди здесь уже говорили. что я неграмотная, ну и вообще дура конечно. А ПОЭТОМУ ИМЕЮ ПРАВО ПИСАТЬ ВСЕ ЧТО ЗАХОЧУ! И инструментовка фразы останется, клянусь Кетзалкотлем! Жаль только бедную Алиси.ю - как она всю жизнь ошибалась.
Она могла быть и потомкем майев, если они незадолго до этого переехали из Ц. Америки в Перу - к родстенникам-атцекам, напрмиер. (Позвали их родственники-атцеки, приехавшие незадолго до этого сами к позвавшим их туда родсьвенникам-инкам.) А девочка выросла и, когда стала совсем большая, приехала из Перу в Москву и стала говорить, что она из Перу сама, и что она, вообще-то, майя. Так ей её родители сказали: "Ты, наша девочка, МАЙЯ. МАЙЯ. МАЙЯ. Запомни это и езжай с богом в свою Москву". Так она и запомнила это и стала всем рассказывать в Москве - так, как её научмлм старшие. Родители, то есть. "Я", говорит, "девочка-майя из Перу", говорит. Так и мы запомнили со слов её. Запомните ж теперь и вы, дорогие наши читатели!
Чайковский - достояние мира. И кто его отнимает у него, тот поступает дурно-с. Не дадим и не позволим, товарищи!!
Кстати, сейчас Питер Донахью говорил в интервью в прямом эфире, что в вестибюле конкурса слышны разговоры "Опять этот 1-й концерт Чайковского! Ах, сколько же можно!", а мне, говорит, Донахью, наоборот кажется: могу слушать это произведение бесконечно, потому что все играют его по-разному, и в каждом исполнении-интерпретации мне, казалось бы тыщу раз слышавшему и игравшему это произведение и знающему его вдоль и поперёк, открывается что-то новое и неожиданное. И это здорово! (сказал Питер Донахью). И с этим трудно не согласиться, товарищи.
Донахью связан с Концертом профессионально. Это особая статья, никаких возражений. Однако в смысле нашего обсуждения ему, предположительно, нет дела до сохранения ценности Концерта для русского народа. Хотя, кто его знает, Донахью. Нам нужно научиться бережно относиться к национальной культуре. Чтобы, услышав звуки этого Концерта, любой русский человек всей душой радостно отзывался на них. Чтобы служил этот концерт многие лета всему человечеству. Но чтобы никто никогда не забыл, что создал его русский народ. Не верьте глобалистам, товарищи. Они стараются обобществить с целью отобрать, перемешать, переоценить, заставить забыть...
Не вы-й-де-т! Русский народ - это самый русский народ во всей планете Земля, и ничто русское у него не отберётся! Ни-ко-г-да!
Но, вообще-то, никому и в голову во всём мире не придёт, наверно, услышав Чайковского не подумать: "А ведь он же из России, товарищи, однако!.." Точно так же, как и товарища Ленина, товарищи. Не от-да-ди-м!!
У журналистов есть такой фразеологизм "британские ученые", после него можно писать любую чушь и все сойдет с рук. Мое отношение к изысканиям с туманного Альбиона именно такое, в 99% случаев это ахинея.
Ну если так интересно, попытаюсь Вам в общих чертах изложить. Дело в том, что название "Кто убил Чайковского" не вполне верно отражает суть фильма. Правильнее было бы назвать "Из-за чего умер Чайковский" (но тогда бы исчез эффект сенсации). Так вот, по версии автора фильма Энтони Холдена, на самом деле Чайковский покончил с собой (отравился мышьяком). Однако совершил он это не по собственной воле: к самоубийству Чайковского приговорил суд чести императорского училища правоведения (Чайковский был его выпускником). В вину Чайковскому вменялась скандальная связь с племянником графа Стенбок-Фермора. Параллельно излагается альтернативная интерпретация традиционной версии смерти Чайковского (от холеры). Строится она на следующих утверждениях: 1. Чайковский осознавал собственную гомосексуальность, но относился к ней спокойно; 2. Чайковский испытывал сильную склонность к беспорядочным половым связям (в основном с молодыми людьми, промышлявшими проституцией), очень из-за неё страдал, но не мог её преодолеть; 3. один из путей заражения холерой - половой (в фильме употреблён термин "анально-оральный"); 4. холера преобладала среди бедных слоёв населения; 5. Чайковский мог заразиться холерой от одного из тех молодых людей, которым он платил за услуги сексуального характера. С Вашего позволения, я не буду всё это комментировать.
Если не смешивать политику и музыку,то биография и творчество (о нём можно поговорить и отдельно) Чайковского говорят о том,что он сам был убеждённым западником и всячески старался сделать свою музыку достоянием мира,а не только России,в отличие от кучкистов.И эту задачу он реализовал блестяще ещё при своей жизни.Он с благодарностью принимал все почести в свой адрес от западных университетов и не случайно именно Чайковского из русских музыкантов пригласили на открытие Карнеги-холл. Кстати не думаю,что чехи обижаются на Америку,за то,что у Дворжака есть довольно много "американской" музыки. По-моему Вы,уважаемый Иванович,излишне драматизируете ситуацию именно с Чайковским. Он был,есть и будет только русским композитором. При этом почему мы должны обижаться на европейцев за их интерес к его наследию. Другое дело,что подобные фильмы делаются ради денег и никакой ценности не представляют.Лично я его даже смотреть не стал.
На счёт всего остального я пожалуй с Вами соглашусь,нас россиян (намеренно не пишу русских) боятся и ненавидят.А что вы хотите. Мы самая богатая страна на свете,поэтому многие и хотят оторвать хоть кусочек. Но я убеждён,России надо бояться русских больше чем кого бы то ни было.Больше чем мы сами делаем с нашей страной никакой её враг не сделает.
Уважаемый Константин! 1. Никто из русских композиторов не отгораживался специально от Запада, и я ничего подобного не говорил. Всем были интересны контакты, учёба и успехи. Чайковский в т.ч. Но почему Вы называете его убеждённым западником, я не понимаю. Первые три его симфонии были программно ориентированы на славян: Россию, Украину и Польшу в порядке номеров. 6-ая симфония, по-моему, посвящена трагедии России. Все оперы, кроме Иоанны и Иоланты связаны с Россией. Вот несколько программных симфоний (типа Манфреда или Франчески), действительно, связаны с Западом через античную и западную литературу. Ну, и что? А романсы? Не буду продолжать. А кучкисты? Не мне Вам объяснять, чем обязан запад Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Бородину? Они меньше были ориентированы на западные темы, но они принципиально не зарабатывали деньги на музыке, а Чайковский был уже истинный профессионал в этом смысле. Ему очень нужен был заработок. Вот в этом он и отличается от кучкистов. 2. Я не драматизирую ситуацию с Чайковским. На эту тему я уже не раз выступал на этом сайте. Ситуация действительно тревожна. Во первых, его творчество пытаются принизить (слишком сентиментально, китч и т.п.). Во-вторых, это творчество используется порой само- и произ-вольно. Например, Р.Пети создал балет "Пиковая дама" под музыку 6-ой симфонии. Не буду Вам объяснять, что в этом унизительного я нахожу. В третьих, мне не раз приходилось встречать измышления о том, что музыка Чайковского настолько хороша, что культура русского народа не соответствует ей, т.е. русский народ не стоит такого композитора. Я на этом закончу, хотя мог бы ещё продолжить. 3. То, что сделано с нашей страной, сделано не русскими, а россиянами. И мы уже совсем не самая богатая страна, потому что потеряли главное - интеллект народа. Да и ещё много чего. Но, пожалуй, хватит. Спасибо Вам за внимание. P.S. Напоминаю, что я не специалист в музыке, а просто русский человек. Могу в деталях ошибаться. Не будьте слишком строги.
Да что это такое всё!.. Куда ни кинь - всюду из мухи слона, из мухи слона, из мухи слона... Нет, товарищи. Так жить НЕЛЬЗЯ! (Проще надо. Простее.)
Никуда Чайковский не денется от нас.
А про "русское" я разговоры вообще не люблю. Потому что считаю: настоящий русский тот, кто не думает и в уме нисколько не держит, что он русский. И в этом истинное величие русской нации - знак её непринуждённо естественно спокойной уверенности в себе: пока гром не грянет, нечего и креститься, понимаешь. Вот такие мы!
Уважаемый Иванович.Ваше искреннее переживание за судьбу национальной культуры не может не вызывать уважения,однако я по принципиальным соображениям с Вами согласиться не могу.
Во-первых,наличие или отсутствие произведений на национальные сюжеты не делает композитора принадлежным к той или иной национальной культуре.Если встать на Вашу точку зрения,получится,что Гендель не написавший ни одной оперы на немецкий сюжет не может считаться немецким композитором.Более того,английский или итальянский язык,на которых написаны его оперы и оратории тоже не добавляют немецкости.Однако кто усомнится,что Гендель немецкий композитор? Почему же французы не волнуются по поводу того,что французскость Равеля,который написал значительное число сочинений на испанском материале могут оспорить испанцы? Ответ очевиден. Национальным композитором делает не выбор сюжетов,а тот музыкальный язык на котором он пишет.И в этом смысле Чайковский безусловно русский композитор и оспаривать это бессмысленно. Наличие в его наследии увертюр на сюжеты Шекспира не делает его английским композитором,а Итальянское каприччио итальянским.Собственно он и русский совсем не потому,что написал "Евгения Онегина".
Почему же я назвал его западником? В отличие от кучкистов Чайковский соединил в своём творчестве русскую музыкальную речь с устоявшимися европейскими формами изложения. Он писал музыку так,чтобы она была понятна европейскому уху - вот главная партия,вот побочная,вот экспозиция,вот разработка,вот кода,вот вариации,вот мотивная работа итд итп.Он не пытался изобретать в этом смысле "самобытный" велосипед как это делали кучкисты. И именно поэтому уже при жизни его музыка была принята на Западе,в отличие от гениального Мусоргского,который занял своё заслуженное место лишь после смерти,а творчество других кучкистов так и осталось на периферии. Хорошо это или плохо,но из всего наследия их в мире регулярно играется около 5 произведений. Это именно потому,что для европейского уха музыка кучкистов такая же экзотика как для нас китайская народная опера.Вроде бы и интересно,но непонятно о чём.
Что же касается того,что Вы пишете о неких умозаключениях,что его музыка излишне сентиментальна и что русские недостойны музыки Чайковского,то лично мне нечего ответить на подобные глупости и советую Вам меньше обращать на них внимания. Скажем,многие музыканты считают Пуччини плохим композитором.Среди них много итальянцев,скажем Аббадо или Джулини не сыграли за свою жизнь ни одной его ноты.Ну и что? Пуччини занимает своё место в истории музыки и вряд ли что-то способно его с этого места убрать.Так же и с Чайковским.Вы думаете,что только его "поганят" современные постановщики? Почему бы Вам не возмутиться тем фактом,что даже гайдновские симфонии нынче танцуют. Мне тоже не нравится идея станцевать Шестую симфонию,однако я убеждён,что эти эксперименты уйдут сами собой когда будет преодолён кризис современного академического искусства.
Мне очень по душе, как и что Вы говорите. Дай бог, чтобы модераторы не торопились закрывать обсуждения. Да оии, кажется, ведут себя вполне прилично, спасибо им. Я готов подчиниться Вашему авторитету, но есть некоторые соображения, лежащие не совсем в русле музыковедения, но которые волнуют меня и являются актуальными на данном этапе. Вот, например, о танцах под Шестую. Я не против балета на любую музыку. Балет - это великое искусство. Если кто-то "транскрибирует" с его помощью музыку, то это никак не может унижать последнюю. Но что сделал Р.Пети? Он заявил о создании балета не тему Пиковой дамы. Я не знаю точно, что он имел в виду, повесть Пушкина, оперу Чайковского или какую-то старую французскую легенду. Во всяком случае, на эту тему уже музыкально выразился такой авторитетный композитор как Чайковский. Т.е. музыка для балета уже есть и, вроде бы интересная. Однако Пети "забраковал" её. Для меня это подозрительно, Пети начал копаться в русской музыке, выбирать что получше, поценнее. Остановился на Шестой симфонии Чайковского. Он работал не над балетом по музыке симфонии, а лишь использовал её для окраски сюжета, чтобы сделать его потрагичнее. Но музыка эта - на мой взгляд, высочайшая музыка, созданная человеком, величайшая симфония. Я понимаю, что кто-то спросит, ну уж и величайшая, а как же Девятая Бетховена? Что ж, вопрос спорный. Но уж, во всяком случае, одна из величайших. Поговорил ли Пети с кем-нибудь из культуроведов России, получил ли добро? Хотя, если он попросил одобрения у М.Швыдкого, то, конечно, получил его. Но у меня он этого разрешения не получит. Ибо для меня Шестая - это о трагедии России, а не о пошленькой французской побасенке. Чтобы быть понятным, я обычно привожу в пример следующую аналогию. Представим, что Пети решил поставить балет на тему Фиделио, но с использованием музыки Девятой симфонии Бетховена. Что получил бы он на Западе за такой выверт? Думаю, хороший отлуп, это понятно без моих объяснений. Бетховена надо уважать, а Чайковского - нет? Французы и без этого уже достаточно досадили русскому народу. Об этом Пети должен был бы помнить.
По второму абзацу не могу согласиться с Вами. Если я пишу математическую работу, используя арабские цифры, то я должен называться "арабистом"? Это упрощенное, но завершающее сравнение. Хочу всё-таки получить согласие от Вас. Никакой Чайковский не Западник. Его просто хотят "переманить" к себе.
Я не знаю ничего о "самобытных" велосипедах кучкистов. Оперы Римского никак не уступают по уровню искусства лучшим западным операм. Например, "Царская невеста" - это одна из лучших опер, какие я слышал. "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" и т.д. Корсаков был признанным соперником Чайковского. Его гениальная "Шехразада" уже давно и верно служит мастер-классом по созданию морского пейзажа. А ведь были ещё Танеев, Глазунов, Рахманинов, наконец.
По последнему абзацу Вашего комментария я тоже имею возражения. Да, это можно было бы считать за мелочные придирки, но они делаются в общем контексте антирусской кампании, сочиняются всякие небылицы о русском народе. Думаю, что последний сам нуждается уже в защите нашего общества. Но об этом не здесь.
Ну, ей-боггу же!.. Разве можно так бесконечно серьёзно и неотвратимо серьёзно делать из мухи слона, не оставляя простора никакой издёвке!.. Что Чайковский! Что шестая! Что Бетховен! Что девятая! Когда тут на каждом шагу имя Господа Бога ИИсуса Христа поносят кто во что горазд! И ничего. Мир держится. Не провалился никуда. И Богу тоже по барабану. У Вас какая-то прямо-таки мания опасности, мне кажется... В любой отклонении от нормы, даже сделанном без претензии на Вселенную, Вы видите катастрофу оной или приблиджение её. Так не годится! НАдо дать возможность людям, в том числе и творчески-клоунадовским, самвыразиться так, как им в голову взбрендило. Ведь, ей-богу же, мир от этого не станет ни хуже, ни лучше. И Россия тоже. Кризис у нас в другом. И в другом и надо копать, не смешивая мух и котлет в одну кучу-бучу. ИМХО, конечно. Извините.
По 66. Земля. Хоть бы Вы, наконец, намекнули, о чём Вы. Я говорю о музыке и композиторах, а Вы? Куда Вы меня всё подталкиваете? ИМХО Ваше уж очень смрадно, простите. Подозреваю, что Вы сегодня выступаете в состоянии гроги, тон у Вас слишком разухабистый.
Валерий Соколов проделал уникальную работу, опубликовав все то, что было вычеркнуто цензорами из писем и дневников Чайковского. Оказалось, например, что редактированию и купированию в общей сложности подверглись 248 писем композитора, в основном адресованных братьям Модесту и Анатолию. И во всех этих посланиях кипели любовные страсти. 28.09.1876г. Брату Модесту. «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей». 16.09.1878г. Брату Модесту. «От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях. Rendez-vous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура - un reve, воплощение сладкой мечты. Погулявши и окончательно влюбившись, я приглашаю его и Николая Львовича в трактир. Мы берем отдельную комнату. Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки... и ... и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».
Только-то сегодня днём мы эту тему обсудили уже в чате. А именно (пересказывая в двух словах): все эти якобы "письма П. И. Чайковского братьям" - фальшивка. Источник такого утверждения, сообщённый погруженцам сегодня днём в чате товарищем Кассисом следующий: http://zavtra.ru/content/view/oklevetannyij-genij/ Кажется, в данной статье всё расставленно по местам довольно-таки убедительно. Как с фактологической, так и с логической точки зрения. Или у вас есть другие надёжно-проверенные факты, может быть?
Письма Чайковского без купюр Официальный альманах Дома-музея Чайковского в Клину (!!!!) Отсканированный печатный материал http://v-mishakov.narod.ru/sokolov.html Подлиники опубликованных писем хранятся в архиве Дома-музея Чайковского в Клину и в рукописном отделе Б-ки им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. (После этого судите об убедительности того, что печатает "Завтра". Там видимо принято считать, что если что-то в СССР было спрятано в спецхране, то этого вообще не существовало.)
То-то мне Чайковский с раннего возраста очень подозрителен был и ну совсем не нравился, товарищи! (Ну, не Бах!) Вы меня серьёзно разочаровали теперь, товарищи. Словно в детство вернули, прям.
Вот только старыми фильмами по "Культуре" и утешаюсь. "Хмурое утро" сейчас передают. Как хорошо тут со сцены товарищ Ленин перед народными массами выступает! Просто душа радуется.
Земля, "Не сотвори себе кумира". Да тут и говорить-то не о чем. Сексуальная ориентация меня абсолютно не интересует и не может разочаровать или обрадовать. Более подробно стоит присматриваться к поступкам великих людей. Предавал ли, подличал, воровал, обижал слабых или был порядочным человеком, великодушным, смелым и добрым. Да и тут разочарований будет предостаточно, я уверен. А распутство, пьянство (и другие излишества) у талантливых людей - обычное дело. Таких, как И.С.Бах немного.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".